Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Какова максимальная площадь земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта? Вправе ли орган местного самоуправления определить такую площадь в соответствующем нормативном правовом акте?

26 декабря 2022

Прежде всего отметим, что в соответствии со ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута. Таким образом, при размещении указанных объектов сделка по предоставлению земельного участка не совершается.
В этой связи также обратим внимание, что площадь земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) ни ЗК РФ, ни иными нормативно-правовыми актами не определена. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. N 582-ст) также не устанавливает нормативную площадь НТО и площадь земельных участков под НТО.
Косвенные упоминания максимальной площади земельного участка под НТО встречаются лишь в п. 2 Методических рекомендациях Минпромторга по совершенствованию правого регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации (смотрите письмо от 23 марта 2015 г. N ЕВ-5999/08), из которых следует, что закрепление в законодательстве субъектов Российской Федерации всех вариантов юридического оформлении размещения нестационарных торговых объектов и осуществления развозной торговли:
- договор аренды земельного участка - предпочтительный вариант, если земельный участок уже сформирован и договор заключен, а также если оформление земельного участка возможно по градостроительным нормам;
- в случае нового размещения павильонов более 100 кв. м. или этажностью свыше одного этажа оформление договора аренды земельного участка обязательно.
Однако соблюдение этого правила не является обязательным. Так, в решении Ульяновского областного суда от 21 сентября 2021 г. N 3а-88/2021 суд указывает, что нормами федерального и регионального законодательства не предусмотрены обязательные к исполнению требования к размеру площадей нестационарных объектов различного назначения. Методические рекомендации не устанавливают обязательные к исполнению требования к площади нестационарных объектов - павильонов. Пункт 2 этого документа регламентирует вопросы юридического оформления размещения нестационарных объектов - павильонов более 100 кв. м.
При этом вопросы предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли согласно п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом N 381-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В этой связи вопрос порядка предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли, в том числе вопросов срока размещения таких объектов, определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
Кроме того, порядок и условия размещения объектов нестационарной торговли устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ).
В соответствии с Областным законом Ростовской области от 16.04.2010 N 389-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности в Ростовской области" органы местного самоуправления предусматривают строительство, размещение торговых объектов; в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Также на основании чч. 1 и 4 ст. 7 Закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона N 131-ФЗ под правилами благоустройства территории муниципального образования понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
П. 25 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены: утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
В соответствии с ч. 1 ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
В этой связи полагаем, что максимальная площадь территории под НТО может определяться в Правилах благоустройства соответствующего муниципального образования, принятых в установленном законом порядке, и, соответственно, в схеме расположения НТО. В этой связи смотрите апелляционное определение СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 января 2022 г. по делу N 66а-68/2022, решение Ульяновского областного суда от 21 сентября 2021 г. N 3а-88/2021.
Также в качестве примера рекомендуем ознакомиться со следующими нормативными правовыми актами:
- постановление Администрации г. Железногорска Курской области от 28 января 2021 г. N 113 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Железногорска";
- решение Ульяновской Городской Думы Ульяновской области от 24 февраля 2021 г. N 20 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования "город Ульяновск";
- решение Совета депутатов г. Черногорска Республики Хакасия от 24 октября 2017 г. N 22 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования город Черногорск в новой редакции".
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Балашов Дмитрий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

5 декабря 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

Перепечатка
Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное