Как отразить задолженность МУП по возврату в бюджет средств субсидии, предоставленной учредителем на увеличение уставного фонда, если условия соглашения выполнены, а субсидия учредителем предоставлена неправомерно?
Учредителем перечислена субсидия муниципальному унитарному предприятию (МУП) на увеличение уставного фонда в соответствии ст. 78 БК РФ в 2023 году. Условия соглашения о предоставлении субсидии МУП были выполнены. Контрольно-счетной палатой городского округа при проверке МУП выявлено неправомерное предоставление субсидии учредителем. В 2024 году учредитель выставил требование МУП о возврате субсидии. МУП отказалось осуществить возврат этих средств, и учредитель обратился в суд для принудительного взыскания, судебный процесс не окончен.
На каком счете учредителю отразить задолженность МУП по возврату средств в бюджет?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Средства, подлежащие возврату в доход бюджета, могут быть отражены в качестве начисления доходов от возмещения ущерба имуществу с применением счета 0 209 40 000 "Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба", статьи 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатьи 144 "Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)" КОСГУ.
Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 2 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 11 Закона N 161-ФЗ). От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 2 Закона N 161-ФЗ).
Уставный фонд муниципального унитарного предприятия может быть увеличен (ст. 14 Закона N 161-ФЗ) за счет средств субсидий, предоставленных ему как в соответствии со ст. 78 БК РФ, так и в соответствии со ст. 78.2 БК РФ.
В рассматриваемом случае субсидия муниципальному унитарному предприятию на увеличение уставного фонда была предоставлена в соответствии ст. 78 БК РФ.
Муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, указанные в подп. 3 п. 2 ст. 78 БК РФ, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством РФ, и определять в том числе порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата получателем субсидий, не использованных остатков субсидий (п. 3 ст. 78 БК РФ). В случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном муниципальными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3.1 ст. 78 БК РФ).
Расходы на вложения в уставные фонды государственных (муниципальных) унитарных предприятий, в том числе в форме предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности, относятся на статью 530 "Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов" КОСГУ (п. 13.3 Порядка N 209н).
Перечисление субсидии на осуществление капитальных вложений отражается по дебету счета 1 206 73 000 "Расчеты по авансам на приобретение акций и по иным формам участия в капитале" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 304 05 530 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом, с последующим зачетом на счет 1 302 73 000 "Расчеты по приобретению акций и иных финансовых инструментов части сформированных финансовых вложений в счет перечисленной ранее предварительной оплаты (абзац 2 п. 80, абзац 4 п. 80, абзац 3 п. 111, абзац 11 п. 102 Инструкции N 162н).
Для учета вложений (инвестиций) в финансовые активы в государственные (муниципальные) предприятия предназначен счет 215 32 "Вложения в государственные (муниципальные) предприятия" (п. 245 Инструкции N 157н, п. 97 Инструкции N 162н).
Учет операций по формированию вложений денежных средств (инвестиций) в объекты финансовых активов отражается на основании правового акта, распоряжения уполномоченного органа, по дебету счета 1 215 32 000 "Вложения в государственные (муниципальные) предприятия" и кредиту счета 1 302 73 000 "Расчеты по приобретению акций и иных финансовых инструментов" (абзац 1 п. 98, абзац 17 п. 102 Инструкции N 162н). При формировании данной операции одновременно отражается зачет по предоставленной субсидии на основании Отчета о выполнении условий Соглашения.
Финансовые вложения в виде участия публично-правовых образований в уставных фондах государственных (муниципальных) унитарных предприятий учитываются на счете 204 32 "Участие в уставном фонде государственных (муниципальных) предприятий" (п. 194 Инструкции N 157н, п. 73 Инструкции N 162н).
Принятие к учету финансовых вложений в уставный фонд государственного (муниципального) унитарного предприятия органом, предоставившим субсидию, который одновременно осуществляет права собственника имущества данного предприятия, отражается по дебету счета 1 204 32 530 "Увеличение участия в государственных (муниципальных) предприятиях" и кредиту счета 1 215 32 630 "Уменьшение вложений в государственные (муниципальные) предприятия" (абзац 12 п. 74 Инструкции N 162н).
В ситуации, если орган власти, предоставивший унитарному предприятию субсидию, в отношении данного предприятия не осуществляет права собственника его имущества, то сформированные на счете 215 32 "Вложения в государственные (муниципальные) предприятия" финансовые вложения подлежат передаче тому органу власти, который такие права в отношении унитарного предприятия осуществляет. В этом случае операции по отражению передачи вложений (инвестиций) в объекты финансовых активов при их безвозмездной передаче по первоначальной стоимости в рамках одного уровня бюджета отражается по дебету счета 1 401 20 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям" и кредиту счета 1 215 32 630 "Уменьшение вложений в государственные в государственные (муниципальные) предприятия" (абзац 5 п. 98 Инструкции N 162н).
В данной ситуации условия соглашения о предоставлении субсидии МУП были выполнены. Контрольно-счетной палатой городского округа при проверке МУП выявлено неправомерное предоставление субсидии учредителем. Орган, предоставивший субсидию, по предписанию контрольного органа осуществляет взыскание субсидии в судебном порядке.
Поскольку получателем субсидии условия, установленные при ее предоставлении, выполнены, отражать операцию по начислению доходов от возврата в бюджет средств, использованных с нарушением условий их предоставления, по нашему мнению, некорректно.
В то же время к доходам от возмещения ущерба относятся экономические выгоды или полезный потенциал, полученные или ожидаемые к получению от возмещения ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 32 Стандарта "Доходы"). Полагаем, что в данной ситуации операция по возврату средств в бюджет по экономической сути схожа с операцией по возмещению ущерба, поэтому считаем возможным в бюджетном учете отразить начисление доходов от возмещения ущерба.
В соответствии с п. 34 Стандарта "Доходы" доходы от возмещения ущерба признаются в бухгалтерском учете на дату возникновения требования к плательщику возмещения ущерба. Суммы доходов от возмещения ущерба признаются в бухгалтерском учете, в соответствии с документами, подтверждающими право требования (п. 35 Стандарта "Доходы").
Суммы ущерба, нанесенного имуществу учреждения, могут быть отражены в качестве начисления доходов от возмещения ущерба имуществу с применением счета 0 209 40 000 "Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба", статьи 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатьи 144 "Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)" КОСГУ (пп. 220, 221 Инструкции N 157н, п. 85 Инструкции N 162н, п. 12.1.4 Порядка N 82н, п. 9.4.4 Порядка N 209н).
Суммы задолженности по возмещению ущерба имуществу, в том числе по финансовым активам (за исключением страховых случаев), отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 209 44 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)" и кредиту счетов 0 401 10 144 "Доходы от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)", 0 401 40 144 "Доходы будущих периодов от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений" (абзац 13 п. 86 Инструкции N 162н).
При отражении в учете доходов в случае, когда у учреждения отсутствует уверенность в увеличении будущих экономических выгод (получении денежных средств), применяется счет 401 40 "Доходы будущих периодов".
Принимая во внимание тот факт, что предприятие - получатель субсидии не согласно с предъявленными требованиями о возврате полученных средств, признание дебиторской задолженности следует отразить в корреспонденции со счетом 401 40 "Доходы будущих периодов".
Таким образом, в бюджетном учете может быть отражена следующая корреспонденция счетов:
Дебет КДБ 1 209 44 563 Кредит КДБ 1 401 40 144
- отражено требование о возмещении ущерба на основании предписания контрольного органа.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Солдатова Людмила
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
муниципальный советник 1 класса Селина Елена
30 июля 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
