Должен ли ТФОМС наряду с годовой бюджетной отчетностью финансового органа представлять в Контрольно-счетную палату годовую бюджетную отчетность в качестве главного распорядителя бюджетных средств?
Согласно Инструкции N 191н ТФОМС рассматривается как финансовый орган. Состав годовой бюджетной отчетности соответствует требованиям, установленным для финансового органа пунктом 11.2. Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н.
Должен ли ТФОМС наряду с годовой бюджетной отчетностью финансового органа представлять в Контрольно-счетную палату годовую бюджетную отчетность в качестве главного распорядителя бюджетных средств, в том числе форму 0503127?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, являясь главными администраторами бюджетных средств, обязаны представлять в контрольно-счетный орган для внешней проверки комплект форм годовой бюджетной отчетности, сформированных в соответствии с положениями раздела II Инструкции N 191н, включая Отчет (ф. 0503127).
Обоснование вывода:
Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, об исполнении местного бюджета в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда является одним из основных полномочий региональных КСП (часть первая ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований").
Органы управления государственными внебюджетными фондами являются самостоятельными участниками бюджетного процесса (ст. 152 БК РФ). При этом на орган управления государственным внебюджетным фондом возлагаются полномочия, аналогичные полномочиям финансового органа, в частности, полномочия по ведению сводной бюджетной росписи, ведению реестров источников доходов бюджетов бюджетной системы РФ, составлению проекта бюджета, формированию отчетности об исполнении бюджета.
Одновременно орган управления государственным внебюджетным фондом наделен в соответствии с положениями БК РФ полномочиями ГРБС, РБС, ПБС, ГлАД, АД, ГлАИФДБ, АИФДБ (ст. 6 БК РФ). Комплект бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств по составу форм бюджетной отчетности отличается от комплекта бюджетной отчетности финансового органа.
В соответствии с положениями п. 5 ст. 149 БК РФ отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фондом и представляется в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации. Ежегодно не позднее 15 апреля текущего года высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации представляет отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда в контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации для подготовки заключения на него.
Внешней проверке подлежит годовой отчет об исполнении бюджета, включая внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (п. 1 ст. 264.4 БК РФ). Каких-либо особенностей проведения контрольно-счетным органом субъекта РФ внешней проверки отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда положениями ст. 264.4 БК РФ не предусмотрено.
Соответственно, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, являясь главными администраторами бюджетных средств, обязаны представлять в контрольно-счетный орган для внешней проверки комплект форм годовой бюджетной отчетности, сформированных в соответствии с положениями раздела II Инструкции N 191н, включая Отчет (ф. 0503127).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Ответ прошел контроль качества
28 мая 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
