Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Какой из нормативных актов следует использовать в отношении специалиста по охране труда: профстандарт или квалификационный справочник? В штатном расписании была указана должность инженера по охране труда. В локальном нормативном акте учреждения указывается на необходимость использования именно квалификационных справочников, а не профессиональных стандартов.

Какой из нормативных актов следует использовать в отношении специалиста по охране труда: профстандарт или квалификационный справочник? В штатном расписании была указана должность инженера по охране труда. В локальном нормативном акте учреждения указывается на необходимость использования именно квалификационных справочников, а не профессиональных стандартов.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Поскольку локальным нормативным актом учреждения предусмотрена необходимость руководствоваться квалификационными справочниками, в штатном расписании учреждения необходимо указывать наименование должности "специалист по охране труда", а работники, занимающие эту должность, должны отвечать квалификационным требованиям, установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.05.2012 N 559н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда". 

Обоснование позиции:

Действительно, приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 N 559н в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (4-е издание), утвержденный постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 (далее - Справочник), был включен раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда", в котором предусмотрена такая должность, как "специалист по охране труда". А приказом Минтруда от 15.05.2013 N 205 с 1 июля 2013 года должность "инженер по охране труда" была из Справочника исключена.

При этом, как следует из части второй ст. 57 ТК РФ, работодатель может называть должности (профессии) работников по своему усмотрению, за исключением случаев, когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Частью второй ст. 57 ТК РФ прямо предусмотрено, что наименование таких должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

В соответствии с частью пятой ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом ЕТКС, ЕКС или профессиональных стандартов. На основании этой нормы иногда делают вывод об обязательном соответствии наименований всех должностей и профессий работников государственных и муниципальных учреждений наименованиям из указанных нормативных правовых актов.

По нашему мнению, формулировка части пятой ст. 144 ТК РФ не позволяет сделать столь категоричный вывод. Закон указывает на необходимость учета справочников и стандартов лишь при установлении системы оплаты труда. Чтобы выполнить данное требование, достаточно для каждого работника с учетом его квалификации и круга должностных (трудовых) обязанностей найти в справочнике подходящую по содержанию квалификационную характеристику, определиться с названием трудовой функции по справочнику и уже это наименование должности или профессии использовать для определения размера заработной платы работника. Так будет сохранено необходимое по смыслу ст. 144 ТК РФ единство тарификации работ, но при этом в трудовом договоре и штатном расписании будут фигурировать наименования должностей и профессий, самостоятельно определенные учреждением.

Справедливость изложенного подтверждают также Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год, утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол N 11 (далее - Единые рекомендации). Согласно подп. "д" п. 5 этого документа наименования должностей (профессий) работников государственных и муниципальных учреждений и их квалификация должны соответствовать наименованиям и квалификационным требованиям, предусмотренным ЕКС, ЕТКС или соответствующими положениями профессиональных стандартов, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

Иными словами, государственные и муниципальные учреждения обязаны определять наименования должностей и профессий своих работников строго по справочникам и стандартам не всегда, а в тех же случаях, что и все остальные работодатели.

Таким образом, государственные и муниципальные учреждения, как и другие работодатели, обязаны в силу закона руководствоваться положениями квалификационных справочников и профессиональных стандартов в части наименования должностей, профессий, специальностей лишь в случаях, указанных в части второй ст. 57 ТК РФ, то есть когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

Поскольку при выполнении работ по должности специалиста по охране труда законодательством не предусмотрено предоставление каких-либо компенсаций, льгот и не установлено ограничений, полагаем, работодатель имеет право определить в штатном расписании наименование должности работника, осуществляющего функции специалиста по охране труда, как "инженер по охране труда". По нашему мнению, указание в штатном расписании организации должности "инженер по охране труда" не является нарушением законодательства. Соответственно, вносить изменения в штатное расписание в связи с исключением из Справочника должности "инженер по охране труда" не обязательно.

В то же время необходимость именовать все должности и профессии работников конкретных учреждений в строгом соответствии с квалификационными справочниками или профессиональными стандартами может быть установлена нормативным правовым актом органа, уполномоченного от имени учредителя устанавливать систему оплаты труда работников этих учреждений. Полагаем, что в таких случаях работодатель в связи с исключением из Справочника должности "инженер по охране труда" обосновано изменил наименование должности в штатном расписании на "специалист по охране труда".

Как следует из нормы ст. 57 ТК РФ, у работодателя есть право выбора того, какой именно из поименованных в данной норме документов применять в случае включения одной и той же должности как в квалификационный справочник, так и в профессиональный стандарт (п. 5 информации Министерства труда и социальной защиты РФ по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.07.2016 N 14-2/ООГ-6465, письмо Министерства экономического развития РФ от 17.10.2013 N 22405-ОФ/Д26и).

В силу части первой ст. 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями лишь в случаях, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ*(1) установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, и только в части указанных требований.

Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов..." (далее - Постановление N 584) был предусмотрен переход государственных и муниципальных учреждений на профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, не позднее 1 января 2020 года (смотрите также информационное письмо Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 N 122 "Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов").

В свою очередь, Постановление N 584 не устанавливает для бюджетных учреждений никаких дополнительных случаев применения профстандартов, не предусмотренных частью второй ст. 57 и ст. 195.3 ТК РФ. Данный нормативный акт лишь определяет необходимость осуществления данной категорией работодателей мероприятий, направленных на обеспечение соответствия их работников требованиям профстандартов в тех случаях, когда они в соответствии с законодательством являются обязательными к применению в части требований к квалификации работников.

Иными словами, для бюджетных учреждений установлен лишь особый порядок введения тех профстандартов, которые обязательны ко всеобщему применению. Так, бюджетные учреждения вводят профессиональные стандарты на основе утвержденного ими плана по организации применения профстандартов (смотрите п. 1 Постановления N 584).

Вместе с тем отметим, что в Постановлении N 584 установлен срок реализации мероприятий планов организациями с государственным участием не позднее 01.01.2020. При этом какого-либо срока, в течение которого бюджетные учреждения должны внедрить вновь утвержденные после 01.01.2020 профессиональные стандарты, законом не предусмотрено. В то же время заметим, что сами приказы об утверждении профстандартов не могут рассматриваться в качестве документов, обуславливающих необходимость применения этих профстандартов*(1).

Таким образом, государственное бюджетное учреждение обязано руководствоваться профстандартами только в случаях, прямо предусмотренных ст. 195.3 и 57 ТК РФ. Поскольку в силу приведенных выше норм у работодателя есть право выбора того, каким документом руководствоваться - квалификационным справочником или профессиональным стандартом, на наш взгляд, Постановление N 584 не обязывает учреждение применять именно профессиональный стандарт.

Вместе с тем отметим, что необходимость соответствия квалификационных требований по должностям работников государственного бюджетного учреждения квалификационным требованиям, содержащимся в профессиональном стандарте, может быть установлена нормативным правовым актом органа, уполномоченного от имени учредителя устанавливать систему оплаты труда работников этих учреждений. Также такое решение может быть принято непосредственно работодателем (т.е. учреждением).

В рассматриваемом случае в локальном нормативном акте учреждения указывается на необходимость использования именно квалификационных справочников, а не профессиональных стандартов. Поэтому при определении наименований должностей, а также квалификационных требований к работникам, их занимающих, следует руководствоваться именно ими. По нашему мнению, в штатном расписании учреждения необходимо указывать наименование должности "специалист по охране труда", а работники, занимающие эту должность, должны отвечать квалификационным требованиям, установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.05.2012 N 559н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда". 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория 

Ответ прошел контроль качества 

24 апреля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Смотрите п. 9.2 Рекомендаций по применению профессиональных стандартов в организации (разработаны ФГБУ ВНИИ труда Минтруда РФ) (по состоянию на 26 июля 2018 г.).