Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Входит ли компенсационная выплата за вредные условия труда, установленная в соответствии со ст. 147 ТК РФ, в состав заработной платы при ее сравнении с МРОТ?

Входит ли компенсационная выплата за вредные условия труда, установленная в соответствии со ст. 147 ТК РФ, в состав заработной платы при ее сравнении с МРОТ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Доплата за работу во вредных и (или) опасных условиях труда не должна включаться в заработную плату при ее сравнении с минимальным размером оплаты труда.

Обоснование вывода:
В соответствии с частью первой ст. 129 ТК РФ в состав заработной платы, помимо вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включаются также и компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Буквальное толкование положений части третьей ст. 133 ТК РФ и части первой ст. 129 ТК РФ позволяет заключить, что не менее минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) должна быть сумма всех элементов заработной платы, включая компенсационные и стимулирующие выплаты. При этом в отношении компенсационных выплат следует учитывать следующее.
В постановлении от 11.04.2019 N 17-П (далее - Постановление N 17-П) Конституционный Суд РФ указал на то, что взаимосвязанные положения ст. 129, частей первой и третьей ст. 133 и частей первой-четвертой и одиннадцатой ст. 133.1 ТК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей МРОТ, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Сделанный Конституционным Судом РФ вывод, на наш взгляд, можно по аналогии распространить и на все прочие виды доплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Высказывая позицию о том, что в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, при ее сравнении с МРОТ не включаются доплаты за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, Конституционный Суд отметил, что эти выплаты "в отличие от компенсационных выплат иного характера (за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями), не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды или неблагоприятных климатических условий и т.п.".
По нашему мнению, такое противопоставление доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за работу в местностях с особыми климатическими условиями другим перечисленным компенсационным выплатам отнюдь не означает, что первые две должны включаться в состав заработной платы для сравнения ее с МРОТ. Полагаем, в Постановлении N 17-П суд высшей инстанции лишь акцентирует на том, что компенсирующие выплаты могут носить различный характер: выплаты, компенсирующие влияние на работника неблагоприятных факторов, и выплаты за осуществление работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. В указанном постановлении затрагивается только вопрос о правомерности включения в состав заработной платы до ее сравнения с МРОТ выплат за осуществление работы в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Вместе с тем доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, как и доплата за работу в местностях с особыми климатическими условиями, является оплатой за работу в особых условиях (ст. 146, 147 ТК РФ). В более раннем своем постановлении от 07.12.2017 N 38-П (далее - Постановление N 38-П) Конституционный Суд пришел к выводу о том, что в состав заработной платы для целей ее сравнения с МРОТ доплаты за работу в особых климатических условиях (для работников Крайнего Севера это процентная надбавка и районный коэффициент) не включаются. В этом постановлении Конституционный Суд указал на следующее: "...Во исполнение требований статей 7 (часть 2) и 37 (часть 3) Конституции РФ федеральным законом устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. При этом, как следует из указанных положений Конституции Российской Федерации, вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления. Это согласуется с социально-экономической природой минимального размера оплаты труда, которая предполагает обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени".
Полагаем, что на основании выводов Конституционного суда, сделанных им в Постановлении N 17-П и в Постановлении N 38-П, надбавка за работу во вредных условиях труда также не должна включаться в состав минимального размера оплаты труда, ее следует начислять сверх него, как и доплату за работу в местностях с особыми климатическими условиями. В противном случае "...нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях... заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении...".
К такому же выводу приходят специалисты Роструда (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3, ответ 4, ответ 5 с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ"). Большинство найденных нами примеров из судебной практики также подтверждают правомерность указанного вывода (смотрите, например, определения Новосибирского областного суда от 20.05.2021 N 33-4409/2021, Свердловского областного суда от 14.05.2021 N 33-6833/2021, Верховного Суда Республики Карелия от 13.05.2021 N 33-1169/2021, Забайкальского краевого суда от 06.05.2020 N 33а-1582/2020; Архангельского областного суда от 26.02.2020 N 33-1608/2020, Кемеровского областного суда от 05.02.2020 N 33а-125/2020, Архангельского областного суда от 15.04.2020 N 33-2563/2020, Свердловского областного суда от 06.11.2019 N 33-18081/2019; Красноярского краевого суда от 02.12.2019 N 33-16654/2019).
Однако нельзя не отметить, что мнение о начислении надбавки за работу во вредных условиях труда после доведения заработной платы до МРОТ разделяют не все специалисты. Так, из некоторых разъяснений, размещенных на портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ", можно сделать противоположный вывод (смотрите, например, ответ 6). Позиции, согласно которой доплата за вредные условия труда подлежит включению в состав заработной платы при ее доведении до МРОТ, придерживаются и некоторые судьи (смотрите, например, определения Камчатского краевого суда от 14.10.2021 N 33-1754/2021, Приморского краевого суда от 15.06.2021 N 33-3279/2021, Верховного Суда Республики Коми от 20.01.2020 N 33-337/2020, Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10.02.2020 N 8Г-5001/2019 [88-1500/2020-(88-4222/2019), Красноярского краевого суда от 18.09.2019 N 33-13066/2019).
Обращаем внимание на то, что мы высказали свое экспертное мнение по заданному вопросу. Учитывая противоречивые выводы судов, мы рекомендуем обратиться за официальным разъяснением по данному вопросу в соответствующий орган исполнительной власти, а именно - Минтруд России по почте (127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, 21) либо заполнить форму обращения на официальном сайте (https://rosmintrud.ru/reception/form).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Ответ прошел контроль качества

1 декабря 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.