Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" и постановлению Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 о лимитах дохода предприятие относилось к категории среднего предпринимательства, находилось в реестре малого и среднего предпринимательства и пользовалось различными льготами, предусмотренными для соответствующей категории, в том числе по взносам (организации и предприниматели, которые включены в реестр малого и среднего бизнеса, вправе начислять взносы по пониженной ставке 15%). После последнего обновления базы данных (10.08.2020) в отношении предприятия сведения в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствуют. Организацию исключили. Учредителями предприятия являются 2 физических лица (граждане РФ) с долями по 50%. Среднесписочная численность по состоянию на 01.01.2020 - 240 человек. Сумма дохода (выручка от реализации плюс внереализационный доход) за 2019 год - 2 396 987 455 руб. Правомерно ли предприятие исключено из реестра? Каким образом организации восстановиться в реестре? С какой даты все льготы для организации как для среднего предприятия перестали действовать? Получается, что за август 2020 года платить страховые взносы нужно по общим тарифам?

31 августа 2020

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае организация правомерно исключена из реестра субъектов МСП. В связи с этим она утрачивает право на применение пониженных тарифов страховых взносов с 1 августа 2020 года. Остальные преференции, связанные с наличием статуса субъекта МСП, по нашему мнению, прекращают действовать с 1 января 2020 года.

Обоснование вывода:
Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ (далее - Закон N 102-ФЗ) с 1 апреля 2020 года до конца расчетного периода 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства (далее также - МСП), введены пониженные тарифы страховых взносов в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного на начало года (ст.ст. 5-6 Закона N 102-ФЗ)*(1).
Таким образом, к начислениям, произведенным после 01.04.2020, вправе применить пониженные тарифы страховых взносов только страхователи, являющиеся субъектами МСП.
Согласно частям 1, 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ организация признается субъектом среднего предпринимательства при единовременном соблюдении следующих условий:
1) она соответствует хотя бы одному из условий, указанных в п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Например, суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не должна превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49% (пп. "а" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ);
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год должна составлять от 101 до 250 человек (пп. "б" п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ);
3) доход от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном НК РФ, не должен превышать двух миллиардов рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, п. 1 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства").
В рассматриваемой ситуации по итогам 2019 года доход от предпринимательской деятельности превысил два миллиарда рублей, т.е. условие о величине дохода по состоянию на 01.01.2020 не соблюдается. Соответственно, по состоянию на 01.01.2020 организация не отвечает критериям для признания ее субъектом среднего предпринимательства.
На основании п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) сведения о юридических лицах и ИП исключаются из него 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица и ИП перестали отвечать условиям, установленным ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
При этом ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ определено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п.п. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Однако в рассматриваемом случае вопрос стоит не об изменении категории в рамках законодательства о малом и среднем предпринимательстве, а об утрате статуса малого (среднего) предприятия. Поэтому применению в данном случае подлежит норма п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ.
Подтверждается данный вывод и судебной практикой. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд, рассматривая споры об исключении организаций из Единого реестра, указывает, что в ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ идет речь об изменении категории субъекта малого или среднего предпринимательства. Указанная норма права применяется в случаях, когда одна из указанных категорий меняется на другую. При рассмотрении вопроса об исключении общества из Реестра или его включении в Реестр положение ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ не применяется (смотрите постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 N 09АП-32308/18, от 30.05.2018 N 09АП-11048/18, от 28.04.2017 N 09АП-15465/17 (постановлением АС Московского округа от 08.08.2017 N Ф05-10294/17 данное постановление оставлено без изменения)).
Таким образом, в рассматриваемом случае организация правомерно исключена из реестра. Для повторного включения в реестр должна сложиться ситуация, когда она вновь будет отвечать требованиям, установленным ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
По мнению ФНС России, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Законом N 102-ФЗ, только при условии внесения сведений о них в реестре. При этом пониженные тарифы применяются с первого числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года. В случае исключения плательщиков страховых взносов из реестра МСП пониженные тарифы страховых взносов не применяются с первого числа месяца, в котором плательщики страховых взносов были исключены из реестра МСП (письма ФНС России от 29.04.2020 N БС-4-11/7300@, от 28.04.2020 N БС-4-11/7155@, от 02.06.2020 N БС-4-11/9090@). Соответственно, в рассматриваемом случае организация утрачивает право на применение пониженных тарифов страховых взносов с 1 августа 2020 года.
Следует учитывать, что Закон N 209-ФЗ не ставит признание организации субъектом малого или среднего предпринимательства в зависимость от факта ее регистрации в реестре, равно как от факта формального признания этого статуса каким-либо органом. Наличие у хозяйствующего субъекта статуса субъекта малого или среднего предпринимательства обусловлено исключительно его соответствием критериям, установленным в ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Наличие сведений об организации в реестре является лишь подтверждением ее статуса СМП на определенную дату. Однако факт наличия записи о субъекте в реестре сам по себе не означает, что данный субъект относится к субъектам МСП.
В рассматриваемом случае организация перестала соответствовать критериям субъекта МСП с 1 января 2020 года. В связи с этим считаем, что именно с этой даты фактически утрачен статус субъекта МСП и прекращают действовать все преференции, связанные с наличием данного статуса.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

13 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Аналогичные поправки внесены в ст. 427 НК РФ и ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (смотрите ст.ст. 2 и 4 Закона N 102-ФЗ), они вступят в силу с 1 января 2021 года и предполагается, что будут действовать бессрочно.

Перепечатка
Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное