Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Какие бухгалтерские первичные документы необходимы при возврате из безвозмездного пользования имущества казенному учреждению?

9 июня 2025

Казенное учреждение принимает обратно имущество (транспортное средство), ранее переданное в безвозмездное пользование (учет на счете 26).
Какие бухгалтерские первичные документы необходимы при возврате из безвозмездного пользования имущества? Нужно ли проводить инвентаризацию, если передавался не комплекс имущества, а одна единица?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Порядок документального оформления возврата имущества из безвозмездного пользования учреждению необходимо разработать самостоятельно и закрепить в рамках формирования учетной политики.

Проведение инвентаризации при передаче одного основного средства, а не имущественного комплекса в безвозмездное пользование и при его возврате считаем избыточным, если иное не закреплено положениями учетной политики учреждения.

Обоснование вывода:

Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ), п. 20 Стандарта "Концептуальные основы...", Приложение N 5 к Приказу N 52н, Приложения N 5 к Приказу N 61н). Такие документы могут оформляться в организации бюджетной сферы или поступать от контрагентов.

Согласно законодательству первичные (сводные) учетные документы и регистры бухгалтерского учета принимаются к бюджетному учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным в соответствии с бюджетным законодательством РФ (пп. 25, 28 Стандарта "Концептуальные основы...", п. 11 Инструкции N 157н, ч. 4 ст. 9, ч. 5 ст. 10 Закона 402-ФЗ).

На сегодняшний день учреждениями бюджетной сферы должны использоваться унифицированные формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, которые утверждены Приказом N 52н и Приказом N 61н. Также обязательные к применению формы могут быть установлены нормативными актами уполномоченных органов на основании федеральных законов.

Отметим, что в соответствии с п. 383 Инструкции N 157н принятие к забалансовому учету на счет 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование" объектов имущества осуществляется на основании первичного учетного документа (Акта приема-передачи) по стоимости, указанной в Акте. В свою очередь, выбытие объектов имущества с забалансового счета 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование" производится на основании Акта по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету.

При этом согласно Приказу N 61н передача материальных ценностей (кроме готовой продукции и товаров) сторонним учреждениям, организациям, физическим лицам в рамках возмездного, безвозмездного пользования (за исключением проката) отражается на основании Накладной на отпуск материальных ценностей на сторону (ф. 0510458).

Вместе с тем обратим внимание на то, что Приказом N 144н были внесены изменения в Методические указания по формированию и применению Накладной (ф. 0510458), в том числе исключение случая оформления указанного документа при передаче недвижимости и транспортных средств в возмездное (безвозмездное) пользование. Изменения обязательны к применению организациями бюджетной сферы с 1 января 2026 года.

Накладная (ф. 0510458) не оформляется при передаче недвижимости и транспортных средств в возмездное (безвозмездное) пользование, поскольку своим реквизитным составом не позволяет качественно оформить передачу в пользование инвентарных объектов имущества, по которым требуется указание их индивидуальных характеристик (например: земельных участков, объектов недвижимости, транспортных средств, иных объектов основных средств).

В свою очередь, идентифицировать индивидуальные характеристики инвентарных объектов основных средств и непроизведенных активов (в частности, земельных участков) позволяет форма Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0510448). Следовательно, целесообразно закрепить в учетной политике учреждения оформление операций в целях передачи недвижимости и транспортных средств в возмездное (безвозмездное) пользование с использованием Акта о приеме-передаче (ф. 0510448).

Отметим, что действующее законодательство не содержит унифицированной формы документа, которой оформляется возврат учреждению (арендодателю, ссудодателю) любого имущества пользователем (в рамках возмездного/безвозмездного пользования, за исключением проката).

Соответственно, детальный порядок документального оформления подобных операций необходимо установить в учетной политике учреждения.

Напомним, когда формы первичных учетных документов и регистры бухгалтерского учета не регламентированы положениями Приказа N 52н и Приказа N 61н, могут применяться формы, разработанные учреждением самостоятельно. Такие документы должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 25 Стандарта "Концептуальные основы...". В частности, учреждение может самостоятельно разработать форму документа, подтверждающего возврат имущества арендатором (ссудополучателем), закрепив ее в учетной политике.

Вместе с тем полагаем, что в таком случае учреждение (арендодатель, ссудодатель) вправе оформить возврат имущества Актом о приеме-передаче (ф. 0510448). При этом допускаем при отсутствии возможности подписать документ двумя сторонами оформить Акт о приеме-передаче (ф. 0510448) в одностороннем порядке на основании подписанного с контрагентом акта сдачи-приемки неунифицированной формы (иного документа), составленного на бумажном носителе (согласно условиям договора безвозмездного пользования).

В отношении проведения инвентаризации при передаче имущества в безвозмездное пользование отметим следующее. При передаче имущества (имущественного комплекса) в безвозмездное пользование, а также при его возврате проведение инвентаризации является обязательным (п. 81 Стандарта "Концептуальные основы...").

При передаче (возврате) учреждением имущественного комплекса (за исключением обычной деятельности экономического субъекта) в безвозмездное пользование обязательно проводится инвентаризация. Это предусмотрено п. 81 Стандарта "Концептуальные основы...", п. 31 Приложения N 1 к Стандарту "Учетная политика..." (далее - Общие требования к инвентаризации).

Инвентаризация проводится передающей стороной (подп. "д" п. 31 Общих требований к инвентаризации). Инвентаризацию необходимо провести как непосредственно перед передачей, так и в случае возврата имущественного комплекса пользователем. При возврате инвентаризация проводится комиссией стороны, принимающей имущество, с участием представителей передающей стороны (п. 7 раздела III.3, п. 6 раздела IV.3 Методрекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464). Все выявленные изменения конструктивных составных частей имущественного комплекса, произведенные пользователем имущества за время его использования, в том числе неотделимые улучшения, подлежат отражению в инвентаризационных документах.

Отметим, что Общие требования к инвентаризации не раскрывают понятия "имущественный комплекс". Вместе с тем это понятие используется в разных отраслях экономики и права. Так, понятие имущественного комплекса на примере предприятия приведено в п. 2 ст. 132 ГК РФ. Он включает в себя недвижимое имущество (земельные участки, здания, сооружения), движимое имущество (оборудование, инвентарь, сырье, продукцию), а также права требования, долги, права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права.

Исходя из п. 81 Стандарта "Концептуальные основы..." и разъяснений Минфина России, под имущественным комплексом может пониматься комплекс объектов учета, в том числе группа объектов движимого имущества (письмо Минфина России от 11.12.2020 N 02-07-05/108680).

Таким образом, в Порядке проведения инвентаризации учреждения целесообразно определить понятие имущественного комплекса. Например, имущественный комплекс - это комплекс объектов учета, представляющий собой группу объектов недвижимого и движимого имущества, группу объектов движимого имущества или группу объектов недвижимого имущества, являющихся самостоятельными объектами имущества (инвентарными и неинвентарными объектами).

В рассматриваемой ситуации в безвозмездное пользование передавался не комплекс имущества, а одна единица учета (транспортное средство). Соответственно, полагаем, что проведение инвентаризации в данном случае необязательно.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

- Путеводитель по формам документов для бюджетной сферы: учет и отчетность (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Четина Ирина

Ответ прошел контроль качества

15 мая 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Перепечатка
Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное