Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Какими проводками в бюджетном учреждении отражается принятие к учету готовой продукции, ее реализация, закрытие производственных счетов?

Какими проводками в бюджетном учреждении отражается принятие к учету готовой продукции, ее реализация, закрытие производственных счетов?

Какие сделать проводки по учету продуктов питания и готовой продукции для Комбината питания школ? Какими проводками в бюджетном учреждении отражается принятие к учету готовой продукции, ее реализация, закрытие производственных счетов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

С целью правильного учета операций по изготовлению продукции общепита и отражения финансового результата по данной деятельности в учетной/единой учетной политике необходимо предусмотреть:

- правила формирования затрат, связанных с производством, в т.ч. необходимость проведения систематического контроля соотношения фактических расходов (в разрезе всех видов затрат) по каждому виду готовой продукции и установленной нормативно-плановой себестоимости, что позволит своевременно выявлять отклонения, которые могут негативным образом влиять на финансовый результат по данной деятельности;

- правила корректировки отклонений фактической себестоимости от нормативно-плановой себестоимости изготавливаемой продукции и отражения их в учете;

- оптимальный перечень номенклатуры готовой продукции, который может включать как группы продукции (например, комплексный обед, завтрак), так и самостоятельные блюда (например, салат "Винегрет овощной", компот из сухофруктов и т.д.).

Не все хозяйственные операции по отражению в бухгалтерском учете производства и отгрузки готовой продукции можно отражать по сводным учетным документам последним числом месяца. В частности, ежедневные данные бухгалтерского учета на счетах 105 02 "Продукты питания" и 105 07 "Готовая продукция" должны соответствовать фактическим данным складского учета на соответствующую дату. Такой подход позволяет обеспечить достоверности отражаемой информации, а именно своевременно определять недостачи или излишки материальных ценностей.

Обоснование вывода:

По общим правилам, оприходование готовых блюд и кулинарной продукции, предназначенных для реализации, в бухгалтерском учете отражается на дату их выпуска (дату принятия к учету) по плановой (нормативно-плановой) себестоимости (п. 122 Инструкции N 157н, п. 39 Инструкции N 174н). То есть поступление готовой продукции в течение месяца производится по факту готовности продукции и не зависит от полноты отражения фактических затрат на ее изготовление.

Реализация готовой продукции потребителю также отражается по нормативно-плановой себестоимости (п. 42 Инструкции N 174н).

Нормативно-плановая себестоимость готовой продукции в бюджетном учреждении может быть равна определенной калькуляционным способом цене реализации продукции собственного производства (письмо Минфина России от 22.04.2016 N 02-07-05/23495). Вместе с тем отметим, что цена реализации готового блюда определяется методом калькуляции затрат на приобретение сырья (сырьевого набора продуктов) и наценки, позволяющей возместить расходы учреждения по производству и реализации продукции собственного производства и обеспечивающей рентабельную работу учреждения.

Таким образом, при определении нормативно-плановой себестоимости блюд учитываются не только стоимость используемого сырья (продуктов), но и иные затраты (на оплату труда, амортизацию оборудования и т.п.). Поэтому для того, чтобы в учете корректно отражать принятие к учету готовой продукции (формирование затрат), в распоряжении бухгалтерии должен находиться расчет нормативно-плановой себестоимости каждого вида блюд и кулинарных изделий собственного производства (или группы продукции) в разрезе всех видов затрат, прямо или косвенно связанных с изготовлением данной продукции (группы продукции). Как правило, такой расчет составляется профильным подразделением учреждения (например, экономической службой).

Согласно п. 39 Инструкции N 174н принятие к учету готовой продукции отражается по дебету счета 2 105 Х7 34Х "Готовая продукция" и кредиту счета 2 109 60 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг". Обратите внимание, что организация учета затрат на счете 0 109 60 000 осуществляется по экономическим элементам и по статьям калькуляции (абзац 6 п. 134 Инструкции N 157н), а аналитический учет по соответствующим статьям/подстатьям КОСГУ в зависимости от их экономического содержания (см. норму Плана счетов бухгалтерского учета бюджетного учреждения, определенную Приложением N 1 Инструкции N 174н). Следовательно, рассматриваемая хозяйственная операция по приходу готовой продукции питания должна отражаться в учете: Дебет 2 105 Х7 346 в корреспонденции с Кредитом 2 109 60 2ХХ.

Однако, как показывает практика, некоторые бухгалтерские программы формируют проводки по принятию к учету готовой продукции без детализации затрат по КОСГУ, т.е. по кредиту счета 2 109 60 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг". Как поясняют разработчики программ, это не является ошибкой и связано с оптимизацией степени полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.

На наш взгляд, такой подход действительно упрощает учетные процедуры и не влияет на достоверность формирования конечного финансового результата. Поэтому считаем, что применение данного способа допустимо, если необходимые корреспонденции счетов закреплены в учетной политике учреждения. При этом ответственное лицо за проведение данных операций должно контролировать правильность учета/закрытия счетов производственных затрат в соответствии с перечнем затрат, включаемых в себестоимость выпускаемой продукции.

Фактические затраты на изготовление готовой продукции (в разрезе прямых, накладных и общехозяйственных расходов) формируются в течение месяца по тем статьям расходов, которые включены в себестоимость продукции (определены при расчете нормативно-плановой себестоимости).

При этом прямые затраты сразу относятся на себестоимость изготовления готовой продукции по видам расходов (по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 2 109 60 2ХХ "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг"). А накладные и общехозяйственные расходы в течение месяца отражаются по видам затрат в общей сумме по дебету счетов 2 109 70 2ХХ "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг", 2 109 80 2ХХ "Общехозяйственные расходы" соответственно.

По окончании месяца определяется фактическая себестоимость готовой продукции путем распределения накладных и общехозяйственных расходов на себестоимость продукции. Распределение накладных и общехозяйственных расходов может осуществляться одним из способов (п. 134 Инструкции N 157н):

- пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам,

- объему выручки от реализации продукции (работ, услуг),

- иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Величина отклонений между нормативно-плановой и фактической себестоимостью определяется ежемесячно и отражается в учете в соответствии с п. 40 Инструкции N 174н.

Порядок формирования затрат (выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции и базы распределения накладных и общехозяйственных расходов между объектами калькулирования) может быть установлен органом-учредителем или самостоятельно учреждением в составе учетной/единой учетной политики (п. 34 Инструкции N 157н).

Важно отметить, что суммы расходов, которые должны быть отнесены на себестоимость конкретного блюда (группы продукции), определяются на основании расчетных данных, предоставленных экономической службой учреждения. При этом общехозяйственные расходы, как правило, распределяются в следующем порядке:

- на первом этапе - между источниками финансового обеспечения учреждения (например, между деятельностью по выполнению госзадания и приносящей доход деятельностью);

- на втором этапе - между видами деятельности по каждому источнику финансирования (например, в рамках приносящей доход деятельности: между изготовлением готовой продукции и продажей розничных товаров),

- на третьем этапе - между видами конкретных услуг и (или) производимой продукции (группами продукции) (например, комплексный завтрак, комплексный обед, конкретное блюдо).

В части периодичности поступления документов в централизованную бухгалтерию и момента отражения операций в бухгалтерском учете по принятию к учету готовой продукции и ее реализации отметим следующее.

Все факты хозяйственной жизни отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных и (или) сводных учетных документов, которые формируются на основе первичных учетных документов. Такие документы должны составляться в момент совершения факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после окончания факта хозяйственной жизни (п. 20, 21 Стандарта "Концептуальные основы").

В то же время правилами документооборота или порядком взаимодействия структурных подразделений учреждения и лиц, осуществляющих ведение бухгалтерского учета, составление и представление бухгалтерской отчетности, в том числе если такие полномочия переданы централизованной бухгалтерии, разрешается установить иную периодичность составления первичных учетных (или сводных учетных) документов, исходя из существа события и обеспечения достоверности отражаемой в документе информации (например, сутки, неделя, месяц, квартал), при условии их составления на отчетную дату (подп. "б" п. 9 приложения N 2 к Стандарту "Учетная политика").

В отношении производства готовой продукции считаем, что факты хозяйственной деятельности, связанные:

- с выдачей материальных ценностей со склада в производство (например, продукты питания для приготовления готовых блюд), должны отражаться в учете датой выдачи, что обеспечит соответствие их движения на складе и в учете;

- с принятием к учету готовой продукции - отражаются на дату выпуска (п. 122 Инструкции N 157н), т.е. в рассматриваемом случае - ежедневно;

- с реализацией готовой продукции - по договорам, т.е. списание с учета готовой продукции отражается датой передачи ее заказчику (контрагенту);

- с формированием фактических затрат - в соответствии с установленной учетной политикой периодичностью.

Таким образом, в рассматриваемом случае:

- обороты по соответствующим аналитическим счетам счета 105 00 "Материальные запасы" формируются за каждый рабочий день;

- обороты по дебету счета 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции" - по правилам документооборота, например, в отношении заработной платы - по факту начисления; по материальным затратам - по факту выдачи; по распределению общехозяйственных и накладных расходов - ежемесячно и т.п.

Порядок отражения операций по изготовлению и реализации продукции общепита рассмотрим на конкретном примере с учетом специфики отражения операций в бухгалтерской программе (отражение нормативно-плановой себестоимости на счете 109 60 без детализации по видам затрат).

Пример (цифры приводятся условные):

Комбинат питания (бюджетное учреждение) осуществляет деятельность по организации питания и реализации готовых блюд в школах. Ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности возложено на ЦБ. При этом управленческий учет и составление первичных учетных документов по движению продуктов питания, изготовлению и реализации готовых блюд ведется непосредственно в учреждении посредствам специализированной программы.

1. 07 июня Комбинат питания изготовил для реализации 1000 порций салата "Винегрет овощной".

2. Нормативно-плановая себестоимость этого готового блюда определена: одной порции салата - 78 руб. / 1000 порций - 78 000 руб., в т.ч. на одну порцию / на 1000 порций, соответственно:

- стоимость продуктов, необходимых для приготовления салата, - 32 руб. / 32 000 руб.;

- заработная плата работников кухни и иного вспомогательного персонала - 25 руб. / 25 000 руб.;

- начисления на оплату труда - 7,55 руб. / 7550 руб.;

- коммунальные услуги - 6,25 руб. / 6250 руб.;

- амортизации оборудования - 7,20 руб. / 7200 руб.

3. 07 июня Комбинат реализовал физическим лицам 1000 порций салата "Винегрет овощной" на сумму 93 600 руб. (цена одной порции согласно прейскуранту составляет 93,6 руб., с учетом уровня рентабельности 20%);

4. По документам, поступившим в бухгалтерию в течение месяца (например, 13 июня и 28 июня по выплате заработной плате, 01 июля по коммунальным платежам за июнь, 07 июня по передаче продуктов питания со склада в производство), фактические затраты учреждения, связанные с изготовлением 1000 порций данного вида блюда, в июне месяце составили:

1) в части прямых затрат:

- израсходованы продукты питания (свекла, морковь и т.д.) - 30 000 руб.;

- начислена заработная плата основному персоналу 5000 руб. и 15 000 руб., соответственно 13 и 28 числа;

- начисления на оплату труда - 6040 руб.;

- начислена амортизация оборудования пищеблока 7200 руб.

2) в части накладных расходов (конкретные суммы расходов, относимые на изготовление продукции, определены согласно установленным в учреждении способу распределения и базе распределения накладных расходов):

- начислена заработная плата вспомогательному персоналу - 5000 руб. (при этом общие суммы начисленной зарплаты данному персоналу за июнь составили 100 000 руб. и 150 000 руб., соответственно 13 и 28 числа);

- начисления на оплату труда вспомогательного персонала - 1510 руб. (общая сумма начислений по данному персоналу за июнь составила 75 500 руб.);

- начислены расходы на коммунальные услуги 6600 руб. (общая сумма указанных расходов за месяц составила 70 000 руб.).

На 1 июня остатков нереализованной продукции на складе не имеется.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения в июне будут отражены следующие операции:

1. В части фактических расходов за июнь (п. 60 Инструкции N 174н):

а) прямые затраты, отнесенные на формирование фактической себестоимости выпущенной продукции (по номенклатуре салат "Винегрет овощной", 1000 порций):

1 июня: Дебет 2 109 60 271 Кредит 2 104 ХХ 411 (по соответствующим аналитическим счетам)

- 7200 руб. - начислена амортизация оборудования с оформлением Бухгалтерской справки (ф. 0504833);

07 июня: Дебет 2 109 60 272 Кредит 2 105 32 442

- 30 000 руб. - списаны продукты питания, использованные при приготовлении блюда, на основании сводного учетного документа о расходовании продуктов питания за день, сформированного ответственным лицом учреждения на основании первичных учетных документов, например Меню-требований (ф. 0504202);

13 июня: Дебет 2 109 60 211 Кредит 2 302 11 737

- 5000 руб. - начислена заработная плата основному персоналу за первую половину месяца на основании Расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401), Расчетной ведомости (ф. 0504402);

28 июня: Дебет 2 109 60 211 Кредит 2 302 11 737

- 15 000 руб. - начислена заработная плата основному персоналу за вторую половину месяца на основании Расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401), Расчетной ведомости (ф. 0504402);

28 июня: Дебет 2 109 60 213 Кредит 2 303 ХХ 731 (по соответствующим аналитическим счетам)

- 6040 руб. - начислены взносы по единому страховому тарифу и страховые взносы по "травматизму" в отношении основного персонала на основании Расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401), Расчетной ведомости (ф. 0504402).

По итогам проведения указанных операций данные по дебету счета 2 109 60 2ХХ (по видам затрат) показывают сумму прямых затрат, отнесенных на фактическую себестоимость изготовления 1000 порций блюда (по номенклатуре "Винегрет овощной"), которая равна 63 240 (7200 + 5000 + 15 000 + 6040 + 30 000) руб.

б) Накладные расходы (отражаются в общей сумме затрат):

13 июня: Дебет счета 2 109 70 211 Кредит 2 302 11 737

- 100 000 руб. - начислена заработная плата вспомогательному персоналу за первую половину месяца на основании Расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401), Расчетной ведомости (ф. 0504402);

28 июня: Дебет счета 2 109 70 211 Кредит 2 302 11 737

- 150 000 руб. - начислена заработная плата вспомогательному персоналу за вторую половину месяца на основании Расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401), Расчетной ведомости (ф. 0504402);

28 июня: Дебет 2 109 70 213 Кредит 2 303 ХХ 731 (по соответствующим счетам)

- 75 500 руб. - начислены взносы по единому страховому тарифу и страховые взносы по "травматизму" на основании Расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401), Расчетной ведомости (ф. 0504402);

30 июня: Дебет 2 109 70 223 Кредит 2 302 23 734

- 70 000 руб. - начислены расходы по коммунальным услугам на основании Акта об оказанных услугах.

2. В части изготовления и реализации продукции:

07 июня: Дебет 2 105 37 346 Кредит 2 109 60 000 (без детализации расходов по КОСГУ)

- 78 000 руб. (1000 порций х 78 руб.) - принята к учету готовая продукция (по номенклатуре салат "Винегрет овощной") по нормативно-плановой себестоимости (п. 39 Инструкции N 174н). Основание: сводный учетный документ, сформированный в учреждении ответственным лицом на основании первичных учетных документов, подтверждающих выпуск готовой продукции за день, например Требований-накладных (ф. 0510451) или иных документов, предусмотренных учетной/единой учетной политикой учреждения;

07 июня: Дебет 2 401 10 131 Кредит 2 105 37 446

- 78 000 руб. (1000 порций х 78 руб.) - списана реализованная продукция (по номенклатуре салат "Винегрет овощной") по нормативно-плановой себестоимости (п. 42, п. 93 Инструкции N 174н). Основание: сводный учетный документ, сформированный в учреждении ответственным лицом на основании первичных учетных документов, предусмотренных учетной политикой учреждения для этих целей, например Накладные на отпуск материальных ценностей на сторону (ф. 0510458);

07 июня: Дебет 2 205 31 567 Кредит 2 401 30 131

- 93 600 руб. (1000 порций х 93,6 руб.) - начислены доходы от реализации готовой продукции (п. 39 Инструкции N 174н). Основание: Ведомость группового начисления доходов (ф. 0510431), составленная на основании сводного учетного документа, сформированного в учреждении ответственным лицом за оформление данных операций на основании, например, Товарных отчетов, Отчетов о реализации или иных документов, предусмотренных учетной политикой учреждения.

3. В части закрытия производственных счетов:

30 июня: Сначала отражается распределение накладных расходов на себестоимость блюда (операции отражаются на основании соответствующих расчетов, согласно установленным в учетной политике способу распределения и базе распределения накладных расходов) с оформлением Бухгалтерской справки (ф. 0504833):

Дебет 2 109 60 211 Кредит 2 109 70 211

- 5000 руб. - распределена сумма зарплаты вспомогательного персонала на себестоимость готовых блюд;

Дебет 2 109 60 213 Кредит 2 109 70 213

- 1510 руб. - распределена сумма начислений на оплату труда вспомогательного персонала на себестоимость готовых блюд;

Дебет 2 109 60 223 Кредит 2 109 70 223

- 6600 руб. - распределена сумма расходов на коммунальные услуги на себестоимость готовых блюд.

По итогу проведения данных операций:

- обороты по кредиту счета 2 109 70 2ХХ (по видам затрат) показывают сумму накладных расходов, отнесенных на фактическую себестоимость изготовления 1000 порций блюда (в дебет счета 2 109 60 2ХХ, по видам затрат, по номенклатуре "Винегрет овощной"), которая равна 13 110 (5000 + 1510 + 6600) руб.

- обороты по дебету счета 2 109 60 2ХХ (по видам затрат, по номенклатуре "Винегрет овощной") показывают сумму фактических затрат, отнесенных на изготовление данного блюда (прямых + распределенных накладных), которая равна 76 350 (63 240 + 13 110) руб.

30 июня: после распределения накладных отражается корректировка отклонений между фактической и нормативно-плановой себестоимостью.

В рассматриваемом примере имеются отклонения фактической себестоимости (обороты по дебету счета 2 109 60 2ХХ, по видам затрат) от нормативно-плановой себестоимости (обороты по кредиту счета 2 109 60 000) в размере - 1350 (76 350 - 78 000) руб.

Корректировку отклонений по реализованной продукции необходимо провести таким образом, чтобы:

1) в учете на конец месяца на счете 2 401 10 131 был отражен финансовый результат от реализации готовой продукции по фактической стоимости. Учитывая, что ранее (07 июня) реализация готовой продукции была отражена по нормативно-плановой себестоимости, которая превысила фактическую на 1350 руб., то на конец месяца следует скорректировать обороты по дебету счета 2 401 10 131, т.е. уменьшить их;

2) не изменять сложившиеся обороты, ранее отраженные на счете 2 105 Х7 000 по номенклатуре "Винегрет овощной", т.к. на конец месяца остатка по этому виду продукции нет (сколько произвели - столько и реализовали);

3) технически, например в бухгалтерской программе, "закрылись" соответствующие обороты по дебету счета 2 109 60 2ХХ (в разрезе КОСГУ) и кредиту счета 2 109 60 000 (без разбивки КОСГУ).

На наш взгляд, в рассматриваемом случае корректировку отклонений можно отразить следующими проводками:

Дебет 2 401 10 131 Кредит 2 109 60 000 ("красное сторно")

- (-78 000) руб.;

Дебет 2 401 10 131 Кредит 2 109 60 272

- 30 000 руб.;

Дебет 2 401 10 131 Кредит 2 109 60 211

- 25 000 руб.;

Дебет 2 401 10 131 Кредит 2 109 60 213

- 7750 руб.;

Дебет 2 401 10 131 Кредит 2 109 60 223

- 6600 руб.;

Дебет 2 401 10 131 Кредит 2 109 60 271

- 7200 руб.

Данные операции позволяют учесть отклонение фактической и нормативно-плановой себестоимостей (разница дебетового и кредитового оборота счета 2 109 60 ХХХ, в рассматриваемом примере - по конкретному виду продукции "Винегрет овощной"), отразив ее как корректировку дебета счета 2 401 10 131, не затрагивая обороты по аналитическому счету 2 105 37 000.

Вместе с тем отметим, что в разных бухгалтерских программах предусмотрены разные механизмы формирования бухгалтерских записей по корректировке указанных отклонений в зависимости от технических возможностей.

Например, в некоторых программах в случае, когда нормативно-плановая себестоимость учитывается по кредиту счета 2 109 60 000 (без детализации по КОСГУ), предусмотрено отражать корректировку отклонений следующим образом:

1) сторнируется операция по принятию к учету готовой продукции по нормативно-плановой себестоимости:

- Дебет 2 105 37 346 Кредит 2 109 60 000 (без детализации КОСГУ);

2) отражаются операции по доведению нормативно-плановой стоимости до фактической:

- Дебет 2 105 37 346 Кредит 2 109 60 2ХХ (детализация по КОСГУ);

3) отражается корректировка стоимости реализованной продукции, если фактическая себестоимость превышает нормативно-плановую:

- Дебет 2 401 10 131 Кредит 105 37 446.

Если нормативно-плановая себестоимость превышает фактическую, указанная операция отражается способом "красное сторно".

Необходимо отметить, что в этом случае в итоге финансовый результат в части операций по реализации готовой продукции будет сформирован правильно. Однако такой вариант учета отклонений Инструкциями N 157, 174н предусмотрен только в отношении нереализованной продукции, т.е. имеющейся на складе.

Обобщая вышеизложенное, мы пришли к выводу, что:

1) с целью правильного учета операций по изготовлению продукции общепита и отражения финансового результата по данной деятельности в учетной/единой учетной политике необходимо предусмотреть:

- правила формирования затрат, связанных с производством, в т.ч. необходимость проведения систематического контроля соотношения фактических расходов (в разрезе всех видов затрат) по каждому виду готовой продукции и установленной нормативно-плановой себестоимости, что позволит своевременно выявлять отклонения, которые могут негативным образом влиять на финансовый результат по данной деятельности;

- правила корректировки отклонений фактической себестоимости от нормативно-плановой себестоимости изготавливаемой продукции и отражения их в учете;

- оптимальный перечень номенклатуры готовой продукции, который может включать как группы продукции (например, комплексный обед, завтрак), так и самостоятельные блюда (например, салат "Винегрет овощной", компот из сухофруктов и т.д.);

2) не все хозяйственные операции по отражению в бухгалтерском учете производства и отгрузки готовой продукции можно отражать по сводным учетным документам последним числом месяца. В частности, ежедневные данные бухгалтерского учета на счетах 105 02 "Продукты питания" и 105 07 "Готовая продукция" должны соответствовать фактическим данным складского учета на соответствующую дату. Такой подход позволяет обеспечить достоверности отражаемой информации, а именно своевременно определять недостачи или излишки материальных ценностей.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:

- Электронный документооборот в программе 1С:БГУ 8, ред. 2.0: учет производства готовой продукции.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сизонова Ольга

Ответ прошел контроль качества

24 июля 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.