22 ноября 2013

ГАРАНТ. Еженедельный мониторинг федерального законодательства от 22.11.2013
Горячие документы | Бизнес-справки | Информация Минфина | Аудио и видео | Форум юристов


Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 22 ноября 2013


  • Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2013 г. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г.)
    Подведены итоги работы ВС РФ за второе полугодие.
    Как и обычно, в обзоре представлена практика по уголовным делам, гражданско-правовым спорам, административным разбирательствам.
    Приведены выдержки из материалов дел Европейского Суда по правам человека, а также ответы на некоторые вопросы, возникающие на практике.
    Кроме того, имеется и определенное новшество.
    Впервые в обзоре представлены правовые позиции, сформулированные такими межгосударственными договорными органами, как комитеты ООН (по правам человека; по ликвидации расовой дискриминации; по ликвидации дискриминации в отношении женщин; по правам инвалидов).
    Как отметил ВС РФ, российские суды должны учитывать при рассмотрении дел позиции подобных органов.
    Среди выводов, которые были сделаны в обзоре, можно выделить следующие.
    Договор поручительства не является сделкой по распоряжению общим имуществом или соглашением, подлежащим нотариальному удостоверению и (или) регистрации. Поэтому для его заключения не требуется согласие второго супруга.
    Если работник незаконно уволен до истечения периода действия срочного трудового договора, заключенного с ним, и это время уже прошло к моменту рассмотрения спора, то суд не может установить дату увольнения как день вынесения судебного решения.
    Разъяснено, как исчислять срок исковой давности в случае, когда орган жилищного надзора обращается в суд за оспариванием договора управления многоквартирным домом и решения общего собрания собственников помещений в нем.
    Срок (6 месяцев) для такого обращения исчисляется с момента выявления нарушения (которые служат основанием для подобного оспаривания), а не с даты истечения периода исполнения предписания об их устранении. Помимо прочего, затронуты вопросы, касающиеся возвращения искового заявления.
    Отмечено, что не может служить основанием для такого возвращения непредставление истцом доказательств из-за того, что он (как частное лицо) не смог самостоятельно получить официальную информацию, необходимую для разрешения спора, в иностранном государстве.
    Относительно выдачи градостроительного плана участка указывается, что орган местного самоуправления в таком случае не вправе требовать от заявителя предоставить иные документы, кроме тех, которые необходимы для установления его личности.
     
  • Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г.)
    Вышел в свет обзор судебной практики по вопросам обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    Подготовлен обзор практики рассмотрения судами в 2011-2012 гг. дел, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа таких детей.
    В то время Закон о дополнительных гарантиях по соцподдержке этих детей, Жилищный кодекс РФ применялись в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г. Один из спорных вопросов заключается в том, могут ли граждане указанной категории обеспечиваться жильем вне очереди, если до 23 лет они не встали (не были приняты) на учет как нуждающиеся в нем. В большинстве случаев суды исходили из конкретных обстоятельств дела. Они удовлетворяли требования об обеспечении жильем вне очереди, если причины отсутствия на учете признавались уважительными. Такой подход является правильным. Нередко граждане, принятые на учет до 23 лет, впоследствии были незаконно сняты с него. В таких случаях достижение 23 лет не может служить основанием для отказа в реализации права на внеочередное предоставление жилья, не полученного в период до достижения этого возраста.
    Данное право признавалось судами и при наличии закрепленного жилого помещения, непригодного для проживания. Если возвращение ребенка в сохраненное за ним жилое помещение противоречит его интересам (напр., если там проживают лица, лишенные родительских прав, либо алкоголики или наркоманы), то суд удовлетворял требования об обеспечении жильем вне очереди. Подобный подход является верным.
    Также правильной является следующая позиция. Если в период нахождения на учете в качестве нуждающихся в жилье лица приобрели право собственности на жилое помещение (напр., по наследству, по договору купли-продажи), то необходимо проверять, не перестали ли они нуждаться в жилье.
    В некоторых случаях суды ошибочно полагали, что жилье должно предоставляться исключительно по месту выявления и первичного устройства ребенка в детское учреждение. Единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилья, является место жительства.
    С 2013 г. установлен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
    Несмотря на это, прежними остаются подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяются дополнительные гарантии прав на жилое помещение, о месте их жительства, о своевременности их обращения за предоставлением жилья и о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилье, каким требованиям оно должно отвечать.
     
  • Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности"
    Госаккредитация образовательной деятельности: новое положение.
    В связи с выходом нового Закона об образовании пересмотрен порядок госаккредитации в данной области.
    Речь идет о госаккредитации деятельности по реализации основных образовательных программ (за исключением дошкольного образования).
    Она проводится в отношении программ, реализуемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также с образовательными стандартами, самостоятельно утвержденными отдельными учебными заведениями. В числе последних - МГУ, СПГУ, национальные исследовательские университеты. Образовательная деятельность на территории инновационного центра "Сколково" ведется частными организациями без получения ими госаккредитации.
    Аккредитационными органами являются Рособрнадзор и уполномоченные региональные органы.
    Перечислены документы, которые необходимы для получения госаккредитации. Так, требуется лицензия на образовательную деятельность по программам, заявленным для госаккредитации. Материалы можно подать на бумажном носителе (лично или заказным почтовым отправлением) либо в электронном виде (например, через Единый портал госуслуг).
    Назначается аккредитационная экспертиза. Ее цель - определить, соответствуют ли федеральным государственным образовательным стандартам содержание и качество подготовки обучающихся по заявленным для госаккредитации программам. Реестр экспертов и экспертных организаций можно найти на сайте аккредитационного органа. Квалификационные требования к ним, порядок отбора для проведения экспертизы, процедура их аккредитации устанавливаются Минобрнауки России.
    Организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, свидетельство о госаккредитации выдается на 6 лет. Если речь идет об основных общеобразовательных программ, то свидетельство действует 12 лет.
    Установлены основания для лишения госаккредитации. Организация ее теряет, если не исполнила повторное предписание об устранении выявленного нарушения требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ. Поводом также является аннулирование лицензии.
    Кроме того, лишением госаккредитации грозит повторная неправомерная выдача документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца. Заново получить госаккредитацию можно будет не ранее чем через год.
    Прежние правительственные акты, регулировавшие вопросы госаккредитации в сфере образования, признаны утратившими силу.
     
  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 7 ноября 2013 г. N 652 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2014 год"
    НДФЛ, УСН, ПСН и ЕНВД: коэффициенты-дефляторы на следующий год.
    Установлены коэффициенты-дефляторы на 2014 г., применяемые при исчислении отдельных налогов.
    Так, в целях УСН и ПСН коэффициент-дефлятор составляет 1,067 (в 2013 г. - 1), для ЕНВД - 1,672 (вместо 1,569).
    Кроме того, иностранцы, работающие по найму у физлиц на основании патента, перечисляют НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей (1 000 руб. в месяц). Последние подлежат индексации на коэффициент-дефлятор. Он установлен в размере 1,216.
    Напомним, что коэффициент-дефлятор учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в стране.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 ноября 2013 г. Регистрационный № 30406.
     
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
    Дошкольное образование: федеральный стандарт.
    Утвержден федеральный стандарт дошкольного образования.
    Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы).
    Он является основой для разработки программы, вариативных примерных образовательных программ, нормативов финансового обеспечения реализации программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, стандарт используется для оценки соответствия образовательной деятельности организации указанным требованиям, формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации.
    Положения стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
    Акты о федеральных гостребованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям реализации такой программы признаны утратившими силу.
    Приказ вступает в силу с 01.01.2014.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384.
     
  • Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 10 октября 2013 г. N 249 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 13 декабря 2012 г. N 372 "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов"
    Цены на водку в бутылках по 0,5 л и по 0,375 л уравняли.
    Согласно изменениям цена на водку, разлитую в потребительскую тару емкостью свыше 0,375 до 0,5 л приравнена к цене водки в бутылках емкостью 0,5 л. Минимальная - 174 руб. (при содержании спирта 40-41%).
    Таким образом планируется вывести из оборота нестандартную потребительскую тару.
    Цену на ликероводочную и другую алкогольную продукцию (кроме водки) крепостью от 30 до 40 градусов также предлагается сделать равной цене на аналогичные товары, содержание спирта в которых составляет 40%, т. е. 170 руб. за 0,5 л.
    Как сообщают СМИ, это связано с тем, что в розничной продаже появилась водка под видом "горьких настоек"с содержанием спирта 35%.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30376.
     

 

Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 21 ноября 2013


  • Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя"
    Устанавливаем теплосчетчики.
    Утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
    Прописаны требования к приборам учета и порядок их установки.
    Типы приборов должны быть внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. По истечении трех лет с момента вступления в силу Правил установка не соответствующих им счетчиков запрещается.
    Коммерческий учет организуется во всех точках поставки и приема. Если одна из сторон договора не выполняет закрепленную законом обязанность установить прибор учета, другая сторона должна это сделать для осуществления расчетов по договору.
    Измерительные приборы размещаются на границе балансовой принадлежности, если иное не предусмотрено в договоре. Они подлежат периодической поверке. Теплоснабжающая организация обязана выдать техусловия на установку прибора учета в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса потребителя. При этом она не вправе навязывать потребителю конкретные типы приборов учета. Далее готовится проект узла учета. Закреплен порядок. Плата за выдачу техусловий, ввод в эксплуатацию, пломбирование узлов (приборов) учета и участие в комиссиях по их приемке с потребителя теплоэнергии не взимается.
    Потребитель или теплосетевая организация предоставляют организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, показания приборов учета по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным.
    Сведения передаются до окончания 2-го дня месяца, следующего за расчетным (если иные сроки не установлены законодательством). Также они направляют текущие показания приборов учета в течение 2 рабочих дней после получения соответствующего запроса от теплоснабжающей организации. Коммерческий учет расчетным путем допускается, если приборы учета отсутствуют или они неисправны (в т. ч. не прошли поверку). Еще одно основание - нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
    Установлены особенности учета в закрытых и открытых системах теплопотребления, а также в паровых системах и тех, которые подключены по независимой схеме.
    Отдельное внимание уделено контролю качества теплоснабжения.
    Минстрою России поручено утвердить методику коммерческого учета теплоэнергии (теплоносителя).
     
  • Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2013 г. N 1023 "О внесении изменений в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами"
    Пошлины в области патентования: что нового?
    Внесены коррективы в положение о пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентованием, с госрегистрацией товарного знака и знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также перехода исключительных прав и договоров о распоряжении этими правами.
    Так, документ, подтверждающий уплату или доплату пошлины (или его копия), прилагается к документам или материалам заявки, ходатайству, заявлению, возражению или сообщению об уплате по инициативе плательщиков.
    Таким документом является распоряжение об осуществлении перевода денежных средств. Ранее речь шла о копии платежного поручения со штампом банка об оплате, квитанции банка об уплате пошлины наличными средствами либо путем перечисления средств с лицевого счета.
    Уточнены основания, когда внесенная пошлина подлежит возврату полностью или частично. Это уплата пошлины в большем размере. Отказ плательщика от совершения юридически значимого действия до обращения за его совершением. Нет оснований для совершения данного действия.
    Если пошлина не внесена на дату поступления документов или материалов заявки, ходатайства, заявления, возражения, она может быть уплачена в течение 2 месяцев с даты направления плательщику уведомляющих документов о ее начислении.
    Кроме того, внесены коррективы в размеры пошлин за совершение некоторых юридически значимых действий.
    В частности, внесение изменений и исправлений в заявку на товарный знак, на наименование места происхождения товара, связанных только с корректировкой адреса для переписки, обойдется в 1 тыс. руб. В остальных случаях - 4,9 тыс.
    За решение по результатам рассмотрения возражения против предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара или исключительного права на ранее зарегистрированное наименование надо заплатить 13,5 тыс. руб.
    Пошлина (в т. ч. дополнительная) за установление уровня техники для оценки патентоспособности изобретения и составление отчета о проведенном международном поиске следующая. Если делопроизводство ведется на русском языке - 6 750 руб., на ином языке, допустимом в соответствии с Договором о патентной кооперации от 1970 г., - 28 тыс. руб.
     
  • Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 сентября 2013 г. N 1022/368/666 "Об утверждении критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"
    Какие видео и картинки нельзя размещать в Интернете, чтобы не попасть в "черный список"?
    Установлены критерии оценки информации, запрещенной к распространению в России. Определено, что нужно считать детской порнографией, пропагандой суицида и наркотиков.
    Что касается детской порнографии - то к ней, в частности, относится любое изображение какими бы то ни было средствами ребенка, совершающего реальные или смоделированные сексуальные действия. Изображение его половых органов в сексуальных целях. Объявления о привлечении несовершеннолетних к участию в зрелищных мероприятиях порнографического характера.
    Пропаганда суицида - это убеждение, что самоубийство поможет решить ту или иную проблему; приказ совершить такое действие; описания, демонстрация способов и т. п.
    Пропагандой наркотиков считается фото-, видео-, аудио- и (или) текстовая информация о процессе производства, о местах продажи, об уклонении от уголовной ответственности. Пропагандой также являются сведения, формирующие положительный образ лиц, занимающихся изготовлением, использованием, реализацией наркотиков и др.
    На основании установленного перечня принимаются решения о включении в специальный реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в Интернете и сетевых адресов, содержащих запрещенную информацию.
    Определены критерии оценки информации, решение о запрете к распространению которой в России принято Роскомнадзором, ФСКН России, Роспотребнадзором или судом, необходимые для занесения в реестр.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 ноября 2013 г. Регистрационный № 30391.
     
  • Приказ Министерства культуры РФ от 3 июня 2013 г. N 635 "Об утверждении Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах"
    Пользование фондами в читальных залах государственных и муниципальных архивов: правила.
    Утвержден Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах.
    Порядок регламентирует организацию работы пользователей с документами Архивного фонда РФ, другими архивными документами, не содержащими гостайну, и справочно-поисковыми средствами к ним в читальных залах архивов.
    Пользователи обладают равными правами на доступ к делам, документам архивов и справочно-поисковым средствам.
    Плата за посещение читальных залов, пользование делами, документами и справочно-поисковыми средствами не взимается.
    Урегулирован порядок допуска пользователей в читальный зал. В частности, необходимо заполнить анкету (форма приводится) и предъявить паспорт.
    Также установлены права и обязанности пользователей. Так, они могут заказывать единовременно в течение рабочего дня и получать не позднее чем через 2 рабочих дня с даты оформления заказа до 20 дел общим объемом не более 1 500 листов из фондов органов власти и организаций или не более 500 листов из фондов личного происхождения, до 10 единиц хранения аудиовизуальных и электронных документов.
    Количество дел, документов, копий фонда пользования, находящихся одновременно у пользователя, не может превышать 20 единиц хранения.
    На основании порядка архивы вправе разрабатывать документы, регламентирующие пользование с учетом специфики документов архива, особенностей его работы. Противоречия порядку при этом не допускаются.
    Правила работы пользователей в читальных залах госархивов от 06.07.1998 признаны утратившими силу.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30386.
     
  • Сообщение МИД России от 21 ноября 2013 г. "О рекомендациях МИД России по вопросу туристических поездок в Египет"
    Турпоездки в Египет: серьезная опасность миновала, но МИД советует оставаться начеку!
    Сообщается, что в последнее время внутренняя ситуация в Египте стабилизируется. Отменены чрезвычайное положение и комендантский час. На курортах Красного моря египетские власти обеспечивают необходимый уровень безопасности и правопорядка.
    Вместе с тем, в ряде районов страны, включая Каир и некоторые другие крупные города, обстановка остается сложной. Случаются протестные акции. Происходят стычки манифестантов с полицией.
    В связи с этим серьезных препятствий для посещения российскими граждан курортов Египта больше нет. Однако МИД России рекомендует проявлять осмотрительность. Желательно избегать выезжать за пределы курортных зон, в т. ч. в города и районы, где сохраняются террористические риски и социальная напряженность.
     
  • Письмо Федеральной налоговой службы от 15 ноября 2013 г. N ГД-4-3/20585@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за октябрь 2013 года"
    Упали цена на нефть и курс доллара - снизилась ставка НДПИ.
    С 1 января 2013 г. ставка НДПИ в отношении нефти составляет 470 руб. за 1 т добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. Она умножается на коэффициенты, характеризующие динамику мировых цен на нефть (Кц); степень выработанности конкретного участка недр (Кв); величину его запасов (Кз).
    Приводятся данные, применяемые для расчета НДПИ в отношении нефти за октябрь 2013 г. При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 107,85 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 32,0631 значение Кц определено как 11,4064 (в предыдущем налоговом периоде Кц составил 12,0010). Значения Кв и Кз определяются налогоплательщиком самостоятельно.
    Таким образом, в связи со снижением цен на нефть и курса доллара ставка НДПИ в отношении нефти по сравнению с предыдущим налоговым периодом уменьшилась.
    Данные, применяемые для расчета НДПИ за сентябрь 2013 г., приведены в письме ФНС России от 17 октября 2013 г. N ЕД-4-3/18589@.
     
  • Письмо Федеральной налоговой службы от 5 ноября 2013 г. N БС-4-11/19803 "О проведении подготовительных мероприятий по изготовлению бланков деклараций по налогу на доходы физических лиц"
    В части декларирования доходов, полученных в 2013 г., применяется форма 3-НДФЛ, утвержденная в 2011 г.
    Форма декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) утверждена приказом ФНС России от 10.11.2011 N ММВ-7-3/760@.
    Утверждение новой формы налоговой декларации, а также внесение изменений в вышеуказанный приказ ФНС России в части декларирования доходов, полученных в 2013 г., не планируется.
    Следовательно, при декларировании доходов за 2013 г. используется действующая форма декларации по НДФЛ и порядок ее заполнения, утвержденные в 2011 г.
     

 

Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 20 ноября 2013


  • Постановление Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2013 г. N 24-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 24, части второй статьи 27, части четвертой статьи 133 и статьи 212 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.А. Боровкова и Н.И. Морозова"
    Деяние еще до суда перестало считаться преступлением. Законность обвинения в нем уже не проверить?
    Предметом проверки стал ряд норм, в т. ч. закрепляющих одно из оснований для прекращения уголовного дела.
    Речь идет о случае, когда деяние до вступления приговора в силу перестало считаться преступлением из-за законодательных поправок.
    Чтобы прекратить дело до суда, в таком случае не требуется согласие того, кто подозревался или обвинялся в совершении подобного деяния.
    Соответственно, дело прекращается, даже если указанное лицо возражает против этого и требует проверить законность и обоснованность выдвигавшихся в отношении него подозрения, обвинения.
    КС РФ пришел к выводу, что нормы неконституционны.
    Они являются таковыми в той мере, в какой не дают указанному лицу возможность обжаловать в судебном порядке законность и обоснованность вынесенных в отношении него актов органов дознания и предварительного следствия.
    В частности, это относится к актам, которые фиксируют выдвинутые подозрение, обвинение в инкриминируемом деянии, а также применение мер процессуального принуждения в ходе производства по делу.
    Фактически положения лишают такое лицо права на реабилитацию в случае, когда данные акты незаконны и необоснованны.
    Подобное нарушает, в т. ч. принцип равенства.
    Законодатель должен принять соответствующие поправки к УПК РФ.
    До этого суды при поступлении от таких лиц жалоб по поводу прекращения дел обязаны проверять (в процедуре судебного разбирательства) доводы, которые приводят заявители.
    Также суды в этих случаях должны оценить законность и обоснованность упомянутых актов органов дознания и предварительного следствия.
    Соответственно, суды обязаны решать вопрос о наличии оснований для применения реабилитации.
    В любом случае такими основаниями должны являться незаконность возбуждения дела; выдвижения подозрения, обвинения; обвинительного заключения (акта, постановления); а также применения мер процессуального принуждения.
    Если в отношении подобного лица расследование продолжается (из-за наличия в его деянии признаков иных преступлений), дело направляется в суд для его рассмотрения по существу с решением вопроса о частичной реабилитации.
     
  • Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1038 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации"
    Чем будет заниматься Минстрой России?
    Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой), находившееся в ведении Минрегиона России, преобразовано в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Минстрой России). Утверждено положение о Министерстве.
    Оно вырабатывает и реализует госполитику, осуществляет нормативно-правовое регулирование в области строительства, градостроительства (кроме территориального планирования и градостроительного зонирования), промышленности стройматериалов и ЖКХ. В сфере теплоснабжения (за исключением производства теплоэнергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также ее передачи). В области обеспечения энергоэффективности зданий, строений, сооружений, в том числе в жилищном фонде, в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. В сфере повышения энергоэффективности экономики регионов и муниципальных образований.
    Предполагается важным перечислить отдельные полномочия Министерства. Оно утверждает формы градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство, заключения о публичном технологическом и ценовом аудите инвестпроектов, бланка государственного жилищного сертификата, электронного паспорта жилого дома (также многоквартирного) и др.
    Определяет правила пользования жилыми помещениями, условия отнесения их к жилью экономкласса, порядок подтверждения пригодности новых технологий для строительства, госучета жилищного фонда. Разрабатывает методические рекомендации по установлению минимального размера взноса на капремонт.
    Осуществляет техническое регулирование в сфере строительства. Ведет реестр недобросовестных застройщиков.
    Министерство координирует деятельность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, Фонда содействия реформированию ЖКХ и Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта.
    Минстрой России возглавляет Министр. Он назначается на должность (освобождается от нее) Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
    Положение о Госстрое с учетом изменений признано утратившим силу.
     
  • Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1033 "О порядке установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"
    Охранные зоны объектов по производству электроэнергии: правила установления и условия использования соответствующих земель.
    Утверждены Правила установления охранных зон объектов по производству электроэнергии и особых условий использования земель, расположенных в границах таких зон.
    Под указанными объектами понимаются энергоустановки, предназначенные для производства электричества или электричества и тепла, состоящие из сооружений, оборудования для преобразования различных видов энергии в названные и распределительных устройств, мощностью 500 кВт и более.
    Решение об установлении границ зоны принимается федеральным органом госэнергонадзора.
    Зона устанавливается вдоль границы участка. Для объектов высокой категории опасности черта проходит на расстоянии 50 м от границы, для объектов средней категории - на расстоянии 30 м, для прочих - на расстоянии 10 м.
    Вдоль подземных линейных гидротехнических сооружений зона устанавливается в виде части поверхности, ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими на 30 м от внешнего края сооружения по обе его стороны на глубину, соответствующую глубине прокладки.
    Границы устанавливаются на основании заявления и карты (плана) объекта землеустройства, поступивших от организации, которая владеет объектом на праве собственности или на ином законном основании. Указанные материалы подаются в течение 15 дней с даты ввода объекта в эксплуатацию.
    Решение принимается в течение 15 рабочих дней с даты поступления заявления. В зонах запрещаются действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов, в т. ч. привести к их повреждению или уничтожению и (или) повлечь вред жизни, здоровью граждан и имуществу, а также вред окружающей среде, пожары и ЧС.
    Зоны должны быть установлены в I полугодии 2014 г. За это отвечают Ростехнадзор и Минэнерго России.
    Установленные правилами ограничения и запреты не применяются к объектам, размещенным в границах зон до даты вступления постановления в силу.
     
  • Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1030 "Об утверждении Правил передачи органами записи актов гражданского состояния сведений о государственной регистрации рождения и смерти"
    Как органы ЗАГСа передают сведения о госрегистрации рождения и смерти?
    Закреплен порядок передачи органами записи актов гражданского состояния сведений о государственной регистрации рождения и смерти.
    Органы соцзащиты населения и ФСС России, территориальный орган ФМС России получают сведения в течение 10 дней после государственной регистрации рождения или смерти. Орган ПФР - в течение 10 дней после даты госрегистрации рождения и 1 месяца после дня госрегистрации смерти.
    ТФОМС - в течение 1 месяца после дня государственной регистрации рождения/смерти.
    Кроме того, сведения о государственной регистрации смерти передаются в военные комиссариаты в течение 14 дней, а главам местной администрации муниципального района/городского округа, внутригородской территории города федерального значения - не реже чем 1 раз в месяц.
    Перечень сведений, а также формы их передачи устанавливаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти, ПФР, ФСС России, ФФОМС и ЦИК России по согласованию с Минюстом России.
    Сведения передаются в форме (по согласованию с получателем) документа на бумажном носителе или электронного, подписанного уполномоченным должностным лицом усиленной квалифицированной электронной подписью либо с использованием единой информационной системы межведомственного электронного взаимодействия.
    Порядок сообщения сведений о государственной регистрации смерти в ТФОМС, установленный в 2010 г., утратил силу.
     
  • Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1029 "О внесении изменения в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе"
    Сжиженный природный газ и газовый конденсат будут вывозиться из России за пределы ТС с применением нулевой ставки пошлины.
    Скорректировано Постановление Правительства РФ об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, импортируемые из России за пределы стран ТС. В него добавлены 2 новые позиции.
    Первая - газовый конденсат стабильный плотностью при 20°С не менее 650 кг/м3, но не более 850 кг/м3, и с содержанием серы не более 1,0 мас.% (код ТН ВЭД ТС 2709 00 100 1).
    Вторая - газ природный сжиженный (код ТН ВЭД ТС 2711 11 000 0).
    По обеим ставка пошлины составляет 0% от таможенной стоимости (ТН ВЭД ТС предусматривает ставку в 5%).
    Поправки вступают в силу по истечении 30 дней после даты их официального опубликования.
     
  • Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2013 г. N 1024 "О внесении изменений в Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей"
    Сидр, пуаре и медовуха: закреплен порядок декларирования розничной продажи, использования мощностей по производству.
    Скорректированы правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
    Это обусловлено изменениями в Закон, регулирующий данную сферу.
    Закрепляются положения о декларировании объемов розничной продажи сидра, пуаре и медовухи. Это должны делать организации, занимающиеся производством и (или) оборотом продукции. Речь также идет об ИП, продающих такие товары в розницу.
    Как и ранее, декларации представляют, в том числе, организации, закупающие этиловый спирт для изготовления алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и непищевой (при наличии спирта более 25%). Цель - использовать их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо для технических и иных нужд. Введено дополнительное условие. Объем закупки - более 200 декалитров в год.
    Производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи обязали представлять расчет производственной мощности в уполномоченный федеральный орган. Соответствующие положения также закреплены в порядке.
    Пересмотрены сроки представления деклараций. Они направляются ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Оформляются в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Декларации передаются в Росалкогольрегулирование. Исключения - декларации об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи. При их представлении в виде электронного документа используется формат, установленный Службой. Органы исполнительной власти регионов для приема используют программное обеспечение.
    Уточнены отдельные графы форм деклараций.
    Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
     
  • Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2013 г. N 1019 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях изменения порядка нормирования потерь электрической энергии на основе сравнительного анализа"
    Потери электроэнергии нормируются по новому принципу сравнительного анализа.
    Нормативы потерь электроэнергии при ее передаче по электросетям теперь определяются на основе сравнительного анализа с дифференциацией по уровням напряжения.
    При этом к 2017 г. указанные нормативы должны быть снижены не менее чем на 11% от уровня потерь, предусмотренного в сводном прогнозном балансе производства и поставок электроэнергии (мощности) в рамках ЕЭС по регионам на 2012 г. Данное требование необходимо учесть в новой методике определения нормативов потерь. Ее поручено утвердить Минэнерго России (по согласованию с ФСТ России и Минэкономразвития России).
    Ранее к долгосрочным параметрам регулирования деятельности сетевых организаций относились норматив и величина технологического расхода (потерь) электроэнергии. Теперь им на смену приходит уровень потерь электроэнергии при ее передаче по электросетям. Он устанавливается уполномоченными региональными органами на весь долгосрочный период регулирования как минимальное значение из норматива, утвержденного Минэнерго России, и уровня фактических потерь электроэнергии за последний истекший год.
    Величина потерь на каждый год долгосрочного периода регулирования определяется исходя из уровня потерь и объема планового отпуска электроэнергии в сеть. Последний показатель устанавливается в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
    Единые нормативы потерь устанавливаются Минэнерго России на основе сравнительного анализа потерь как целевые значения, которые территориальные сетевые организации должны достигнуть к концу долгосрочного периода регулирования. При этом вне зависимости от их фактического достижения уровень потерь электроэнергии, включаемый в плату за оказание услуг по ее передаче, не будет превышать такого целевого значения.
     
  • Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 ноября 2013 г. "Общие положения новой пенсионной формулы в вопросах и ответах. Новые правила исчисления пенсии по старости: основные принципы и положения"
    Новая пенсионная формула: зарплата должна быть высокой и трудиться нужно больше!
    С 1 января 2015 г. в России планируется ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии в системе ОПС. Соответствующий проект федерального закона внесен Правительством РФ в Федеральное собрание РФ на рассмотрение.
    Минтруд России разъяснил новые правила исчисления пенсии.
    Так, на размер пенсии в первую очередь будут влиять следующие параметры.
    Размер зарплаты: чем она выше, тем выше и пенсия. Длительность страхового стажа гражданина: чем он продолжительнее, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав. Возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет повышаться за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения.
    При этом минимально требуемый стаж для получения права на трудовую пенсию будет повышен. С 6 лет в 2015 г. до 15 лет к 2025 г. Пенсионный возраст повышаться не будет: 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин.
    Страховая пенсия в полном объеме будет формироваться по новым правилам у граждан, которые начнут работать в 2015 г.
    Трудовые пенсии граждан, которые уже назначены (будут назначены до 1 января 2015 г.), будут пересчитаны по новой формуле. Если при перерасчете размер пенсии не достигнет той величины, получаемой пенсионером на 1 января 2015 г., он получит пенсию в прежнем размере.
    Трудовая пенсия по старости после введения нового порядка трансформируется в страховую и накопительную пенсии. К страховой пенсии будет устанавливаться фиксированная выплата.
    Детально рассмотрена формула, по которой рассчитывается страховая пенсия по старости. Уделено особое внимание годовому пенсионному коэффициенту, которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина.
    При расчете трудовой пенсии будут засчитываться в стаж, в частности, следующие периоды. Прохождения военной, а также приравненной к ней службы. Ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, а также одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (но не более 4,5 лет в общей сложности). Получения пособий по ОСС (в период временной нетрудоспособности), по безработице. Проживания супругов военнослужащих-контрактников вместе с ними в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием такой возможности, но не более 5 лет в общей сложности.
     

 

Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 19 ноября 2013



 

Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 18 ноября 2013


  • Указ Президента РФ от 15 ноября 2013 г. N 850 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 19 августа 2013 г. N 686 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи"
    Обеспечение безопасности в период проведения Зимних игр в Сочи: особенности регистрации прибывших для постоянного или временного проживания.
    Скорректирован Указ Президента РФ об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения Зимних игр в Сочи.
    В него добавлены следующие нормы, касающиеся периода с 7 января по 21 марта 2014 г.
    Граждане, прибывшие для постоянного проживания на новое место жительства, обязаны не позднее 3 дней обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с соответствующим заявлением и представить документы, предусмотренные законодательством.
    То же касается прибывших для временного проживания в помещениях (кроме гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, больниц), не являющихся их местом жительства.
    Должностные лица, ответственные за регистрацию, обязаны передать документы в орган регистрационного учета не позднее 1 рабочего дня. То же касается лиц, предоставляющих собственные помещения для временного либо постоянного проживания.
    Орган регистрирует граждан по месту пребывания или жительства в день поступления документов.
    Вселение производится, если размер предоставляемой гражданину площади находится в пределах учетной нормы, установленной администрацией Сочи.
    Исключение - вселение супруга (супруги), детей, родителей собственника или нанимателя помещения.
    Срок временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, прибывших в безвизовом порядке, по общему правилу составляет не более 30 суток.
    Поправки вступают в силу со дня их подписания.
     
  • Указ Президента РФ от 15 ноября 2013 г. N 848 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих"
    Чтобы замещать ведущие должности госслужбы, магистрам-отличникам нужно иметь стаж работы не менее года.
    Согласно изменениям для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение 3 лет со дня выдачи документа устанавливается отдельное квалификационное требование к стажу госслужбы или работы по специальности для замещения ведущих должностей.
    Для них стаж должен составлять не менее 1 года.
    Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
     
  • Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2013 г. N 1018 "О внесении изменений в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации"
    Тарифы на транспортировку газа утверждаются 1 раз в 3-5 лет, а не ежегодно.
    Вносимые изменения обусловлены введением механизма долгосрочного тарифного регулирования в области ЖКХ.
    Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям теперь утверждаются не ежегодно, а на срок от 3 до 5 лет. Они могут устанавливаться с календарной разбивкой.
    При пересмотре тарифов в течение срока их действия они устанавливаются начиная с момента корректировки на период от 3 до 5 лет.
    Материалы, представляемые в регулирующие органы транспортировщиками газа для установления тарифов, должны содержать расчеты (обоснования, планы) на период от 3 до 5 лет.
    ФСТ России необходимо до 1 января 2014 г. привести свои правовые акты в соответствие с внесенными изменениями.
     
  • Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2013 г. N 1016 "Об установлении профессиональных праздников"
    Как теперь учреждаются профессиональные праздники?
    Ранее профессиональные праздники устанавливались указами Президента РФ.
    Теперь - Правительством РФ или по его поручению федеральными органами.
    Определен порядок.
    Предложение об установлении праздника направляется в соответствующий орган для рассмотрения. О результатах инициатору сообщают в месячный срок. При принятии решения об учреждении профессионального праздника орган руководствуется одним из 3 критериев. Первый - вид экономической деятельности, предусмотренный ОКВЭД. Второй - сфера деятельности (группа занятий или специальностей согласно ОКЗ или ОКСО). Третий - наличие установленного почетного звания России в соответствующем виде или сфере деятельности.
    Профессиональный праздник может быть введен не ранее 10 лет со дня включения вида или сферы деятельности в соответствующий классификатор. При принятии положительного решения орган согласовывает поступившее предложение с Минфином, Минэкономразвития, Минтрудом России и вносит его в Правительство РФ. Заранее по этому вопросу проводятся консультации с общероссийскими объединениями работодателей и профсоюзов. Предложение об установлении праздника для работников, сфера деятельности которых содержится в классификаторах, вносится в виде проекта постановления Правительства РФ.
    В остальных случаях предложения направляются в Правительство РФ с проектом его акта о принятии соответствующего нормативного документа органа. Профессиональный праздник вводится актом органа в срок, установленный соответствующим правительственным поручением.
    На основании акта Правительства РФ или органа об установлении профессионального праздника принимается решение о проведении связанных с ним мероприятий, определяются источники и порядок их финансирования.
    Прежний порядок рассмотрения предложений федеральных органов исполнительной власти об установлении профессиональных праздников и памятных дней утратил силу.
    Постановление вступает в силу со 2 ноября 2013 г.
     
  • Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2013 г. N 1014 "О внесении изменения в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства"
    Закупка медицинских препаратов у субъектов малого бизнеса: исключение.
    Скорректирован перечень товаров, работ, услуг для муниципальных и государственных нужд, заказы на которые размещаются у субъектов малого предпринимательства, в части фармацевтических препаратов, медицинских химических веществ и лекарственных растительных продуктов (код ОКДП 2423000).
    Из него исключены медицинские иммунобиологические препараты, закупаемые за счет средств федерального бюджета в рамках национального календаря профилактических прививок.
     
  • Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2013 г. N 1013 "О техническом осмотре самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием"
    Техосмотр самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами госнадзора за техническим состоянием ТС: правила.
    Установлены правила техосмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами госнадзора за их техническим состоянием.
    Под самоходными машинами и другими видами техники понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины (кроме колесных внедорожных мототранспортных средств с ДВС объемом более 50 куб. см или электродвигатель максимальной мощностью более 4 КВт), прицепы к ним.
    Документы о прохождении гостехосмотра в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с ДВС объемом более 50 куб. см или электродвигателем максимальной мощностью более 4 КВт, прицепов к ним, которые зарегистрированы органами госнадзора до вступления постановления в силу, действительны до окончания указанного в них срока.
    Первый осмотр проводится непосредственно после регистрации ТС. Далее внедорожные ТС для перевозки пассажиров, имеющие помимо сиденья водителя более 8 сидячих мест, осматриваются каждые 6 месяцев, остальные машины - ежегодно.
    При представлении ТС для повторного осмотра в течение 20 дней со дня оформления акта осмотра, содержащего сведения о несоответствии какому-либо из требований безопасности, оформившему такой акт органу проверка проводится только в отношении параметров, по которым установлено несоответствие.
    Осмотр колесных внедорожных мототранспортных средств проводится по общим правилам.
    Постановление Правительства РФ о порядке гостехосмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, зарегистрированных органами госнадзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники признано утратившим силу.
    Минсельхозу России поручено утвердить методические рекомендации по применению правил.
     

Вопросы и ответы Правового консалтинга: Бухучет и отчетность, 22 ноября 2013

Организация реализовала физическому лицу земельный участок. Физическое лицо данный земельный участок приобретает в личное пользование и отказывается подписывать Акт приема-передачи объекта основных средств ОС-1. Можно ли в этом случае для списания с учета земельного участка оформить Акт о списании объекта основных средств ОС-4?
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимому имуществу.Отношения по купле-продаже недвижимости регулируются параграфом 7 главы 30 ГК РФ и Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ (далее - Закон 122-ФЗ).В соответствии с п. 1 ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимое...


 

Читайте новости ИА "ГАРАНТ" в Facebook и в Twitter


  Начиная с сегодняшнего дня курение в неположенных местах будет наказываться штрафом
  Россиян могут обязать оплачивать жилищно-коммунальные услуги на месяц раньше
  Самые важные документы недели

 


 

СОБЫТИЯ

 4-6 декабря 2013 г., Москва, "АСЭРГРУПП" приглашает на VII Всероссийский Конгресс "Государственное регулирование недропользования 2013 зима". Подробнее

9 декабря 2013 г., Москва, Третья Ежегодная Премия в области инноваций "Время инноваций – 2013". Подробнее

11-13 декабря 2013 г., Москва, ЗАО "Энергосервис" и Институт конкурсных технологий приглашают на семинар "Закупки товаров, работ и услуг в электроэнергетике: правила, управление, разбор практических ситуаций. Полезный опыт для государственных и коммерческих организаций. Тенденции законодательного регулирования закупок в 2013 году". Подробнее


(c) ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ", 2013. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU