Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Согласно решению Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.10.2021, протокол N 9, работодателям рекомендовано предоставлять работникам, проходящим вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), два оплачиваемых дополнительных дня отдыха. Может ли работодатель с учетом своего экономического положения закрепить локальным актом право предоставлять муниципальным служащим, прошедшим вакцинацию от коронавирусной инфекции, два оплачиваемых дня отдыха с возможностью их присоединения к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску по желанию работника?

Согласно решению Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.10.2021, протокол N 9, работодателям рекомендовано предоставлять работникам, проходящим вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), два оплачиваемых дополнительных дня отдыха. Может ли работодатель с учетом своего экономического положения закрепить локальным актом право предоставлять муниципальным служащим, прошедшим вакцинацию от коронавирусной инфекции, два оплачиваемых дня отдыха с возможностью их присоединения к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску по желанию работника?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Сотрудникам исполнительных органов государственной власти Архангельской области и иных государственных органов Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, государственных учреждений и унитарных предприятий Архангельской области, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий муниципальных образований Архангельской области, в отношении которых проводится вакцинация против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), предоставляются дополнительные нерабочие дни с сохранением заработной платы в день проведения вакцинации, совпадающий с рабочим днем, и на следующий день, если он является рабочим днем.
Иные работодатели вправе при установлении в локальном нормативном акте, коллективном договоре или в приказе, рассчитанном на однократное применение, положений о предоставлении работникам, проходящим вакцинацию против коронавирусной инфекции (COVID-19), дополнительных выходных дней предусмотреть предоставление дополнительных дней отдыха с правом присоединения таких дней к ежегодному отпуску при желании работника.

Обоснование вывода:
Президентом Российской Федерации 24.10.2021 был утвержден Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства (далее - Перечень поручений). Согласно подп. "в" п. 2 Перечня поручений Правительству Российской Федерации было поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и со сторонами социального партнерства обеспечить принятие и реализацию рекомендаций по предоставлению работникам, проходящим вакцинацию против коронавирусной инфекции (COVID-19), двух оплачиваемых выходных дней.
Во исполнение данного поручения решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.10.2021, протокол N 9, были утверждены Рекомендации работодателям по предоставлению работникам, проходящим вакцинацию против новой коронавирусной инфекции, двух оплачиваемых дополнительных дней отдыха (далее - Рекомендации). В соответствии с указанным документом работодателям рекомендовано предусмотреть в коллективных договорах или локальных нормативных актах положения по предоставлению работникам, прошедшим вакцинацию против коронавирусной инфекции (COVID-19), двух оплачиваемых дней отдыха. Кроме этого, подп. "д" п. 6 Перечня поручений высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации совместно с руководителями организаций и предприятий рекомендовано обеспечить освобождение от работы в течение двух дней, с сохранением заработной платы, работников при вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19). Исходя из смысла приведенных поручений Президента РФ и Рекомендаций, предоставление работникам двух оплачиваемых дней при вакцинации против COVID-19, на наш взгляд, лишь рекомендуется, а не ставится в обязанность работодателям.
Между тем на основании п. 2.1.2 указа Указа Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 г. N 28-у "О введении на территории Архангельской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" (далее - Указ N 28-у) сотрудникам исполнительных органов государственной власти Архангельской области и иных государственных органов Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, государственных учреждений и унитарных предприятий Архангельской области, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий муниципальных образований Архангельской области, в отношении которых проводится вакцинация против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), предоставляются дополнительные нерабочие дни с сохранением заработной платы в день проведения вакцинации, совпадающий с рабочим днем, и на следующий день, если он является рабочим днем.
Иным работодателям, не указанным в абзаце первом подпункта 1 п. 2.1.2 Указа N 28-у, рекомендуется предоставлять работникам, в отношении которых проводится вакцинация против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), дополнительные нерабочие дни с сохранением заработной платы в день проведения вакцинации, совпадающий с рабочим днем, и на следующий день, если он является рабочим днем.
Анализ норм Указа N 28-у позволяет прийти к выводу, что обязательный порядок предоставления нерабочих дней с сохранением заработной платы (в день проведения вакцинации, совпадающий с рабочим днем, и на следующий день, если он является рабочим днем) установлен только в отношении сотрудников органов и подведомственных им учреждений, предприятий, указанных в абзаце первом подпункта 1 п. 2.1.2 Указа N 28-у.
Для работников иных работодателей нормы приведенных пунктов в данном случае не применяются. Соответственно, следует руководствоваться нормой п. 2 Указа N 114-у, которая содержит рекомендацию в том числе для юридических лиц вне зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм устанавливать нерабочий день с сохранением заработной платы сотрудникам в день вакцинации против новой коронавирусной инфекции. Иначе говоря, приведенная норма предусматривает право, но не обязанность работодателя освобождать от работы в порядке, предусмотренном данной нормой.
Трудовое законодательство, состоящее из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (ст. 5 ТК РФ), не предусматривает предоставление дополнительного отпуска, выходных дней, дополнительных выплат и т.п. тем работникам, которые проходят вакцинацию против коронавирусной инфекции. Однако работодателю закон предоставляет широкие возможности для самостоятельного регулирования вопросов организации труда работников. Так, в силу ст. 8, 9, 22, 41 ТК РФ работодатель вправе улучшать положение работников по сравнению с установленным действующим законодательством, путем включения повышенных или дополнительных гарантий и компенсаций, в том числе по предоставлению двух оплачиваемых дней отдыха работникам, прошедшим вакцинацию от коронавирусной инфекции (COVID-19), в коллективный договор или локальный нормативный акт с учетом своего финансово-экономического положения (смотрите также ответ 1, ответ 2, ответ 3 Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ").
Отметим, что в общем случае количество дополнительных выходных дней, условия, порядок их предоставления и оплаты работодатель определяет самостоятельно (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3, ответ 4 Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Другими словами, работодатель вправе установить один, два или несколько дней отдыха. При этом последовательность их предоставления может быть любой. Не лишен работодатель и права предусмотреть в локальном акте или коллективном договоре возможность присоединения по заявлению работника дополнительных дней отдыха к очередному ежегодному отпуску (смотрите также письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 07.06.2021 N 14-4/10/П-4243, Министерства труда и социальной защиты РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23.07.2021 N 14-4/10/П-5532).
Таким образом, сотрудникам работодателей, указанным в абзаце первом подпункта 1 п. 2.1.2 Указа N 28-у предоставляются дополнительные нерабочие дни с сохранением заработной платы в день проведения вакцинации, совпадающий с рабочим днем, и на следующий день, если он является рабочим днем.
Иные работодатели вправе при установлении в локальном нормативном акте, коллективном договоре или в приказе, рассчитанном на однократное применение, положений о предоставлении работникам, проходящим вакцинацию против коронавирусной инфекции (COVID-19), дополнительных выходных дней предусмотреть предоставление дополнительных дней отдыха с правом присоединения таких дней к ежегодному отпуску при желании работника.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ипполитова Ирина

Ответ прошел контроль качества

10 февраля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.