Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При реализации входных билетов на фестиваль освобождение от налогообложения НДС применяется при соблюдении требований к реализованным билетам, а также при наличии у организации соответствующего кода вида деятельности по ОКВЭД.
Такой код вида деятельности по ОКВЭД не обязан быть основным.
Билет должен быть выдан в виде бланка строгой отчетности, сформированного с помощью онлайн-ККТ.
Однако если организация прямо не поименована в абзаце 5 подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, то согласно позиции Минфина России оснований для применения освобождения от налогообложения НДС не имеется.
При продаже билетов посредником ККТ применяется посредником.
Обоснование позиции:
По общему правилу объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
В то же время подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ предусматривает, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, к которым относятся, в частности, реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках, океанариумах и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
Заметим, что в самой норме подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ нет отсылки к кодам ОКВЭД, а также не говорится о том, что деятельность в сфере культуры и искусства должна быть для организации основной.
Финансовое ведомство делает вывод, что при реализации входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий освобождение от налогообложения НДС применяется при соблюдении требований к реализованным билетам, а также наличия у организации соответствующего кода вида деятельности по ОКВЭД (смотрите, например, письма Минфина России от 09.07.2019 N 03-07-07/50508, от 02.04.2019 N 03-07-14/22790, от 19.04.2017 N 03-07-07/23488).
Основным кодом вида деятельности организации указан 94.99 "Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки".
В то же время в числе иных кодов видов деятельности организации названы 93.21 "Деятельность парков культуры и отдыха и тематических парков", 90.04 "Деятельность учреждений культуры и искусства", 85.41.2 "Образование в области культуры".
На наш взгляд, из приведенного выше мнения чиновников следует, что Минфин России не настаивает на том, чтобы у организации был основным код вида деятельности по ОКВЭД, связанный с деятельностью в области культуры и искусства.
Подобная логика прослеживается и в разъяснениях налоговиков. Так, в письмах УФНС России по г. Москве от 28.09.2009 N 16-15/100505, от 16.02.2009 N 16-15/013714 говорится, что подтверждением принадлежности организации к учреждению культуры и искусства является присвоение ей соответствующего кода ОКВЭД.
Схожим образом рассуждают и судьи.
Например, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 26.07.2010 по делу N А38-6687/2009 говорится, что по смыслу ст. 149 НК РФ возможность применения плательщиком НДС льготы связана не с организационно-правовой формой налогоплательщика, а со сферой применения и характером оказываемых им услуг, то есть с видом деятельности. Следовательно, любой налогоплательщик, который самостоятельно или через свои структурные подразделения осуществляет операции, освобожденные от налогообложения по данному налогу в соответствии с названной статей, имеет право на льготу.
В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.03.2010 по делу N А19-18332/09 судьи, рассматривая правомерность применения освобождения от НДС, поддержали организацию, осуществляющую деятельность по организации и эксплуатации детского городка аттракционов и реализации входных билетов на посещение аттракционов в парке культуры и отдыха. При этом обществу был присвоен соответствующий код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), подтверждающий право осуществления деятельности в сфере культуры и искусства.
Однако, как следует из письма Минфина России от 28.02.2017 N 03-07-07/11141, этот код ОКВЭД для организации должен быть основным. Значит, тот факт, что деятельность в сфере культуры не является основной, может быть спорным.
Теперь что касается непосредственно формы билетов.
Приказом Минкультуры России от 29.06.2020 N 702 (далее - Приказ N 702) утверждены формы бланков строгой отчетности "Билет", "Абонемент" и "Экскурсионная путевка". Эти формы должны применяться организациями исполнительских искусств и музеями.
В письме ФНС России от 20.06.2019 N СД-4-3/11865@ разъяснено, что организации культуры и искусства вправе применять освобождение от НДС при реализации входных билетов и абонементов на посещение культурных мероприятий как физическим лицам, так и организациям или ИП (в том числе при безналичной оплате) при условии выдачи билета в виде бланка строгой отчетности, сформированного согласно Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ) с помощью онлайн-ККТ.
Также при расчетах наличными (банковскими картами) льготу по НДС можно подтвердить одновременной выдачей билета по форме, установленной Приказом N 702, и кассового чека (БСО), а при безналичном расчете с организациями (ИП) без применения ККТ - выдачей только билета по форме, установленной Минкультуры России. Об этом говорится в письмах ФНС России от 30.08.2019 N АС-4-20/17479@, УФНС России по Камчатскому краю от 15.08.2019 N 11-02-29/08810@.
Тот факт, что реализация билетов будет осуществляться через Яндекс, по нашему мнению, не препятствует применению освобождения от налогообложения. Аналогичное мнение нашло отражение в письме УФНС России по г. Москве от 16.08.2019 N 17-15/152373@.
В то же время из писем Минфина России от 12.12.2011 N 03-07-07/83, от 08.05.2009 N 03-07-07/41 следует, что оказание услуг в сфере культуры и искусства организацией, прямо не поименованной в абзаце 5 подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, не является операцией, освобожденной от исчисления и уплаты НДС. Как разъясняет финансовое ведомство в письме Минфина России от 19.04.2017 N 03-07-07/23488, если услуги, поименованные в подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, оказываются организациями, не включенными в перечень организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, установленный данным подпунктом, то такие услуги подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 01.02.2019 N 03-07-11/5801.
Судьи поддерживают данную позицию (смотрите, например, определение ВАС РФ от 21.08.2008 N 10741/08, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 28.08.2008 N А82-146/2008-20, ФАС Северо-Западного округа от 12.12.2005 N А13-2323/2005-26). Подобным образом, со ссылкой на письма Минфина России, рассуждали судьи и в постановление Пятого ААС от 21.04.2015 N 05АП-2077/15: принимая во внимание буквальное толкование подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ и учитывая разъяснения, данные Министерством финансов РФ, коллегия приходит к выводу, что освобождение от НДС может применяться не всеми налогоплательщиками, реализующими билеты на культурно-развлекательные мероприятия, а только организациями, поименованными в спорной норме права.
Следовательно, если организация не поименована в абзаце 5 подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, то оснований для применения освобождения от налогообложения не имеется.
Напомним также, что организация может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Обратиться в налоговый орган за разъяснениями можно на сайте ФНС России, пройдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/.
Что касается применения ККТ при продаже билетов через Яндекс отметим следующее.
Согласно п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь ККТ обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено Законом N 54-ФЗ. В общем случае ККТ после ее регистрации применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом (п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ).
Таким образом, при расчетах с физическими лицами организации следует применять ККТ. При этом не имеет значения, каким способом осуществляется платеж: наличными или безналичными денежными средствами.
В рассматриваемой ситуации для продажи билетов планируется заключение посреднического договора с Яндексом.
К посредническим договорам относятся договор поручения (глава 49 ГК РФ), договор комиссии (глава 51 ГК РФ) и агентский договор (глава 52 ГК РФ).
При этом все посредники (комиссионеры, агенты, поверенные) действуют в интересах заказчика (принципала, комитента, доверителя) и за его счет, а все ими полученное по сделкам в рамках посреднических договоров является собственностью заказчика и подлежит передаче ему. Расчеты по посредническим договорам между заказчиками и третьими лицами могут производиться с участием посредников или без.
Для целей применения ККТ важно понимать, от чьего имени по договору действует посредник: от своего имени (в рамках агентского либо комиссионного договора) или от имени заказчика (в рамках агентского договора либо в рамках договора поручения).
Так, по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (абзац 2 п. 1 ст. 1005 ГК РФ).
Аналогичная норма установлена в отношении договора комиссии: по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер (абзац второй п. 1 ст. 990 ГК РФ).
Как было указано специалистами ФНС России, поскольку при осуществлении расчетов с покупателями (клиентами) агент выступает в качестве продавца, то именно у него возникает обязанность по применению ККТ и выдаче (направлению) кассового чека (письмо ФНС России от 11.11.2019 N ЕД-4-20/22760@).
Следовательно, в случае действия агента от своего имени и за счет принципала агент применяет ККТ, зарегистрированную на себя, то есть на агента (смотрите также ответ с официального сайта ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", февраль 2020 г.).
В письме Минфина России от 12.03.2021 N 03-00-03/17554 также говорится, что при оказании услуг агентом ККТ применяется в обязательном порядке, и, соответственно, регистрировать ККТ обязан агент. При этом дополнительного применения ККТ принципалом не требуется (смотрите также письмо Минфина России от 14.10.2019 N 03-01-15/78699). О необходимости применения ККТ именно агентом (комиссионером, поверенным) неоднократно писали представители официальных органов и ранее (смотрите, например, письма Минфина России от 05.09.2018 N 03-01-15/63529, ФНС России от 09.08.2018 N АС-4-20/15481@).
Таким образом, в случае осуществления расчетов с участием агента может применяться ККТ, зарегистрированная агентом, с указанием в кассовом чеке соответствующих реквизитов (письма Минфина России от 14.07.2020 N 03-01-15/61155, от 30.03.2020 N 03-01-15/24985, от 22.01.2020 N 03-01-15/3375).
Когда комиссионер (агент) будет передавать комитенту (принципалу) денежные средства, полученные от клиентов, ККТ применять не нужно, поскольку передается имущество, которое принадлежит комитенту. Расчета в понимании Закона N 54-ФЗ) в таком случае не происходит (смотрите письма Минфина России от 06.04.2020 N 03-01-15/27090, от 29.06.2018 N 03-01-15/45091, от 26.04.2017 N 03-01-15/25252).
Если же агент действует от имени и за счет принципала, то агент применяет ККТ, зарегистрированную на принципала. Но агент также вправе применять ККТ, зарегистрированную на себя (агента), при условии указания в кассовом чеке реквизитов "признак агента", "данные поставщика", "ИНН поставщика" (смотрите ответ с официального сайта ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", февраль 2020 г., а также письма Минфина России от 12.03.2021 N 03-00-03/17554, от 30.03.2020 N 03-01-15/24985).
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Деятельность в сфере культуры и искусства: о применении льготы по НДС (Д.В. Дурново, журнал "НДС: проблемы и решения", N 8, август 2019 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена
14 апреля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.