Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Может ли муниципальный служащий работать по внешнему совместительству в коммерческой организации?

Может ли муниципальный служащий работать по внешнему совместительству в коммерческой организации?

Может ли муниципальный служащий заниматься иной оплачиваемой деятельностью, а именно заключить на условиях внешнего совместительства трудовой договор об оказании юридических услуг с коммерческой организацией?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации муниципальный служащий вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять работу по оказанию юридических услуг на условиях внешнего совместительства в коммерческой организации, если это не повлечет за собой конфликт интересов. 

Обоснование вывода:

Прежде всего отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция РФ, Закон N 25-ФЗ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Правовое регулирование отдельных вопросов муниципальной службы предусмотрено также законом Ставропольского края от 24 декабря 2007 г. N 78-кз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае".

В силу части седьмой ст. 11 ТК РФ, ч. 2 ст. 3 Закона N 25-ФЗ на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными законодательством о муниципальной службе.

Согласно части первой ст. 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) или у другого работодателя (внешнее совместительство).

Особенности регулирования труда муниципальных служащих, работающих по совместительству, определяются главой 44 ТК РФ и Законом N 25-ФЗ. Так, установлены следующие особенности работы муниципальных служащих по совместительству: не вправе заниматься совместительством муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту; муниципальный служащий имеет право выполнять иную оплачиваемую работу с предварительного письменного уведомления представителя нанимателя (работодателя); муниципальный служащий может выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов (п. 2 ст. 11, ст. 14 Закона N 25-ФЗ).

На основании ч. 1 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ и ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). В то же время под личной заинтересованностью подразумевается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 данной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ, ч. 2 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).

В свою очередь, предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (ч. 2.1 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ).

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 11 Закона N 273-ФЗ лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и уведомлять представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Также п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона N 25-ФЗ установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта. Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы (ч. 2.3 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ) (определения Хабаровского краевого суда от 30.04.2021 N 33-2234/2021, суда Ханты-Мансийского автономного округа от 20.01.2015 N 33-341/2015).

Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы (ч. 3 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ).

Следует также отметить, что ст. 14 Закона N 25-ФЗ установлен перечень запретов, связанных с муниципальной службой. Соответственно, в связи с прохождением муниципальной службы муниципальный служащий обязан не нарушать установленные запреты.

В рассматриваемом случае речь идет о возможности выполнения гражданином обязанностей по должности муниципальной службы и работу по оказанию юридических услуг на условиях внешнего совместительства в коммерческой организации.

Полагаем, выполнение муниципальным служащим работы по оказанию юридических услуг в коммерческой организации на условиях внешнего совместительства не должно подпадать ни под один из запретов, установленных в ст. 14 Закона N 25-ФЗ и, в частности, п. 3 ч. 1 указанной статьи (запрет на участие в управлении коммерческой или некоммерческой организацией).

Таким образом, муниципальный служащий (кроме муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту), имеет право выполнять иную оплачиваемую работу, если при этом не возникает конфликт интересов и не нарушаются установленные федеральным законодательством запреты (ч. 2 ст. 11, ст. 14 Закона N 25-ФЗ) (смотрите также определения Оренбургского областного суда от 22.01.2015 N 33-283/2015, Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22.05.2019 N 33-1768/2019, решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 18.01.2016 N 2-71/2016).

Следовательно, если в рассматриваемой ситуации отсутствует конфликт интересов и не нарушаются предусмотренные в ст. 14 Закона N 25-ФЗ запреты, то муниципальный служащий вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять работу на условиях внешнего совместительства (решение Серышевского районного суда Амурской области от 30.05.2017 N 2а-370/2017)*(1). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим 

Ответ прошел контроль качества 

6 декабря 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

-------------------------------------------------------------------------

*(1) О действиях представителя нанимателя (работодателя) в случае, если муниципальный служащий направил ему уведомление о выполнении иной (помимо службы) неоплачиваемой деятельности, смотрите в ответе службы Правового консалтинга ГАРАНТ.