Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетному учреждению необходимо запросить в регистрирующем органе передаточные первичные (учетные) документы, в частности, акт приема-передачи имущества, на основании которого была осуществлена регистрация права оперативного управления, и согласно ему отражать необходимые корреспонденции счетов в бухгалтерском учете (с момента подписания передаточных первичных (учетных) документов до регистрации права оперативного управления недвижимое имущество учитывается на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование", с момента регистрации права оперативного управления - на балансовом счете 101 1Х "Основные средства - недвижимое имущество учреждения").
Обязанность по начислению и уплате налога на имущество у бюджетного учреждения возникает с момента регистрации права оперативного управления на переданный объект недвижимости (здание), то есть с момента принятия учреждением объекта недвижимости к учету в составе основных средств.
Обоснование вывода:
По общему правилу права на недвижимость возникают с момента их государственной регистрации, а недвижимым имуществом является имущество, которое прочно связано с землей и его перемещение без несоразмерного нанесения ущерба его назначению невозможно (ст. 130, 131 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно п. 36 Инструкции N 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку. Исходя из этого для постановки на балансовый учет объектов недвижимости в наличии у учреждения обязательно должен быть оформленный документ о регистрации права оперативного управления, т.е. выписка из ЕГРН (ст. 28 Закона N 218-ФЗ).
Иными словами, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает у бюджетного учреждения с момента государственной регистрации. Основанием для регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество является решение собственника имущества, отраженное в акте (постановлении, распоряжении, приказе).
В отношении недвижимого имущества, права на которое не зарегистрированы, у учреждения не возникает оснований для учета подобных объектов на счетах аналитического счета 0 101 10 000 "Основные средства - недвижимое имущество учреждения" (смотрите, например, решение Курганского областного суда от 11.04.2016 по делу N 21-189/2016, решение Верховного Суда Республики Марий Эл N 7Р-10/2016 7Р-659/2015 от 15.01.2016 по делу N 7Р-10/2016).
В соответствии с п. 333 Инструкции N 157н для учета имущества, полученного учреждением в пользование, не являющегося объектами аренды, применяется забалансовый счет 01 "Имущество, полученное в пользование". В то же время, учитывая, что положениями п. 333 Инструкции N 157н прямо не предусмотрена возможность учета на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" полученных объектов недвижимости на время их регистрации, такую возможность целесообразно закрепить в рамках формирования учетной политики учреждения.
Согласно положениям п. 333 Инструкции N 157н объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете на основании акта о приеме-передаче (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником) (смотрите также письмо Минфина России от 01.02.2019 N 02-06-10/6001).
В свою очередь, первичным учетным документом в целях принятия к бухгалтерскому учету объектов нефинансовых активов при их передаче между учреждениями, в том числе при закреплении права оперативного управления (хозяйственного ведения), является Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101, 0510448), форма и правила заполнения которых установлены Приказом N 52н и Приказом N 61н (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 06.04.2020 N 02-06-10/27272). Кроме того, для обеспечения достоверности учета как у передающей, так и у принимающей стороны оформляется Извещение (ф. 0504805).
Иными словами, с момента приемки объекта до регистрации права оперативного управления учет полученного имущества может быть организован на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" (письмо Минфина России от 24.07.2018 N 02-06-05/51873, абзац 3 п. 1.1.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120, письмо Минфина России от 17.07.2015 N 02-07-10/41190).
После регистрации права оперативного управления (после получения выписки из ЕГРН) недвижимое имущество подлежит учету на соответствующем балансовом счете 0 101 10 000 "Основные средства - недвижимое имущество учреждения".
В рассматриваемой ситуации распорядительный документ о закреплении недвижимого имущества (здания) на праве оперативного управления за бюджетным учреждением был издан 28.11.2022. При этом передаточные первичные (учетные) документы не оформлялись.
С момента издания распоряжения до момента подписания таких документов у учреждения отсутствуют основания для учета недвижимого имущества на балансовых или забалансовых счетах.
Вместе с тем 30.03.2023 за учреждением было зарегистрировано право оперативного управления на недвижимое имущество, что является основанием для постановки объекта недвижимого имущества на балансовый учет (счет 101 1Х "Основные средства - недвижимое имущество учреждения"). Постановка на баланс осуществляется в корреспонденции со счетом 4 401 10 195 (п. 9 Инструкции N 174н).
Для регистрации права оперативного управления необходимо подать в Росреестр следующий пакет документов (глава 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ): заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (по форме, утвержденной приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.08.2020 N П/0310); распорядительный акт о передаче имущества в оперативное управление; акт приёма-передачи имущества; паспорт представителя; документы, подтверждающие полномочия представителя органа.
Соответственно, бюджетному учреждению необходимо запросить в регистрирующем органе передаточные первичные (учетные) документы, в частности, акт приема-передачи имущества, на основании которого была осуществлена регистрация права оперативного управления, и согласно ему отражать необходимые корреспонденции счетов в бухгалтерском учете (с момента подписания передаточных первичных (учетных) документов до регистрации права оперативного управления недвижимое имущество учитывается на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование", с момента регистрации права оперативного управления - на балансовом счете 101 1Х "Основные средства - недвижимое имущество учреждения").
В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ. Объектом налогообложения признается недвижимое имущество (включая переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ (подп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ).
Недвижимое имущество может принадлежать учреждениям бюджетной сферы только на праве оперативного управления (ст. 96, п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 296 ГК РФ). В то же время подпункт. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ не содержит прямого указания на то, что объектом налогообложения признается недвижимое имущество, право собственности на которое зарегистрировано в установленном порядке. Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского (бюджетного) учета. То есть в целях исчисления налога на имущество принимается в расчет стоимость только тех объектов, которые согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета учитываются в составе основных средств, то есть на счете 101 00 "Основные средства" (письмо Минфина России от 13.11.2014 N 03-05-05-01/57463). Соответственно, при определении налоговой базы по налогу на имущество не принимается в расчет стоимость объектов, учитываемых на иных счетах бухгалтерского учета, в том числе и на забалансовых.
Учитывая норму п. 36 Инструкции N 157н, у бюджетного учреждения обязанность по начислению и уплате налога на имущество возникает с момента регистрации права оперативного управления на переданный объект недвижимости (здание), то есть с момента принятия учреждением объекта недвижимости к учету в составе основных средств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
11 мая 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.