Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Имеет ли право бюджетное учреждение, получатель субсидии, оплатить командировочные расходы в части проживания в гостинице в сумме, превышающей 1500 руб. в сутки, или же учреждение должно руководствоваться нормами, установленными постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729?

13 ноября 2012

Понятие служебной командировки, гарантии при направлении работников в служебные командировки, возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, определены ст. 166-168 ТК РФ.
При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ).
Согласно ст. 166 ТК РФ особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Постановление N 749).
В соответствии с п. 11 Постановления N 749 работникам возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации. Порядок и размеры расходов, связанных с командировкой, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. Аналогичная норма содержится в ст. 168 ТК РФ.
Учитывая особенности правового положения учреждений-получателей бюджетных средств из федерального бюджета, нормы возмещения командировочных расходов для них установлены отдельными нормативными документами, в том числе:
- размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, - постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" (далее - Постановление N 729);
- размеры суточных и норм расходов по найму жилья при направлении в заграничную командировку - постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 N 812 "О размере и порядке выплаты суточных" (далее - Постановление N 812) и приказом Минфина России от 02.08.2004 N 64н "Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" (далее - Приказ N 64н).
Однако бюджетные учреждения не являются получателями бюджетных средств. В соответствии с п. 4 ст. 69.2, п. 1 ст. 78.1 БК РФ и п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральных бюджетных учреждений осуществляется в виде субсидий из федерального бюджета.
Таким образом, на бюджетное учреждение - получателя субсидий не распространяются нормы возмещения командировочных расходов, утвержденные для учреждений, финансируемых из федерального бюджета. В то же время порядок и размеры расходов, связанных с командировкой, должны быть определены коллективным договором или локальным нормативным актом учреждения.
Следовательно, в приведенной ситуации организация вправе компенсировать работнику затраты на служебную командировку, в том числе расходы по найму жилья, в пределах нормативов, утвержденных локальным нормативным актом или коллективным договором. В отсутствие надлежащим образом установленных максимальных размеров возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работодатель обязан компенсировать работникам командировочные расходы в полном размере (в размере фактических затрат).
Следует отметить, как было сказано ранее, размеры расходов, связанных с командировкой, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, при их разработке бюджетное учреждение может использовать отдельные нормы, предусмотренные Постановлениями NN 729, 812 и Приказом N 64н.
При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета (смотрите, например, постановления ФАС Центрального округа от 16.02.2011 по делу N А36-6476/2009, ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2011 N Ф07-14750/2010 по делу N А56-12834/2010, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 N 13АП-10008/2010).
В заключение обращаем Ваше внимание на то, что размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением. Порядок определения указанных затрат и распределения их по отдельным государственным услугам устанавливается федеральными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждений по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России (п. 10 "Положения...", утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671).
При этом нормативами затрат, установленными учредителем в части командировочных расходов, могут быть приняты нормы вышеуказанных Постановлений NN 729, 812 и Приказа N 64н (смотрите, например, п. 27 "Правил...", утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1011). В этом случае использование средств субсидии на командировочные расходы в суммах, превышающих плановые значения, определенные учредителем, по нашему мнению, может рассматриваться как нецелевое использование денежных средств. В то же время бюджетное учреждение может возмещать командировочные расходы в размерах, установленных локальным нормативным актом, сверх размеров, предусмотренных нормативами затрат, за счет средств, поступающих от иных видов деятельности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Ответ прошел контроль качества

26 октября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Перепечатка
Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное