Суд признал увольнение не выходившего на связь удаленщика незаконным
![]() |
| © opolja / Фотобанк 123RF.com |
Суд восстановил на работе дистанционного работника, уволенного на основании части первой ст. 312.8 ТК РФ (Определение Третьего КСОЮ от 31 марта 2025 г. № 88-4974/2025). Согласно этой норме трудовой договор с дистанционным работником может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае, если в период выполнения трудовой функции дистанционно работник без уважительной причины не взаимодействует с работодателем по вопросам, связанным с выполнением трудовой функции, более двух рабочих дней подряд со дня поступления соответствующего запроса работодателя (за исключением случая, если более длительный срок для взаимодействия с работодателем не установлен порядком взаимодействия работодателя и работника, предусмотренным частью девятой статьи 312.3 ТК РФ).
Судьи установили, что работодателем при расторжении трудового договора не был соблюден установленный ст. 193 ТК РФ порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности. В частности, у работника не были затребованы объяснения по факту допущенных нарушений, не был соблюден срок на применение дисциплинарного взыскания с момента обнаружения проступка.
Интерес здесь представляет то, что формально нигде в законе не сказано, что увольнение по основанию, предусмотренному частью первой ст. 312.8 ТК РФ, относится к дисциплинарным взысканиям. В самой этой норме говорится лишь о том, что такое увольнение производится по инициативе работодателя. Перечень оснований увольнения, относящихся к дисциплинарным взысканиям, законодатель приводит в части третьей ст. 192 ТК РФ, и там часть первая ст. 312.8 ТК РФ не упоминается. Однако перечень этот является открытым, поэтому отсутствие в нем рассматриваемой нормы само по себе не позволяет сделать вывод о том, что увольнение по предусмотренному ею основанию не является дисциплинарным взысканием.
Суд же отнес увольнение дистанционного работника по части первой ст. 312.8 ТК РФ к мерам дисциплинарной ответственности, поскольку оно производится за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. В связи с этим при увольнении по данному основанию работодателю необходимо соблюсти требования статьи 193 ТК РФ.
Такая позиция встречалась в судах и ранее (см. определения Первого КСОЮ от 7 ноября 2023 г. № 8Г-33858/2023, определение Белгородского областного суда от 25 марта 2025 г. № 33-1501/2025).
