Может ли сформированная с учетом расходов на доставку первоначальная стоимость медикаментов, закупаемых учреждением здравоохранения для собственных нужд у другого бюджетного учреждения, превышать предельные отпускные цены и надбавки?
Учреждение здравоохранения (больница) покупает наркотические препараты у бюджетного учреждения здравоохранения, оказывающего государственную услугу "Обеспечение ЛПУ и населения наркотическими веществами". Данное учреждение не осуществляет централизованной закупочной деятельности: оно самостоятельно закупает наркотические препараты у производителей для последующей продажи потребителям. Поставка наркотиков оформляется товарной накладной. Доставка наркотиков осуществляется поставщиком, но оформлена отдельным договором и актами оказанных услуг.
Должно ли учреждение-покупатель включать стоимость доставки в первоначальную стоимость наркотиков в соответствии со Стандартом "Запасы"? Есть ли какие-то ограничения по формированию стоимости медикаментов у покупателей, связанные с предельной отпускной ценой и наценкой?
Учреждение использует наркотики для оказания медицинской помощи и не реализует на сторону. Вопрос возник в связи с отражением операций в системе "Честный знак" (мониторинг движения лекарственных препаратов), где указываются отпускные цены медикаментов.
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Учреждение здравоохранения (покупатель) учитывает приобретаемые наркотические средства в составе материальных запасов по первоначальной стоимости.
Правила ведения бухгалтерского учета бюджетных учреждений определяют включение в первоначальную стоимость расходов по доставке материальных запасов, т.е. транспортные расходы.
Цена приобретения наркотических средств, входящих в перечень ЖНВЛП, подлежит государственному регулированию и при осуществлении закупки указанных препаратов у единственного поставщика, на наш взгляд, не должна превышать установленные в регионе предельные отпускные цены производителей с учетом увеличения на предельный размер соответствующей оптовой надбавки. Оптовая надбавка включает транспортные расходы.
Превышение рассчитанной по правилам бухучета первоначальной стоимости наркотического средства над установленной в регионе предельной отпускной цены производителя с учетом предельного размера оптовой надбавки может указывать на возможные нарушения в закупочной деятельности учреждения.
В случае, если региональной политикой лекарственного обеспечения определена собственная схема закупки учреждениями здравоохранения наркотических средств, которая по имеет особенность расчета стоимости транспортных расходов, то правила их отражения в бухгалтерском учете следует уточнить у учредителя.
Обоснование позиции:
Согласно правилам бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы (см. п. 102 Инструкции N 157н, п. 19 Стандарта "Запасы" и п. 4.1.1 Методических рекомендаций Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075) первоначальная стоимость материальных запасов, приобретенных в результате обменных операций, определяется в сумме фактически произведенных вложений, в составе которых могут быть различные расходы, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов, в том числе и расходы на доставку материальных запасов до места их получения (использования). Это относится и к случаям, когда доставка оформлена отдельным договором и актами оказанных услуг.
Одновременно положениями Стандарта "Запасы" определены случаи, когда затраты на доставку могут не включаться в первоначальную стоимость материальных запасов, а будут отражаться учреждением (субъектом учета) в составе расходов текущего периода:
- если затраты понесены при хранении, обслуживании или последующем перемещении запасов после принятия их к учету (п. 17 Стандарта "Запасы");
- если приобретение материальных запасов осуществляется в рамках централизации закупочной деятельности (п. 19 Стандарта "Запасы").
Каких-либо особенностей по определению первоначальной стоимости объекта материальных запасов, являющегося лекарственным препаратом группы наркотиков, в нормах бухгалтерского учета не выявлено. Также не установлены ограничения по соотношению цены приобретенного материального объекта и стоимости его доставки до учреждения-покупателя.
Однако бухгалтерский учет является только отражением фактов хозяйственной деятельности учреждения по определенным правилам. Ограничения по возможной стоимости закупаемых лекарственных препаратов, в т.ч. наркотиков, и расходов на их доставку, а также допустимость заключения самостоятельного договора на доставку товара возникают в рамках осуществления учреждением здравоохранения закупочной деятельности. Поэтому при постановке на бухгалтерский учет приобретаемых наркотиков следует иметь в виду следующее.
Во-первых, главой 12 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) закреплено государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения. Если приобретаемое наркотическое средство включено в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП), то регулирование цены на единицу изделия осуществляется путем ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей и установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам (ч. 1 ст. 60 Закона N 61-ФЗ).
Предельный размер надбавки (в рассматриваемом случае - оптовой надбавки к отпускной цене) устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Методикой установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, утвержденной приказом ФАС от 09.09.2020 N 820/20 (далее - Методика). Наркотические средства и психотропные вещества, включенные в ЖНВЛП, выделяются в отдельную группу. Устанавливаемая в регионе надбавка должна покрывать усредненные дополнительные расходы организации-продавца, связанные с реализацией (п. 2.6 Методики). Пунктом 4.4 Методики установлено, что в структуре предельного размера оптовой надбавки к ценам на ЖНВЛП учитываются транспортные расходы организации оптовой торговли. Например, в Приморском крае предельный размер оптовой надбавки для наркотических средств составляет 59% к фактической отпускной цене производителя (без НДС) (см. приложение 1 к постановлению агентства по тарифам Приморского края от 22.12.2021 N 59/3).
Во-вторых, осуществление закупки, в частности выбор способа закупки (конкурентный или у единственного поставщика); определение цены контракта (в т.ч. заключенного с единственным поставщиком) регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В случае заключения контракта с единственным поставщиком (в соответствии с ч. 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ) учреждение-покупатель (заказчик) определяет цену контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ (ч. 4 статьи 93 Закона N 44-ФЗ)*(1). Расчет цены контракта на закупку лекарственных средств, заключаемого с единственным поставщиком, регулируется нормами статьи 22 Закона N 44-ФЗ и приказом Минздрава России от 19.12.2019 N 1064н. При расчете максимальной цены контракта на закупку лекарственных препаратов, включенных в ЖНВЛП, используют установленные в регионе предельные отпускные цены производителей на лекарственные препараты и оптовые надбавки.
В-третьих, Минздравом России утвержден типовой контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (см. Приложение 1 к приказу Минздрава России от 18.01.2021 N 15н), в котором рекомендуется определять цену контракта, которая включает в себя стоимость Товара, а также все расходы на перевозку, погрузо-разгрузочные работы (в случае поставки Товара с разгрузкой транспортного средства), страхование, уплату налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, которые Поставщик должен выплатить в связи с выполнением обязательств по Контракту в соответствии с законодательством РФ.
Все перечисленные нормативные акты в совокупности позволяют сформулировать следующий подход к определению первоначальной стоимости объекта материальных запасов, являющегося лекарственным средством (наркотиком), включенным в список ЖНВЛП, для постановки на бухгалтерский учет:
- если поставка осуществляется не в рамках централизованной закупочной деятельности, то транспортные расходы по доставке включаются в стоимость, даже когда они определены отдельным договором;
- на наш взгляд, превышение рассчитанной по правилам бухучета первоначальной стоимости наркотического средства над установленной в регионе предельной отпускной цены производителя с учетом предельного размера оптовой надбавки будет указывать на возможные нарушения в закупочной деятельности учреждения.
Однако не исключаем, что расчет стоимости доставки в абсолютной величине (а не как процент в части оптовой надбавки к предельной отпускной цене производителя), который при малых объемах покупки наркотических средств в несколько раз увеличивает первоначальную стоимость приобретенного объекта материальных запасов (наркотика), является особенностью организации схемы обеспечения лекарственными препаратами, принятой в регионе. В этом случае за разъяснениями о включении затрат на доставку в первоначальную стоимость материальных запасов или отнесения их на расходы текущего периода следует обратиться к учредителю.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Клименко Галина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья
27 июня 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Более подробно, что следует понимать под "определяет цену контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ", читайте в аналитическом материале.
