Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Актив находится на сервере лицензиара. Может ли он быть учтен как НМА?

Актив находится на сервере лицензиара. Может ли он быть учтен как НМА?

В организации есть система "Контур". Использование ее происходит исключительно через сервер лицензиара. Согласно подп. "г" п. 4 ФСБУ 14/2022 одним из критериев, по которому можно отнести объект к НМА является то, что он способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (обеспечить достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана), на получение которых организация имеет право (в частности, в отношении такого актива у организации при его приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив) и доступ иных лиц к которым организация способна ограничить.
Означает ли тот факт, что система "Контур" находится на сервере лицензиара, а не на сервере организации, отсутствие контроля за данным объектом? То есть критерий, который указана в подп. "г" п. 4 ФСБУ 14/2022 не соблюден, и организация не может отразить объект как НМА?

По этому поводу существует два противоположных мнения.

Согласно одному из них, действительно, то, что система Контур находится на сервере Лицензиара, а не организации, означает отсутствие контроля за объектом и поэтому нельзя отразить объект как НМА.

В профессиональном сообществе есть соответствующее мнение, что лицензионные договоры на доступ к ПО, справочным системам, которые размещены на ресурсах других юридических лиц, доступ к которым предоставляется удаленно (например, через удаленные сервера или облако), не могут быть признаны нематериальными активами, т.к. не выполняется один из ключевых критериев для признания актива - отсутствует контроль над управлением, доступом, использованием соответствующего ПО, справочной системой.

Для классификации затрат по таким лицензионным договорам и соглашениям о подписке необходимо анализировать их конкретные условия, включая права организации-заказчика (пользователя ИТ-продукта) и их соответствие признакам, указанным в п. 4 ФСБУ 14/2022, в том числе способность организации ограничить доступ иных лиц к экономическим выгодам (доходам) от использования результата интеллектуальной деятельности.

Саморегулируемая организация аудиторов предлагает положить в основу решения вопроса о признании НМА следующие критерии:

- возможность лицензиата ограничить доступ третьих лиц к информационному продукту,

- установка ИТ-продукта на материальных ресурсах лицензиата,

- отсутствие у правообладателя возможности дистанционно отключить доступ.

Есть противоположное мнение.

В частности, по поводу критерия "возможность поставщика дистанционно отключить или заблокировать доступ" отметим, что в современных технических условиях такая возможность у поставщика может иметься и в условиях установки ПО на носитель лицензиата.

Поэтому к данному вопросу можно подходить таким образом, что способ доступа к ПО для пользователя - путем удаленного подключения к облачному продукту или путем установки программы на собственное оборудование - сам по себе не является критерием при решении вопроса о признании НМА в бухгалтерском учете.

При таком подходе объект можно признать в качестве НМА, даже если он находится на сервере лицензиара.

Смотрите подробнее:

- Актуальные вопросы применения ФСБУ 14/2022 из практики нашего консалтинга (под редакцией А.В. Брызгалина). - "Налоги и финансовое право", 2024 г.;

- Бухгалтерский учет использования прав на программы иностранных разработчиков с 2024 года (Е. Антаненкова, АКГ "ПРАВОВЕСТ Аудит", февраль 2025 г.).

Поэтому, полагаем, организация сама должна оценить, насколько удаленный доступ к объекту ограничивает доступ к нему с учетом возможности защитить свой доступ к объекту правовыми способами.

Выбор закрепить в учетной политике.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

18 ноября 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.