Как отразить в бюджетном учете казенного учреждения акт оказанных услуг, датированный 2024 годом, но за период оказания коммунальных услуг в 2022-2023 годы?
Казенное учреждение согласно распоряжению Администрации города наделено полномочиями по возмещению расходов на содержание незаселенных жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, являющихся муниципальной собственностью, а также на оплату коммунальных услуг в данных помещениях учреждениям, организациям осуществляющим управление многоквартирными домами или предоставляющим коммунальные ресурсы, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно распоряжению Администрации города утвержден Порядок осуществления расходов на содержание незаселенных жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, являющихся муниципальной собственностью или построенных за счет средств бюджета города, а также на оплату коммунальных услуг в данных помещениях.
В целях своевременного исполнения обязанностей по осуществлению вышеуказанных расходов учреждения организации, осуществляющие управление многоквартирными домами или предоставляющие коммунальные ресурсы, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами:
- представляют выписки из реестра незаселенных жилых и нежилых помещений, для согласования;
- представляют расчет суммы расходов на содержание незаселенных жилых и не переданных в пользование нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, в соответствии с согласованными выписками из реестров.
Казенное учреждение обеспечивает заключение соглашений в соответствии с представленными и проверенными выписками и расчетами с учреждениями, организациями, осуществляющих управление многоквартирными домами в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на эти цели в соответствии с бюджетной росписью и кассовым планом. Оплата осуществляется в сумме заключенного соглашения в пределах доведенных бюджетных ассигнований на финансовый год и распространяет свое действие до последней даты отчетного года.
В 2024 году в казенное учреждение обратилась управляющая компания за возмещением расходов на содержание не заселенных жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, являющихся муниципальной собственностью, а также на оплату коммунальных услуг в данных помещениях за период 2022 и 2023 годов, когда помещения были не заселены. В соответствии с распоряжением представила на проверку выписки из реестра не переданных в пользование нежилых помещений и расчеты расходов по данным помещениям. По результатам проверки выписок и расчетов в 2024 году было заключено соглашение с управляющей компанией о возмещении расходов (за 2022 и 2023 годы). Согласно соглашению управляющая компания представила казенному учреждению к оплате акт оказанных услуг 2024 годом (например, от 31.05.2024).
Будет ли сумма по данному соглашению считаться ошибкой прошлых лет, так как в расчетах присутствуют периоды возмещения прошлых лет (2022 и 2023 годы)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бюджетном учете казенного учреждения отразить кредиторскую задолженность в части расходов на содержание незаселенных жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, являющихся муниципальной собственностью, а также на оплату коммунальных услуг в данных помещениях за период 2022 и 2023 годов следует в порядке исправления ошибок прошлых лет. Причем в данном случае речь не идет об ошибочном заключении соглашения, которое только гарантирует оплату потребленных коммунальных услуг или возмещение расходов на содержание незаселенных жилых и нежилых помещений.
Обоснование вывода:
В рассматриваемой ситуации казенное учреждение наделено полномочием по осуществлению расходов на содержание незаселенных жилых и не переданных в пользование нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, являющихся муниципальной собственностью или построенных за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования, а также на оплату коммунальных услуг в данных помещениях. Порядок осуществления таких расходов утвержден распоряжением Администрации города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.03.2022 N 388-р (далее - Порядок N 388-р).
Согласно п. 1.1 Порядка N 388-р финансовое обеспечение по оплате расходов на содержание незаселенных жилых и не переданных в пользование нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, являющихся муниципальной собственностью или построенных за счет средств бюджета муниципального образования, а также коммунальных услуг в данных помещениях осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования на соответствующий финансовый год и плановый период. Осуществление расходов реализуется путем внесения платы на основании заключенных договоров (п. 1.8 Порядка N 388-р).
Обратим внимание, что начальной датой расчета сумм расходов за муниципальный жилищный фонд, подлежащих возмещению в соответствии с Порядком N 388-р, являются (п. 1.9 Порядка N 388-р):
- дата расторжения (прекращения) договора социального найма, договора найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, передачи жилого помещения, занимаемого на основании ордера или иных основаниях, акта приема-передачи наймодателю муниципального жилищного фонда;
- дата возникновения права собственности муниципального образования на жилое и нежилое помещение;
- дата расторжения договора аренды нежилого помещения или договора безвозмездного пользования нежилым помещением, возврата нежилого помещения от пользователя по акту приема-передачи.
Другими словами, отражение расходов на содержание соответствующего жилого и нежилого фонда казенное учреждение должно осуществлять сразу, как только объекты недвижимости по тем или иным основаниям поступают в муниципальную собственность.
В свою очередь, согласно п. 16 Стандарта "Концептуальные основы" бюджетный учет ведется с использованием метода начисления и допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни. Результаты операций признаются в учете по факту их совершения в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни. Отражению в бюджетном учете и (или) раскрытию в бюджетной (финансовой) отчетности отчетного периода подлежат первичные учетные документы, оформляющие факты хозяйственной жизни, произошедшие именно в этом отчетном периоде. Учетные документы могут составляться как в момент совершения факта хозяйственной жизни, так и после его окончания (п. 21 Стандарта "Концептуальные основы"). Таким образом, не всегда дата формирования первичного документа и (или) дата его утверждения уполномоченным лицом учреждения фиксирует дату совершения факта хозяйственной жизни.
Результаты операций признаются в бюджетном учете по факту их совершения, а значит, объекты бюджетного учета должны признаваться в учете в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов учета. Соответственно, факт оказания (потребления) коммунальной услуги в определенном месяце (периоде) приводит к возникновению расходов (затрат) учреждения в том же месяце (периоде). Такие расходы (затраты) учреждения подлежат отражению в бюджетном учете последней датой периода оказания (потребления) услуг (смотрите письмо Минфина России от 25.10.2019 N 02-06-10/82420). Информация о дате (периоде) совершения факта хозяйственной жизни - оказании (потреблении) услуги в обязательном порядке должна быть указана в содержательной части первичного документа (письмо Минфина России от 11.11.2022 N 02-06-07/110108).
В конкретной ситуации управляющей компанией казенному учреждению предъявлен акт оказанных коммунальных услуг, датированный 2024 годом, но за период оказания услуг в 2022-2023 годы.
Отметим, что поступление с опозданием первичных учетных документов, относящихся к отчетному периоду, не является событием после отчетной даты (п. 5 Стандарта "События после отчетной даты"). Если документы, относящиеся к событиям прошлых лет, поступили с опозданием, и отчетность уже принята (утверждена), и нет возможности представить уточненную годовую отчетность, то операция отражается обособленно как исправление ошибки прошлых лет (письмо Минфина России от 31.07.2020 N 02-07-10/67474). Причем в качестве позднего поступления документов следует рассматривать не только документы, датированные отчетным периодом и поступившие после отчетной даты, но и первичные учетные документы, сформированные после отчетной даты, но оформляющие факты хозяйственной жизни, произошедшие в отчетном периоде.
Таким образом, в данном случае необходимо вести речь не об ошибочном заключении Соглашения, которое только гарантирует оплату потребленных коммунальных услуг или возмещение расходов на содержание незаселенных жилых и нежилых помещений, а об ошибочном неотражении в бюджетном учете казенного учреждения кредиторской задолженности по таким расходам.
Отсутствие первичных документов, а также выписок из реестров и расчетов расходов в 2022 и 2023 гг. не отменяло обязанности казенного учреждения, в частности, в проведении инвентаризации расчетов и (или) мониторинга состояния задолженности в рамках внутреннего контроля. К примеру, в самом нормативном документе муниципального образования рекомендуется соответствующим контрагентам представлять по запросам уполномоченных органов администрации необходимые для сверки расходов сведения по незаселенным жилым и не переданным в пользование нежилым помещениям (п. 3 Распоряжения N 388-р). Соответственно, своевременное направление казенным учреждением запросов в адрес контрагентов позволило бы обеспечить сверку расчетов и не допустить отсутствия показателей на балансовых счетах.
Также отметим, что по обязательствам, в отношении которых на отчетную дату существует неопределенность по их размеру из-за отсутствия первичных документов, в целях своевременного отражения в учете и отчетности расходов учреждения на основании предварительной расчетно-документальной оценки обязанности учреждения произвести оплату за фактически потребленные услуги целесообразно создавать резерв под обязательства, по которым отсутствуют первичные учетные документы (письмо Минфина России от 11.11.2022 N 02-06-07/110108).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации отразить кредиторскую задолженность в части расходов на содержание незаселенных жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, являющихся муниципальной собственностью, а также на оплату коммунальных услуг в данных помещениях за период 2022 и 2023 годов следует в порядке исправления ошибок прошлых лет.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Резерв под обязательства, по которым отсутствуют первичные документы (для бюджетной сферы).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Ответ прошел контроль качества
7 мая 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
