Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Каковы действия кадрового работника в случае получения сотрудником повестки на военные сборы? Какие документы нужно оформить в отношении сотрудника (в организации используются унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1)? Как оплачивать этот период?

Каковы действия кадрового работника в случае получения сотрудником повестки на военные сборы? Какие документы нужно оформить в отношении сотрудника (в организации используются унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1)? Как оплачивать этот период?

В соответствии с частью первой ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Воинская обязанность является государственной, на которую распространяются положения ст. 170 ТК РФ и которая предусматривает в том числе призыв на военные сборы и их прохождение (п. 1 ст. 1, ст. 54 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; далее - Закон N 53-ФЗ).

Отметим, что порядок освобождения сотрудника от работы в соответствии с частью первой ст. 170 ТК РФ законом не установлен. Требований к предоставлению работником заявления об освобождения от работы и изданию работодателем какого-либо приказа в связи с этим ТК РФ не содержит.

Из разъяснений же Роструда следует, что для такого освобождения сотруднику рекомендуется обратиться к работодателю с соответствующим заявлением, приложив к нему документ, подтверждающий привлечение работника к выполнению государственных или общественных обязанностей (в данном случае - повестка о призыве на военные сборы). Работодатель после получения заявления и подтверждающих документов издает приказ об освобождении сотрудника от работы на определенный срок в произвольной форме (смотрите ответ 1, ответ 2 Роструда на информационном портале "Онлайнинспекция.РФ").

Дни отсутствия работника отражаются в табеле учета рабочего времени с помощью буквенного кода "Г" (цифровой код 23) (невыходы на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству) (формы табеля N Т-12 и Т-13, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1).

Уведомлять о призыве сотрудника на военные сборы какие-либо государственные органы не нужно. Также это не является кадровым мероприятием, в связи с которым у работодателя появляется обязанность предоставления единой формы "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)" (смотрите п. 4.4 приложения N 2 к постановлению Правления ПФР от 31.10.2022 N 245п).

Согласно п. 1 ст. 6 Закона N 53-ФЗ граждане на время исполнения ими обязанностей, связанных с призывом на военные сборы, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы; им также возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.

Расходы работодателя компенсируются за счет средств федерального бюджета (п. 7 ст. 1, п. 2 ст. 56 Закона N 53-ФЗ, пп. 24, 25 Положения о прохождении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 (далее - Постановление N 333), подп. 3, 5, 6 п. 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила)).

Расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата по форме согласно приложению N 2 к Постановлению N 333, выдаваемой гражданину не позднее даты его убытия из военного комиссариата (п. 26 Положения N 333).

В соответствии с п. 4 Правил компенсация расходов осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности. Выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации (п. 5 Правил).

Следует отметить, что Правила не предусматривают конкретного перечня документов, которые работодателю необходимо представить в целях получения компенсации.

На наш взгляд, в данном случае организации следует представить в военкомат следующие документы:

  • сопроводительное письмо на официальном бланке с подписью руководителя и основной печатью организации;
  • счет с указанием банковских реквизитов организации;
  • расчет среднего заработка;
  • копии повестки и справки военного комиссариата;
  • копии табеля учета рабочего времени с соответствующей отметкой за период отсутствия;
  • документ, подтверждающий выплату среднего заработка (копия платежной ведомости).

Таким образом, работодатель обязан освободить сотрудника от работы на время прохождения им военных сборов и выплатить ему за этот период средний заработок на основании представленной работником справки, выданной военкоматом и подтверждающей причину его отсутствия.

Поскольку специальных сроков оплаты указанного периода закон не предусматривает, полагаем, что оплата должна производиться в сроки, установленные в организации для выплаты заработной платы за соответствующую часть (части) месяца, на которую (которые) попадает период сборов (смотрите ответ 4 Роструда на информационном портале "Онлайнинспекция.РФ").

Отметим также, что ни Закон N 53-ФЗ, ни иные нормативные правовые акты не содержат специального порядка исчисления среднего заработка для выплаты работнику на время освобождения от работы для прохождения военных сборов. В связи с этим, по нашему мнению, при его исчислении работодателю следует руководствоваться ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (смотрите также ответ 5 Роструда на информационном портале "Онлайнинспекция.РФ").

Иными словами, в рассматриваемом случае средний заработок следует исчислять исходя из заработной платы, фактически начисленной работнику за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу начала военных сборов, и фактически отработанного им времени за этот период в порядке, который предусмотрен ст. 139 ТК РФ и Положением.

Согласно п. 9 Положения о среднем заработке средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате. При этом средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 данного Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Поскольку средний дневной заработок для рассматриваемого случая определяется исходя из рабочих дней, то в целях сопоставимости показателей период, подлежащий оплате (период сборов), также следует определять в рабочих днях. В противном случае это приведет к завышению среднего заработка.

В отношении работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени, п. 13 Положения четко определено, что средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате (за исключением случаев исчисления среднего заработка для оплаты отпуска и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска).

К тому же согласно части первой ст. 170 ТК РФ работник освобождается от работы на время выполнения им государственных обязанностей при условии, что эти обязанности исполняются в рабочее время. Из положений этой нормы следует, что цель сохранения среднего заработка в том, чтобы работник не "потерял" в заработной плате за период времени исполнения им государственных или общественных обязанностей.

На основании положений указанных норм можно сделать вывод о том, что средний заработок должен быть выплачен работнику за рабочие дни. Аналогичное мнение можно встретить в разъяснениях Роструда (смотрите ответ 6 на информационном портале "Онлайнинспекция.РФ") и в судебной практике (решения АС Удмуртской Республики от 31.08.2009 по делу N А71-5616/09, АС Смоленской области от 31.03.2009 по делу N А62-6208/08).

Однако в настоящее время в судебной практике превалирует иной подход, когда судьи полагают необходимым выплачивать средний заработок за все дни периода прохождения работником военных сборов, обосновывая это тем, что в связи с выплатой указанного заработка законодательством не предусмотрено исключение из этого периода выходных дней (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2020 N 14АП-9748/20 по делу N А13-7943/2020, решение АС Вологодской области от 06.10.2020 N А13-7943/2020, постановления АС Северо-Кавказского округа от 26.04.2018 N Ф08-2351/18 и от 05.09.2017 N Ф08-5794/17, Пятого ААС от 23.08.2019 N 05АП-5321/19, Шестнадцатого ААС от 13.09.2017 N 16АП-2425/17, решение АС Камчатского края от 21.06.2019 N А24-2581/2019). В одном из обнаруженных нами дел эту позицию поддержал и суд высшей инстанции (определение ВС РФ от 28.12.2017 N 308-ЭС17-19872). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья 

Ответ прошел контроль качества 

31 мая 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.