Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Заказчик работает и по Закону N 44-ФЗ, и по Закону N 223-ФЗ. Как и в какие сроки он может уйти от закупок по Закону N 223-ФЗ?

Заказчик работает и по Закону N 44-ФЗ, и по Закону N 223-ФЗ. Как и в какие сроки он может уйти от закупок по Закону N 223-ФЗ?

Заказчик работает и по Закону N 44-ФЗ (бюджетное финансирование), и по Закону N 223-ФЗ (предпринимательская деятельность). Заказчику необходимо перейти полностью на Закон N 44-ФЗ, то есть предпринимательскую деятельность тоже перевести на Закон N 44-ФЗ. Как и в какие сроки заказчик должен уйти с Закона N 223-ФЗ на Закон N 44-ФЗ в части предпринимательской деятельности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

1. Бюджетное учреждение и унитарное предприятие, осуществляющие закупки по двум законам о закупках, вправе принять решение в свободной форме о неприменении положения о закупках. Такое решение может применяться только с начала календарного года, следующего за размещением такого решения в ЕИС.

2. Казенное учреждение, созданное путем изменения типа бюджетного учреждения, обязано руководствоваться положениями законодательства о контрактной системе в полном объеме с даты регистрации соответствующих изменений в его учредительных документах.

Обоснование вывода:

1. Сферы действия Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), по нашему мнению, не пересекаются, и заказчики вправе осуществлять закупки в соответствии только с одним из них.

Бюджетные учреждения и почти все унитарные предприятия*(1) по общему правилу обязаны осуществлять закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ, и вправе осуществлять закупки за счет средств, указанных в ч. 2 и 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ соответственно, в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

Прочие заказчики, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ (например, автономные учреждения), обязаны осуществлять закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ только в отдельных, специально оговариваемых законодательством случаях при использовании средств бюджетов (субсидий) на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). Они не могут принять решения о переходе на закупки по Закону N 44-ФЗ. Безусловно, они могут принять решение о применении порядка планирования и проведения закупок в том порядке, какой установлен Законом N 44-ФЗ, однако это не изменит их статуса как заказчиков и к ним будут применяться публично-правовые требования (размещение плана закупок, отчетность и т.п.), установленные именно Законом N 44-ФЗ.

Бюджетные учреждения и унитарные предприятия могут осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ, в соответствующем году при наличии положения о закупке - правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 этого Закона и размещенного до начала этого года в единой информационной системе (далее - ЕИС). В то же время положение о закупке заказчика действует постоянно с момента утверждения в течение неопределенного периода времени. Повторного, ежегодного утверждения этот документ не требует*(2).

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ решение о порядке осуществления закупок за счет средств, указанных в ч. 2 и 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или Законом N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году. Иными словами, если бюджетное учреждение или унитарное предприятие приняло положение о закупке и решение о закупках за счет средств от приносящей доход деятельности в соответствии с этим положением о закупке и Законом N 223-ФЗ, то осуществлять закупку за счет этих средств в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, оно может вновь начать только со следующего года, приняв соответствующее решение в текущем году (смотрите письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 N Д28и-351). И напротив: если бюджетное учреждение приняло решение об осуществлении закупок в том или ином календарном году в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, то вновь начать осуществление закупок в соответствии с положением о закупке и Законом N 223-ФЗ оно может только со следующего года, приняв соответствующее решение в текущем году. При этом ни ч. 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, ни какие-либо иные законодательные акты не указывают, в каком порядке, каким органом, в какие сроки принимается решение о закупках в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ. Также не установлено и какой-либо формы такого решения.

Заметим, что положение о закупке бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ), положение о закупке унитарного предприятия - руководителем этого предприятия (п. 2 ч. 3 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). Иными словами, фактически решение о возможности осуществления бюджетным учреждением закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ и принятым согласно его требованиям положением о закупке принимается собственником имущества этого бюджетного учреждения, унитарным предприятием - его руководителем. (Хотя представляется очевидным, что такое решение может быть принято учредителем по представлению руководителя бюджетного учреждения, а по смыслу норм Закона N 223-ФЗ, говорящих о принятии решения бюджетным учреждением, - и должно приниматься в таком порядке). Полагаем очевидным, что решение о прекращении закупок за счет внебюджетных средств в соответствии с Законом N 223-ФЗ должно приниматься тем же органом, что и утверждает положение о закупке, тем самым фактически утверждая решение о проведении указанных закупок в соответствии с этим Законом, и приниматься оно должно в том же порядке, что и утверждение положения о закупке.

Исходя из той же аналогии с началом осуществления закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, также очевидным представляется, что решение о проведении закупок только в соответствии с Законом N 44-ФЗ может быть принято в любой момент времени, но применяться оно может только с начала следующего календарного года и при условии его размещении в ЕИС до начала этого года.

Также отметим, что закон говорит только о принятии решения о проведении закупок за счет внебюджетных средств в соответствии с Законом N 223-ФЗ либо о проведении всех закупок бюджетного учреждения, унитарного предприятия только в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Отмены положения о закупке, признания его недействующим или чего-то подобного закон не требует (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 22.05.2015 N Д28и-1315). Соответственно, в решении может быть указано только на неприменение положения о закупке в каком-либо определенном году либо в течение неопределенного срока, до принятия решения о возобновлении его применения.

Таким образом, решение о неприменении положения о закупке может быть принято органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, руководителем унитарного предприятия в свободной форме и должно быть размещено в ЕИС до начала соответствующего года. Сказанное подтверждается разъяснениями, данными в письме Минфина России от 06.12.2017 N 24-04-07/81331.

2. В отличие от бюджетных и автономных казенные учреждения являются государственными и муниципальными заказчиками и во всех случаях применяют при закупках Закон N 44-ФЗ (п. 5, 6 ч. 1 ст. 3 этого Закона). В то же время бюджетное учреждение может стать казенным или автономным, и наоборот. В случае, если бюджетное учреждение становится казенным, оно, естественно, становится должно руководствоваться Законом N 44-ФЗ во всех случаях. При этом Закон N 44-ФЗ не связывает применение его положений с необходимостью принятия какого-либо нормативного или правоприменительного акта - обязанность руководствоваться им возникает "автоматически" у всех перечисленных в нем заказчиков. Нормы данного Закона императивны и должны применяться во всех указанных в нем случаях, что не могут отменить нормы локального нормативного акта организации. Отсюда следует, что прекращать действия положения о закупках в данном случае не нужно - оно в любом случае перестает применяться с момента, когда бюджетное учреждение становится казенным.

В этой связи следует учитывать, что "автономное учреждение", "бюджетное учреждение" и "казенное учреждение" являются типами государственного или муниципального учреждения, а не организационно-правовыми формами юридических лиц (п. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о НКО)). Соответственно, изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения (п. 1 ст. 17.1 Закона о НКО, ч. 14 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").

Таким образом, казенное учреждение, созданное путем изменения типа бюджетного учреждения, обязано руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ в полном объеме с даты регистрации соответствующих изменений в его учредительных документах.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

26 августа 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) За исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации.

 

*(2) Срок действия положения о закупке заказчика ни Закон N 223-ФЗ, ни Закон N 44-ФЗ не ограничивают. Более того, согласно ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ в случае нарушения заказчиком требований, связанных с закупкой у субъектов малого и среднего предпринимательства, положение о закупке такого заказчика считается не размещенным в ЕИС с 1 февраля по 31 декабря года, следующего за годом, в котором допущено нарушение, то есть в течение определенного периода времени. Смотрите также разъяснения в письмах Минэкономразвития России от 26.11.2014 N Д28и-2490, от 03.03.2015 N 4635-ЕЕ/Д28и, от 12.08.2015 N Д28и-2417, п. 3 письма Минфина России от 06.12.2017 N 24-04-07/81331.