Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Какими документами необходимо оформить переоценку имущества казны?

Какими документами необходимо оформить переоценку имущества казны?

В реестре муниципальной собственности муниципального образования числятся автомобильные дороги с нулевой стоимостью.
Какими документами оформить переоценку стоимости имущества казны (автомобильных дорог) на основании отчетов об оценке рыночной стоимости? Достаточно ли будет решения комиссии учреждения об оценке?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Отчет об оценке рыночной стоимости не является первичным документом, на основании которого можно оформить переоценку имущества казны в бюджетном учете органа местного самоуправления.

В целях отражения операций по переоценке автомобильных дорог может быть оформлено Решение об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы (ф. 0510442). Однако возможность использования данной формы для таких ситуаций должна быть закреплена в локальном документе учреждения. Если в локальном документе не будет предусмотрено применение Решения (ф. 0510442) для отражения переоценки имущества казны, то, по нашему мнению, для этих целей можно оформить Бухгалтерскую справку (ф. 0504833) или самостоятельно разработанную форму документа.

Обоснование вывода:

Переоценка нефинансовых активов, составляющих казну публично-правового образования, осуществляется в особом порядке.

В соответствии с п. 28 Инструкции N 157н имущество казны подлежит переоценке в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми на уровне соответствующего публично-правового образования (Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ или местной администрацией соответственно).

Переоценка нефинансовых активов, составляющих казну РФ, субъекта РФ, муниципального образования, в целях отражения их в бюджетном учете осуществляется на дату совершения операции, а также на отчетную дату составления бюджетной отчетности (п. 21 Стандарта "Государственная (муниципальная) казна").

Организации бюджетной сферы оформляют первичные документы по формам, установленным в соответствии с бюджетным законодательством (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, далее - Закон 402-ФЗ). В настоящее время организациями бюджетной сферы обязательно должны применяться унифицированные формы:

- требования об оформлении которых предусмотрены приложениями к приказу N 52н;

- требования об оформлении которых предусмотрены приложениями к приказу N 61н;

- установленные правовыми актами уполномоченных органов на основании федеральных законов.

В иных случаях могут применяться формы, разработанные учреждением самостоятельно с соблюдением требований к обязательным реквизитам, предусмотренным п. 25 Стандарта "Концептуальные основы", ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Порядок их применения и заполнения должен быть закреплен в учетной политике.

Отчет независимого оценщика, составленный в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (далее - Закон об оценке), признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством РФ не определено или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона об оценке, п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92). Вместе с тем отчет об оценке рыночной стоимости не является первичным документом, на основании которого можно оформить переоценку имущества казны в бюджетном учете органа местного самоуправления.

Отметим, что приказы N 61н и N 52н не содержат отдельных первичных документов и регистров бухучета для оформления операций с имуществом казны. В таких ситуациях финансовое ведомство рекомендует использовать унифицированные документы, предусмотренные для учета основных средств (смотрите, например, письмо Минфина России от 21.02.2012 N 02-06-10/559).

В соответствии с п. 41 приказа N 61н Решение об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы (ф. 0510442) (далее - Решение (ф. 0510442)) в обязательном порядке оформляется в следующих случаях:

- при оценке стоимости имущества, отчуждаемого (передаваемого, реализуемого) не в пользу организаций бюджетной сферы;

- в целях определения справедливой стоимости имущества, поступающего безвозмездно от иных правообладателей, за исключением организаций бюджетной сферы (например, по договору дарения). Причем речь идет о безвозмездном поступлении имущества, а не о безвозмездном пользовании объектами операционной аренды. Это разные понятия, и отражение в бюджетном/бухгалтерском учете таких объектов осуществляется по-разному;

- при определении справедливой стоимости материальных ценностей, полученных в результате демонтажа, ликвидации НФА, проведенных ремонтных работ;

- в целях определения справедливой стоимости излишков, принимаемых к учету в результате инвентаризации;

- при определении справедливой стоимости материальных ценностей, поступивших в натуральной форме при возмещении ущерба, причиненного виновным лицом.

С учетом вышеизложенного следует, что положения приказа N 61н не обязывают организацию бюджетной сферы формировать Решение (ф. 0510442) в рассматриваемой ситуации. Переоценка стоимости объекта имущества казны с оформлением Решения (ф. 0510442) может относиться к дополнительным случаям использования данной формы первичного документа, подлежащего закреплению в учетной политике учреждения.

Таким образом, оформление Решения (ф. 0510442) в целях отражения операций по переоценке автомобильных дорог является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления. Возможность использования данной формы первичного документа в целях оформления операций по переоценке имущества казны должна быть закреплена в локальном документе учреждения.

Если в учетной политике (приложении к ней) не будет предусмотрено применение Решения (ф. 0510442) для отражения данных операций, то, по нашему мнению, можно оформить Бухгалтерскую справку (ф. 0504833) или самостоятельно разработанную форму документа.

Бухгалтерская справка (ф. 0504833) применяется как первичный учетный документ в следующих случаях:

- при отражении операций, для которых не установлены унифицированные формы первичных учетных документов (формы электронных первичных учетных документов);

- при отражении операций, в результате которых не требуется предоставления плательщиком (физическим, юридическим лицом) первичного учетного документа.

Перечень остальных обязательных документов, необходимых в целом для оформления процедуры переоценки имущества казны, должен быть закреплен в соответствующем нормативном акте, принятом на уровне конкретного публично-правового образования.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

30 мая 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.