Как оформить документально и отразить в учете безвозмездную передачу органом местного самоуправления материальных запасов подведомственному бюджетному учреждению?
Администрация муниципального образования, наделенная полномочиями по управлению имуществом казны муниципального образования, приобретает материальные запасы (светильники, устройства осветительные и др.). Эти материальные запасы подлежат передаче подведомственному бюджетному учреждению для проведения работ по содержанию муниципального имущества.
Как оформить документально и отразить в учете безвозмездную передачу материальных запасов подведомственному бюджетному учреждению? Нужно ли включать приобретенные материальные запасы в состав имущества казны?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Материальные ценности, приобретенные в целях содержания муниципального имущества, могут быть учтены в составе материальных запасов на счете 105 00 "Материальные запасы".
Передачу материальных запасов подведомственному бюджетному учреждению следует отражать с использованием счета 1 401 20 241.
Безвозмездная передача материальных запасов оформляется Актом о приеме-передаче (ф. 0510448), сформированным на основании распорядительного документа уполномоченного органа по управлению имуществом, и Извещением (ф. 0504805).
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в рамках данного вопроса нами не рассматривался вопрос правомерности осуществления закупки органом местного самоуправления материальных запасов за счет бюджетных средств для целей обеспечения нужд подведомственного бюджетного учреждения.
Также отметим, что возложение на бюджетное учреждение функций по содержанию имущества, включенного в состав муниципальной казны, не в полной мере соответствует действующему законодательству.
Как определено абзацем вторым п. 3 ст. 215 ГК РФ, средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ), то есть бремя содержания имущества, находящегося в муниципальной казне, лежит на муниципальном образовании.
Таким образом, содержание имущества, составляющего муниципальную казну, по существу надлежит рассматривать как муниципальную функцию, которую должны исполнять органы местного самоуправления сообразно закрепленной за ними компетенции.
В соответствии с абзацем сорок шестым ст. 6 БК РФ исполнение муниципальных функций в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления может возлагаться на муниципальное казенное учреждение. В этой связи содержание имущества, находящегося в муниципальной казне, вполне может осуществляться не только органами местного самоуправления, но и специально созданным для таких целей муниципальным казенным учреждением. Аналогичная правовая позиция изложена в письме Минфина России от 12.04.2016 N 02-03-12/20777.
Между тем муниципальное бюджетное учреждение создается для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Следовательно, исполнение бюджетным учреждением муниципальных функций не допускается, если только иное прямо не предусмотрено федеральным законом (п. 6 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правительства России от 07.09.2010 N 1505-р). Подробнее смотрите в рекомендуемых материалах.
Согласно п. 6 Стандарта "Государственная (муниципальная) казна" в составе имущества казны могут учитываться в том числе материальные запасы. Для учета материальных запасов, составляющих казну, применяется счет 108 56 "Материальные запасы, составляющие казну" (п. 144 Инструкции N 157н).
В свою очередь, материальные запасы, приобретенные (созданные) для потребления (использования) в процессе деятельности субъекта учета, учитываются в составе соответствующих аналитических счетов счета 105 00 "Материальные запасы" (п. 98 Инструкции N 157н).
По общему правилу если уполномоченный орган приобретает от своего имени имущество, предназначенное для включения объектов в состав имущества казны, а не для использования в деятельности органа власти для реализации иных полномочий, не связанных с управлением и распоряжением имущества, то такое имущество учитывается на соответствующих аналитических счетах счета 108 00 "Нефинансовые активы имущества казны".
Если же движимое имущество приобретается органом власти (местного самоуправления) от собственного имени, то по общему правилу оно сразу же "автоматически" поступает не только в собственность публично-правового образования, но и в оперативное управление данного органа (смотрите, в частности, п. 2 ст. 124, ст. 218, п. 2 ст. 299 ГК РФ).
Окончательное решение о порядке учета нефинансовых активов принимает профильная комиссия учреждения (п. 34 Инструкции N 157н).
Из условий вопроса следует, что приобретение материальных запасов не связано с комплектованием имущества казны, а производится с целью выполнения муниципальной функции органа местного самоуправления по содержанию муниципального имущества через подведомственное бюджетное учреждение. В этой связи, по нашему мнению, материальные ценности, приобретенные в целях содержания муниципального имущества, могут быть учтены в составе материальных запасов на счете 105 00 "Материальные запасы".
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, 296 ГК РФ.
В силу п. 2 ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
В этой связи конкретный порядок закрепления имущества за муниципальными учреждениями, а также особенности формирования и использования муниципальной казны определяются муниципальными правовыми актами соответствующего муниципального образования. Порядок формирования, управления и распоряжения собственностью муниципального образования городской округ Серебряные Пруды Московской области утвержден решением Совета депутатов городского округа Серебряные Пруды Московской области от 25.04.2016 N 766/75 (далее - Порядок N 766/75).
В соответствии с п. 3.3 Приложения N 4 Порядка N 766/75 муниципальное имущество городского округа Серебряные Пруды Московской области закрепляется на праве оперативного управления за учреждением на основании договора, заключенного с администрацией городского округа Серебряные Пруды Московской области.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (п. 2 ст. 296 ГК РФ, п. 4.1 Типового договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным учреждением к Приложению N 3 Порядка N 766/75).
При этом согласно п. 4.2 Типового договора имущество, изъятое у учреждения, передается в Администрацию или по решению Администрации другому юридическому лицу.
Таким образом, материальные запасы могут быть включены в состав муниципальной казны посредством их изъятия из оперативного управления с целью дальнейшего закрепления этих запасов за другим муниципальным учреждением на основании решений уполномоченных органов местного самоуправления.
Между тем передача имущества между субъектами права оперативного управления, которые учреждены одним и тем же муниципальным образованием, принципиально может производиться, минуя муниципальную казну: для этого уполномоченный орган может своим распорядительным актом изъять имущество из оперативного управления одного балансодержателя, одновременно закрепив это имущество за другим учреждением. На счетах учета имущества муниципальной казны передаваемое имущество при этом не отражается.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации орган местного самоуправления при наличии соответствующего решения может передать подведомственному бюджетному учреждению материальные запасы непосредственно со счета 105 00, минуя муниципальную казну (счет 108 00). Это согласуется с нормами п. 4.2 Типового договора.
Согласно п. 26 Инструкции N 162н безвозмездная передача материальных запасов отражается по дебету счетов 0 304 04 340 "Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов", 0 401 20 240 "Расходы на безвозмездные перечисления текущего характера организациям", 0 401 20 250 "Расчеты на безвозмездные перечисления бюджетам" и кредиту счета 0 105 00 000 "Материальные запасы". Согласно п. 10.4.1 Порядка N 209н операции по безвозмездной передаче нефинансовых активов (за исключением основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов) внутри сектора государственного управления в рамках одного публично-правового образования отражаются с применением подстатьи 241 "Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления" КОСГУ. Следовательно, в рассматриваемой ситуации передачу материальных запасов следует отражать с использованием счета 1 401 20 241.
Таким образом, передача материальных запасов отражается следующей корреспонденцией счетов:
Дебет КРБ 1 401 20 241 Кредит КРБ 1 105 ХХ 44Х
- отражена передача материальных запасов подведомственному бюджетному учреждению.
При этом согласно п. 2 Инструкции N 162н при формировании номеров счетов при безвозмездных передачах нефинансовых активов нужно учитывать следующие правила:
- в 1-14 разрядах номеров соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года" (0 401 20 240, 0 401 20 250, 0 401 20 280) при неденежных передачах между получателями бюджетных средств и (или) бюджетными (автономными) учреждениями отражаются нули;
- в 15-17 разрядах номеров соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года" (0 401 20 240, 0 401 20 250, 0 401 20 280) отражаются соответствующие элементы вида расходов 800 "Иные бюджетные ассигнования" (802-807 при передачах организациям бюджетной сферы).
В соответствии с п. 53.8 Порядка N 82н для операции, приведенной в вопросе, предусмотрен элемент вида расходов 803 "Безвозмездные внутриведомственные неденежные передачи бюджетным (автономным) учреждениям".
В целях безвозмездной передачи (поступления) объектов нефинансовых активов используется Акт о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0510448). Если безвозмездная передача нефинансовых активов осуществляется между организациями бюджетной сферы, наряду с Актом о приеме-передаче (ф. 0510448) оформляется Извещение (ф. 0504805).
Обратите внимание, что с 1 января 2026 года в целях безвозмездной передачи материальных запасов необходимо оформлять Накладную на отпуск материальных ценностей на сторону (ф. 0510458).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Допустимо ли возложение на муниципальное бюджетное учреждение функций по содержанию имущества, составляющего муниципальную казну? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2022 г.)
- Как заполнить Акт о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0510448)?
- Энциклопедия решений. Учет операций по приобретению (созданию) имущества казны.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна
Ответ прошел контроль качества
14 мая 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
