Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Мусоросортировочное предприятие на основании договора получает от регионального оператора твердые коммунальные отходы для сортировки. Все отсортированные фракции мусора переходят в собственность мусоросортировочного предприятия и в дальнейшем продаются сторонним организациям. При этом региональный оператор на основании договора оплачивает услуги организации. Можно ли в этом случае не включать в фактическую себестоимость отсортированных фракций общие затраты по договору с региональным оператором?

27 апреля 2023

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Для целей бухгалтерского и налогового учета допускается такой вариант формирования затрат, когда в них включаются только материальные расходы только по конкретному виду продукции, что должно соотноситься с условиями договора и определяться возможностью технологически и "учетно" обособить непосредственно само извлечение вторичных материалов. 

Обоснование позиции: 

Бухгалтерский учет 

В бухгалтерском учете признанные активы в виде извлекаемых вторичных материалов подлежат учету в составе запасов (п. 3 ФСБУ 5/2019).

В зависимости от дальнейших целей использования такое имущество может быть принято к учету:

  • в качестве товаров (на счете 41 "Товары") - если предполагается дальнейшая перепродажа;
  • в качестве материалов (на счете 10 "Материалы") - если планируется использование для собственных нужд.

И в том и в другом случае принятие к учету осуществляется по фактической себестоимости (п. 9 ФСБУ 5/2019).

В фактическую себестоимость запасов, кроме незавершенного производства и готовой продукции, включаются фактические затраты на приобретение (создание) запасов, приведение их в состояние и местоположение, необходимые для потребления, продажи или использования; в нее включаются, в частности:

  • уплаченные и (или) подлежащие уплате организацией поставщику (продавцу, подрядчику) при приобретении (создании) запасов суммы, определяемые с учетом пп. 12, 13 ФСБУ 5/2019;
  • затраты на заготовку и доставку запасов до места их потребления (продажи, использования);
  • затраты на доведение запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по доработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик запасов.

Суммы, уплаченные и (или) подлежащие уплате организацией при приобретении (создании) запасов, включаются в фактическую себестоимость запасов:

а) за вычетом возмещаемых сумм налогов и сборов;

б) с учетом всех скидок, уступок, вычетов, премий, льгот, предоставляемых организации, вне зависимости от формы их предоставления. При этом премии, льготы, предоставленные организации согласно условиям договора, учитываются в фактической себестоимости запасов, по мнению Минфина России, при условии, что они непосредственно связаны с приобретением конкретной единицы учета запасов, признанных в бухгалтерском учете (смотрите Рекомендации Минфина России (приложение к письму от 18.01.2022 N 07-04-09/2185), письмо Минфина России от 06.12.2021 N 07-01-09/98963).

Затратами, включаемыми в фактическую себестоимость запасов, которые организация получает безвозмездно, считается справедливая стоимость этих запасов (п. 15 ФСБУ 5/2019). В общем случае для целей ФСБУ 5/2019 "Запасы" справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости". В свою очередь, в понимании МСФО (IFRS) 13 справедливая стоимость - оценка, основанная на рыночных данных, а не оценка, специфичная для организации. Этот стандарт определяет понятие "справедливая стоимость" как цену, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки (пп. 2, 9 МСФО (IFRS).

Тем самым в общем случае приходуемые фракции следует признать в учете по справедливой стоимости - цене, по которой можно реализовать это вторсырье в его исходном состоянии сторонней организации, принимающей такие отходы.

В части включения используемой бухгалтерской программой в их фактическую себестоимость еще и затрат по договору с региональным оператором отметим следующее.

Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (утверждены постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156) предусмотрено, что операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, заключают договоры с ним об оказании услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. По такому договору оператор по обращению с ТКО, осуществляющий деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять обработку, обезвреживание, захоронение ТКО, а региональный оператор обязуется передавать такие отходы этому оператору и оплачивать услуги по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов по регулируемым тарифам. Существенными условиями договора между ними являются:

а) предмет договора;

б) требования к составу твердых коммунальных отходов, передаваемых оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, способу складирования твердых коммунальных отходов;

в) планируемая масса твердых коммунальных отходов, направляемых на объект, используемый для обработки, обезвреживания, захоронения;

г) место приема (передачи) твердых коммунальных отходов;

д) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;

е) сроки и порядок оплаты услуг по договору;

ж) права и обязанности сторон по договору;

з) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

и) ответственность сторон.

При этом коммерческий учет ТКО в целях расчетов с операторами по обращению с ТКО осуществляется в общем случае исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения (если объект не оборудован средством измерения или средство измерения вышло из строя (неисправно), коммерческий учет осуществляется исходя из средней плотности твердых коммунальных отходов и объема твердых коммунальных отходов).

На основании изложенного допускаем: если договор с региональным оператором предусматривает, что оплачиваются еще и услуги по сортировке ТКО, то при невозможности обособить этот этап и выделить плату за него, приходуемые вторичные материалы формально представляют собой готовую продукцию, в себестоимость которой и включаются все издержки по договору.

Напомним: согласно п. 23 ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции включаются затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. В фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции включаются затраты, прямо относящиеся к производству конкретного вида продукции, работ, услуг (прямые затраты), и затраты, которые не могут быть прямо отнесены к производству конкретного вида продукции, работ, услуг (косвенные затраты).

Если же извлечение вторичных материалов можно технологически обособить и проведение этого этапа не входит в оказываемую и оплачиваемую региональным оператором услугу, то, на наш взгляд, и в учете эту "незавершенку" можно выделить. Как сказано в п. 27 ФСБУ 5/2019, незавершенное производство и готовую продукцию в массовом и серийном производстве допускается оценивать в сумме прямых затрат (в виде материальных расходов) без включения косвенных затрат. Тем самым полагаем, что в фактическую себестоимость запасов, включаемых затем как материальные затраты в НЗП, войдет справедливая стоимость фракций на дату их образования (первичной сортировки) и затраты организации по последующим доработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик уже непосредственно отсортированных фракций, а не все затраты по этому виду деятельности. Повторим, такой вариант должен соотноситься с условиями договора и определяться возможностью технологически и "учетно" обособить непосредственно само извлечение вторичных материалов. 

Налог на прибыль организаций 

На основании п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества, полученного безвозмездно, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 8 ст. 250 НК РФ. На основании п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ. При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, но не ниже затрат на производство (приобретение) по неамортизируемому имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

В случае, если налогоплательщик в качестве сырья, полуфабрикатов и иных материальных расходов использует продукцию собственного производства, а также в случае, если в состав материальных расходов налогоплательщик включает результаты работ или услуги собственного производства, оценка указанной продукции, результатов работ или услуг собственного производства производится исходя из оценки готовой продукции (работ, услуг) в соответствии со ст. 319 НК РФ (п. 4 ст. 254 НК РФ).

Согласно ст. 318 и 319 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

1) прямые;

2) косвенные.

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности, материальные затраты, определяемые в соответствии с подп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ.

Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам). Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов. Если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

То есть и в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик имеет возможность определить в своей учетной политике суммы расходов на производство и реализацию с учетом их соответствия конкретному виду изготовленной продукции (работам, услугам). Допускается прямыми расходами признавать только материальные затраты; для данной ситуации это значит, что налоговое законодательство не содержит запрета для обособления затрат в данном случае: либо такие затраты прямо относятся на конкретный процесс, либо в учетной политике налогоплательщиком самостоятельно разработан обоснованных способ их распределения. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Энциклопедия решений. Оценка остатков незавершенного производства в целях налогообложения прибыли (март 2023 г.);
  • Энциклопедия решений. Определение суммы расходов на производство и реализацию. Прямые и косвенные расходы в налоговом учете (март 2023 г.);
  • Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2022 год (под редакцией А.В. Брызгалина). - "Налоги и финансовое право", 2022 г. (пункт 5.21). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга 

Ответ прошел контроль качества 

4 апреля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Перепечатка
Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное