По каким КВР и КОСГУ отражаются в бюджетном учете расходы на меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненным к ним?
Департамент труда и социального развития соответствующего муниципального образования в своей деятельности руководствуется постановлением правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232.
На какой КВР и какую подстатью КОСГУ отнести расходы на выплаты ветеранам труда и гражданам, приравненным к ним (областные законы Ростовской области от 22.10.2004 N 175-ЗС, от 20.09.2007 N 763-ЗС, от 22.10.2004 N 164-ЗС, от 22.10.2004 N 163-ЗС), а именно:
- ежемесячная денежная выплата;
- оплата льготного зубопротезирования и льготных медикаментов;
- оплата бесплатного проезда;
- компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
- компенсация затрат на абонентскую плату за пользование радио и телефоном?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Полагаем, что в бюджетном учете департамента расходы на выплату мер социальной поддержки ветеранов труда и граждан, к ним приравненным, могут отражаться в следующем порядке:
- ежемесячная денежная выплата - по КВР 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" и подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению в денежной форме" КОСГУ;
- оплата льготного зубопротезирования и льготных медикаментов - по КВР 323 "Приобретение товаров, работ и услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения" и подстатье 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ;
- компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - по КВР 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" и подстатье 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ;
- компенсация затрат на абонентскую плату за пользование радио и телефоном - по КВР 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" и подстатье 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ.
Обоснование вывода:
В рассматриваемой ситуации отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним, регулируются:
- областным законом Ростовской области от 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области" (далее - Закон N 763-ЗС);
- областным законом Ростовской области от 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда" (далее - Закон N 175-ЗС).
Обратим внимание, что в соответствии с областным законом Ростовской области от 22.02.2022 N 657-ЗС такая мера социальной поддержки, как оплата бесплатного проезда, исключена из положений Законов N 763-ЗС и N 175-ЗС и не применяется с 01.04.2022.
При отнесении расходов на те или иные коды бюджетной классификации организации бюджетной сферы руководствуются нормами Порядков NN 82н и 209н.
Для отражения расходов на социальное обеспечение населения и осуществления иных выплат населению предназначена группа 300 "Социальное обеспечение и иные выплаты населению", с учетом установленной в ней детализации по подгруппам и элементам вида расходов (п. 53.3 Порядка N 82н). При этом существует четкое разграничение между социальными выплатами, являющимися публичными нормативными обязательствами (далее - ПНО), и выплатами в целях социального обеспечения, не относящимися к публичным нормативным обязательствам.
Следовательно, для отнесения определенной выплаты на соответствующий элемент вида расхода необходимо понимать природу данной выплаты, а именно относится ли такая выплата к ПНО или нет.
Согласно ст. 6 БК РФ к публичным нормативным обязательствам относятся публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся в государственных или муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Публичное нормативное обязательство закрепляется в реестре расходных обязательств. Перечни публичных и публичных нормативных обязательств различных уровней бюджета размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в разделе "Бюджет / Государственная поддержка / Публичные и публичные нормативные обязательства".
Все меры социальной поддержки, поименованные в вопросе, за исключением ежемесячной денежной выплаты, не имеют фиксированного размера. Только для ежемесячной денежной выплаты установлен твердый размер - 1159 рублей, который ежегодно увеличивается (индексируется) исходя из определенного областным законом об областном бюджете уровня инфляции. Проиндексированная сумма подлежит округлению до целого рубля в сторону увеличения (п. 10 ч. 2 ст. 6 Закона N 763-ЗС, п. 9 ч. 2 ст. 1 Закона N 175-ЗС).
Таким образом, только ежемесячная денежная выплата ветеранам труда и гражданам, приравненным к ним, подходит под определение "публичное нормативное обязательство". При включении такой выплаты в реестр расходных обязательств расходы могли бы быть отражены по КВР 313 "Пособия, компенсации, меры социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам".
Вместе с тем отметим, что в Перечнях публичных и публичных нормативных обязательств бюджета Ростовской области и г. Шахты, размещенных на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в разделе "Бюджет / Государственная поддержка / Публичные и публичные нормативные обязательства", рассматриваемые в вопросе меры соцподдержки не поименованы в качестве публичных нормативных обязательств. Кроме того, в решении городской Думы города Шахты от 17.12.2024 N 566 "О бюджете города Шахты на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" (документ размещен на официальном сайте администрации) расходы на осуществление полномочий по предоставлению мер социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ним, предусмотрены по подгруппе 320 "Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат".
Следовательно, можно предположить, что в конкретном муниципальном образовании данные выплаты не относятся к публичным нормативным обязательствам, и, соответственно, их целесообразно отражать по одной из подстатей подгруппы 320.
Так, если социальную поддержку планируется осуществлять путем выплаты денежных средств или компенсации расходов, которые гражданин осуществляет за счет собственных средств, то расходы отражаются по КВР 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" (п. 53.3.2.1 Порядка N 82н). Если же социальную поддержку планируется оказывать в натуральной форме, то расходы осуществляются по КВР 323 "Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения" (п. 53.3.2.3 Порядка N 82н).
В свою очередь, согласно п. 10.6.2 Порядка N 209н расходы по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования (за исключением оплаты и (или) компенсации (возмещения) стоимости предоставляемых товаров, работ, услуг населению) отражаются по подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению в денежной форме" КОСГУ. Расходы по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования, в части оплаты и (или) компенсации (возмещения) стоимости товаров, услуг населению относятся на подстатью 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ (п. 10.6.3 Порядка N 209н).
Таким образом, считаем, что расходы на выплату мер социальной поддержки ветеранам труда и гражданам, к ним приравненным, в бюджетном учете департамента могут отражаться в следующем порядке:
- ежемесячная денежная выплата - по КВР 321 и подстатье 262 КОСГУ;
- оплата льготного зубопротезирования и льготных медикаментов - по КВР 323 и подстатье 263 КОСГУ;
- компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - по КВР 321 и подстатье 263 КОСГУ (смотрите также письма Минфина России от 02.08.2019 N 02-05-11/58212, от 21.05.2019 N 02-08-10/36731, от 14.03.2019 N 02-05-11/17090);
- компенсация затрат на абонентскую плату за пользование радио и телефоном - по КВР 321 и подстатье 263 КОСГУ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Ответ прошел контроль качества
26 мая 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
