В каких случаях можно оплачивать программное обеспечение за счёт средств фонда ОМС?
Согласно Федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает оплату программного обеспечения. ФГБУ оказывает медицинские услуги в рамках государственного задания, за счёт средств ТОМС и ФОМС, на платной основе, использует в деятельности:
- МИС qMS;
- Информационную базу РЛС;
- 1С (зарплата и кадры, учёт);
- правовые системы.
Как определить какое ПО можно оплачивать за счёт фонда ОМС?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, за счет средств ОМС могут осуществляться расходы на продление лицензии, обновление, сопровождение, администрирование программных комплексов 1С, с учетом пропорционального разделения затрат между всеми источникам финансирования.
Средства ОМС могут быть использованы на аналогичные расходы в отношении Информационно-справочной системы РЛС, справочно-правовых систем, в т.ч. Системы Гарант, при условии, что:
- данные системы используются в деятельности в рамках программы ОМС;
- у учреждения имеются обоснования, что они необходимы для повышения качества оказываемых медицинских услуг и (или) эффективности деятельности учреждения в целом;
- указанные расходы распределяются пропорционально между всеми видами деятельности.
В части расходов на сопровождение медицинской информационной системы "qMS" (МИС "qMS") рекомендуем учреждению обратиться к органу-учредителю с целью уточнения возможности получение субсидии, например субсидии на иные цели для покрытия указанных расходов.
Если указанные расходы могут быть осуществлены за счет средств бюджета, то использовать средства ОМС на указанные цели нецелесообразно и, по нашему мнению, это увеличивает риски претензий как со стороны ТФОМС, так и органов финансового контроля.
В случае, если органом-учредителем не будет определен конкретный источник финансового обеспечения таких расходов, полагаем, что учреждение может использовать средства ОМС на указанные цели пропорционально объему средств, полученных в рамках базовой программы ОМС, относительно общего объема финансирования.
Обоснование вывода:
Средства обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) являются финансовым обеспечением государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи. Они носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели (п. 5 ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ", далее - Закон N 326-ФЗ).
Для оценки возможности использования учреждением здравоохранения средств, полученных в рамках программы ОМС, для оплаты тех или иных расходов следует проанализировать:
- входят ли такие расходы (вид расходов) в структуру тарифов на оплату медицинской помощи;
- требуются ли такие расходы для обеспечения медицинской деятельности учреждения, будут ли они направлены (непосредственно или косвенно) на оказание медицинских услуг по программе ОМС;
- отсутствуют иные источники финансового обеспечения данных расходов (например, выделение субсидии на иные цели).
Исходя из положений ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ в структуру тарифа на оплату медицинской помощи включаются расходы на оплату "программного обеспечения" и "прочих услуг". Перечень расходов, относимых к "прочим услугам" в нормативных документах, определяющих структуру тарифа, не приводится (смотрите также раздел XII "Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" Правил обязательного медицинского страхования, утвержденная приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, далее Правила N 108н). Поэтому считаем допустимым использовать детализацию, установленную приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления".
Таким образом за счет средств ОМС возможно:
- приобретение программного обеспечения,
- осуществление расходов на прочие услуги (подстатья 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ), связанные в рассматриваемом случае с оказанием услуг в области информационных технологий *(1), например: обновление, сопровождение, администрирование баз данных, приобретение (получение новых версий) неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами.
При этом расходы на сопровождение, администрирование, обновление, продление лицензии указанных видов программного обеспечения относятся к общеучрежденческим расходам, т.к. эти программы могут использоваться не только в рамках оказания медицинской помощи по ОМС, но и в рамках выполнения государственного задания, предоставления платных услуг. Поэтому указанные расходы подлежат распределению между всеми источникам финансирования (субсидия на выполнение государственного задания, ОМС, приносящая доход деятельность), с использованием одного из способов, определенных п. 208 Правил N 108н.
А для того чтобы определить, связаны ли расходы на приобретение того или иного вида программного обеспечения, продление лицензии, сопровождение и обновление ПО с оказанием медицинской помощи по программе ОМС, следует проанализировать функциональное назначение (цели использования) конкретной программы/базы данных.
1. Медицинская информационная система "qMS" (МИС "qMS") представляет собой многофункционально систему, которая позволяет организовывать работу (обеспечивает оптимизацию) всех основных процессов медицинской организации, таких как ведение электронных медицинских карт пациентов, назначений врачей, включает полный цикл учёта изделий медицинского назначения, позволяет формировать самые разные отчеты, которые помогают максимально верно оценивать состояние медицинского учреждения и т.д. Данная система позволяет обеспечить автоматизацию множества функциональных компонентов, например, "Вакцинопрофилактика", "Диспансеризация", "Коечный фонд", "Работа с ОМС", "Личный кабинет пациента" и иные.
Не исключаем, что МИС "qMS" соответствует нормам, установленным в ч. 5 ст. 78, ст. 91 Закона N 326-ФЗ, и отвечает Требованиям к медицинским информационным системам медицинских организаций (утвержден приказом Минздрава России от 24.12.2018 N 911н), а также может взаимодействовать (интегрироваться) с ЕГИСЗ*(2).
Отметим, что в 2019 году стартовал Федеральный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)", входящий в национальный проект "Здравоохранение". Так, например, с целью исполнения данного проекта постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" установлены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных проектов "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)".
В рассматриваемом случае учреждение подведомственно МЧС России, т.е. относится к "ведомственной" медицине.
Правила предоставления из федерального бюджета субсидий на иные цели федеральным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых МЧС России осуществляет функции и полномочия учредителя утверждены приказом МЧС России от 15.01.2024 N 13.
Однако ни в данном документе, ни в иных нормативных правых актах в явном виде не определено, финансируется ли установка и сопровождение компонентов МИС "qMS" за счет средств бюджета. Поэтому мы рекомендуем учреждению обратиться к органу-учредителю с целью уточнения возможности получение субсидии, например субсидии на иные цели, для покрытия расходов на сопровождение данного программного обеспечения.
В том случае, если указанные расходы могут быть осуществлены за счет средств бюджета, то использовать средства ОМС на указанные цели, по нашему мнению, нецелесообразно и это увеличивает риски претензий как со стороны ТФОМС так и органов финансового контроля.
В случае, если ведомством не определен конкретный источник финансового обеспечения таких расходов, полагаем, что учреждение может использовать средства ОМС на указанные цели пропорционально объему средств, полученных в рамках базовой программы ОМС, относительно общего объема финансирования.
2. Программные комплексы 1С (бухгалтерия государственного учреждения, зарплата и кадры). Данные ПО являются универсальным решением для автоматизации бухгалтерского учёта, расчёта зарплаты и кадрового учёта в государственных учреждениях.
Бухгалтерская программа позволяет следить за материальными ценностями и денежными средствами, контролировать дебиторскую и кредиторскую задолженности, соблюдение финансовой дисциплины, исполнение плановых назначений, расчёты с поставщиками, подрядчиками и покупателями, а также позволяет составлять любые виды отчётности (бюджетную, бухгалтерскую, налоговую) и вести обособленный учёт по источникам финансового обеспечения (т.е. обеспечивать раздельный учет операций со средствами ОМС, как того требует ч. 6 ст. 15 Закона N 326-ФЗ).
Программа для расчёта зарплаты и кадрового учёта в государственных учреждениях (в том числе и в отношении персонала, осуществляющего трудовые функции в рамках деятельности по ОМС) позволяет осуществлять расчёты и учёт заработной платы, НДФЛ и страховых взносов, вести и хранить информацию о сотрудниках, необходимую для формирования отчётности и расчётов, осуществлять основные операции с кадрами (приём на работу, перевод, увольнение), фиксировать рабочие графики и т.п.
По нашему мнению, указанные программные комплексы 1С относятся к расходам, необходимым для осуществления деятельности медицинского учреждения в целом. Поэтому расходы на сопровождение, обновление таких программ могут быть оплачены за счет средств ОМС с учетом пропорционального разделения затрат между всеми источникам финансирования. Это подтверждается судебной практикой (смотрите, например, постановление Шестнадцатого ААС от 04.07.2022 N 16АП-1004/22 по делу N А18-1558/2021).
3. Информационно-справочная система "РЛС" (Информационная база "РЛС") - это справочник лекарственных препаратов, БАДов, товаров аптечного ассортимента и изделий медицинского назначения, зарегистрированных и разрешённых к применению на территории РФ.
Информационная база "РЛС" содержит данные из официальных источников и может взаимодействовать (интегрироваться) с иным программным обеспечением, например с медицинской информационной системой и учетной системой. Данная база включена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (смотрите приказ Минцифры России от 05.07.2018 N 347).
Однако Информационная база "РЛС" не является обязательной для применения в медицинском учреждении в отличие, например, от медицинских информационных систем, которые устанавливаются в рамках ЕГИСЗ, или бухгалтерских программ, которые предназначены для автоматизации финансовых операций в сфере здравоохранение. Кроме того, существует подобная государственная информационная система "Государственный реестр лекарственных средств (ГРЛС)", созданная в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (система размещена на сайте grls.rosminzdrav.ru). Сведения, содержащиеся в данной системе, являются открытыми, общедоступными и предоставляются любым заинтересованным лицам в соответствии с законодательством РФ (п. 13 Порядка ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения, утвержден приказом Минздрава России от 09.02.2016 N 80н).
Поэтому считаем, что расходы на услуги по предоставлению базы данных Информационно-справочной системы "РЛС" возможно производить за счет средств ОМС, только в том случае, если учреждение сможет обосновать необходимость использования именно этой системы (в том числе в деятельности по программе ОМС), а не ГРЛС. Например, Информационная база "РЛС" (в отличие от ГРЛС):
- содержит в том числе сведения о БАДах, медицинских изделиях, применение которых показано стандартами медицинской помощи и (или) клиническими рекомендациями при оказании конкретных медицинских услуг/помощи по соответствующим заболеваниям;
- может взаимодействовать с другими программными продуктами (МИС, учетными системами), и поэтому может использоваться не только врачами и фармацевтами, но и другими специалистами, например, при организации закупок с использованием единой номенклатуры (система имеет возможность автоматической отправки списков в единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС) в кодах Единого справочника-каталога лекарственных препаратов (ЕСКЛП));
- имеет расширенный функционал*(3), который позволяет повысить качество оказываемых медицинских услуг и т.п.
4. Электронные справочно-правовые системы, в т.ч. Система Гарант, как правило, используются в целях информационной поддержки руководителей, работников правовых, финансово-экономических подразделений, отделов по закупкам и по работе с персоналом медицинского учреждения, что способствует принятию ими обоснованных решений (в том числе при осуществлении деятельности в рамках программы ОМС) и повышению эффективности деятельности учреждения в целом.
Например, Система "ГАРАНТ" также включена в Реестр российского программного обеспечения (размещен в сети Интернет https://reestr.digital.gov.ru/reestr).
Полагаем, что расходы на оплату справочно-правовых систем могут быть включены в тариф и отнесены к затратам, не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи, если учреждение сможет обосновать необходимость приобретение данных систем для осуществления медицинской деятельности (в том числе в рамках программы ОМС). Что также подтверждается судебной практикой (смотрите, например, Постановление Шестого ААС от 24.07.2023 N 06АП-2609/23, Постановление Шестнадцатого ААС от 20.02.2024 N 16АП-19/24).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сизонова Ольга
Ответ прошел контроль качества
18 мая 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" содержит расшифровку подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ с указанием, что на нее относятся расходы в области информационных технологий. Перечень услуг, относимых к деятельности в области информационных технологий, определен подразделом 63 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
*(2) ЕГИСЗ - Единая государственная информационная система здравоохранения, созданная для обеспечения взаимодействия медицинских учреждений, страховых компаний, государственных органов и пациентов.
*(3) Информационно-справочная система "РЛС" включает в себя в том числе:
- структурированную и нормализованную номенклатурную информацию о лекарственных средствах;
- расширенные описания лекарственных средств и действующих веществ;
- коды единого справочника-каталога лекарственных препаратов (ЕСКЛП);
- метки принадлежности к разным спискам: ЖНВЛП, безрецептурный отпуск, минимальный аптечный ассортимент, наркотические, психотропные вещества и их прекурсоры, сильнодействующие и ядовитые вещества;
- классификации по фармгруппам, МКБ-10, АТХ, ОКПД-2 и т.д.;
- цены на ЖНВЛП с учетом региональных надбавок;
- информация о забракованных сериях лекарственных средств (на основании писем Росздравнадзора).
