Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Каковы действия работодателя в случае, если сотрудник отказывается предоставлять письменный отказ от вакцинации против COVID-19? Необходимо ли составить акт об отказе (в какой форме)? Можно ли отстранить от работы работника, не представившего документ о вакцинации, при отсутствии его письменного отказа от вакцинации?

Каковы действия работодателя в случае, если сотрудник отказывается предоставлять письменный отказ от вакцинации против COVID-19? Необходимо ли составить акт об отказе (в какой форме)? Можно ли отстранить от работы работника, не представившего документ о вакцинации, при отсутствии его письменного отказа от вакцинации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель не вправе требовать от работника прохождения вакцинации или предоставления письменного отказа от нее. Соответственно, работник не обязан такой отказ предоставлять. Отказ работника от прохождения вакцинации в рассматриваемом случае не может повлечь за собой отстранение его от работы.

Обоснование вывода:
15 июня 2021 г. главным государственным санитарным врачом по г. Москве было принято постановление "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (далее - Постановление N 1), в соответствии с п. 2.1 которого руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории г. Москвы, в сферах, установленных пунктом 1.1 данного постановления (в том числе - в сфере торговли), предписано в срок до 15.07.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15.08.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников.
В первую очередь отметим, что сама законность этого постановления вызывает сомнения. Действительно, прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, включена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 N 125н. А принятие решения о проведении прививок по эпидемическим показаниям относится к компетенции главного государственного санитарного врача Российской Федерации, главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Вместе с тем Постановление N 1 как таковой обязанности для граждан по иммунопрофилактике не устанавливает. В нем говорится лишь об обязанности для работодателей организовать вакцинацию. Вместе с тем о наличии у главных санитарных врачей полномочий возлагать такие обязанности на работодателей ни в Законе N 157-ФЗ, ни в Законе N 52-ФЗ не говорится. Более того, в силу прямого указания п. 1 ст. 8 Закона N 157-ФЗ осуществление иммунопрофилактики обеспечивают Минздрав России, Роспотребнадзор и органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения, а не работодатели. А полномочиями устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации наделены Правительство РФ и органы власти субъекта РФ (подп. "а.1" ст. 10, подп. "у" п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ), а не главные санитарные врачи субъектов РФ, которые являются руководителями территориальных органов Роспотребнадзора (п. 3 ст. 46 Закона N 52-ФЗ).
Кроме того, согласно п. 3 ст. 10 Закона N 157-ФЗ сроки проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются Минздравом России, а не главными санитарными врачами субъектов РФ. При этом в Календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям в числе категорий граждан, подлежащих вакцинации от коронавирусной инфекции, работники торговли не упомянуты.
Во-вторых, случаи, при которых работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работников, установлены статьей 76 ТК РФ. Отстранение работников от работы в случаях, не предусмотренных этой статьей, не допускается (определение Тюменского областного суда от 09.07.2018 N 33-3467/2018, определение Иркутского областного суда от 30.07.2015 N 33-6689/2015, определение Приморского краевого суда от 21.07.2014 N 33-6289).
Такого основания для отстранения от работы, как отсутствие профилактических прививок, сама ст. 76 ТК РФ не содержит. Вместе с тем среди прочего статья 76 ТК РФ предписывает отстранять работников от работы в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень таких работ утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 (далее - Перечень). Оснований для отстранения от иных видов работ по причине отсутствия профилактических прививок федеральное законодательство не содержит (постановление Семнадцатого ААС от 02.06.2021 N 17АП-4570/21, определение Верховного Суда Республики Коми от 16.07.2015 N 33-3452/2015).
Как уже отмечалось выше, прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, включена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 N 125н. Соответственно, при принятии главным санитарным врачом субъекта РФ решения о вакцинации работников образовательных организаций от коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям отсутствие соответствующих прививок у указанных работников является основанием для их отстранения от работы.
Вместе с тем работа в сфере торговли в Перечень не включена.
Таким образом, по нашему мнению, у работодателя в рассматриваемом случае нет оснований для отстранения от работы работников, не прошедших вакцинацию, независимо от того, предоставили такие работники письменный отказ от вакцинации или нет. Отметим, однако, что чиновники придерживаются по данному вопросу иной точки зрения (смотрите письмо Минтруда России и Роспотребнадзора от 23.07.2021 N 14-4/10/П-5532, письмо Роструда от 13.07.2021 N 1811-ТЗ, информация Департамента здравоохранения г. Москвы от 24.06.2021).
Что же касается вопроса о необходимости предоставления работником письменного отказа от вакцинации, то здесь, на наш взгляд, необходимо учитывать следующее. Действительно, чиновники нередко указывают на наличие такой необходимости (смотрите, например, п. 12 информации Департамента здравоохранения г. Москвы от 24.06.2021, п. 3, п. 5 письма Роструда от 13.07.2021 N 1811-ТЗ). Однако, по нашему мнению, данная точка зрения лишена правового обоснования.
Хотя в соответствии с п. 3 ст. 5 Закона N 157-ФЗ при осуществлении иммунопрофилактики граждане действительно обязаны в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок, по смыслу упомянутой нормы речь в ней идет об отказе, фиксируемом медицинскими работниками.
Так, в силу п. 7 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ отказ от медицинского вмешательства (к каковым относится и вакцинация) содержится в медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
В силу п. 18.8 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" отказ от профилактической прививки в письменном виде должен быть зафиксирован в медицинских документах постоянного хранения.
Согласно п. 11.4 Методических указаний МУ 3.3.1889-04 "Порядок проведения профилактических прививок" (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 4 марта 2004 г.) отказ от проведения прививок оформляют письменно. С этой целью медицинский работник лечебно-профилактической организации делает соответствующую запись (с обязательной отметкой предупреждения о последствиях) в медицинских документах - истории развития ребенка или истории развития новорожденного; медицинской карте ребенка; медицинской карте амбулаторного больного.
Судьи также подчеркивают, что отказ от проведения профилактической прививки оформляется в медицинской организации, проводящей профилактические прививки населению, и как медицинский документ хранится в данной медицинской организации. Положения действующего законодательства не предусматривают нахождение этих документов в распоряжении организации-работодателя гражданина, отказавшегося от проведения профилактической прививки, а также обязанности организации-работодателя иметь в наличии данные сведения и копии таких медицинских документов (смотрите, например, постановления АС Московского округа от 27.03.2018 N Ф05-1457/18, Семнадцатого ААС от 02.06.2021 N 17АП-4570/21, Пятого ААС от 23.06.2020 N 05АП-1322/20, Девятого ААС от 24.07.2019 N 09АП-31581/19, решения Московского городского суда от 12.03.2020 N 7-2381/2020, от 20.11.2018 N 7-12937/2018).
Таким образом, у работодателя нет ни обязанности, ни даже права требовать от работников письменный отказ от вакцинации. Соответственно, нежелание работника предоставить работодателю письменный отказ от вакцинации не может повлечь для него каких-либо негативных последствий. Вместе с тем, полагаем, если работодатель предложит работнику предоставить такой отказ и зафиксирует отказ работника от его предоставления актом, это не будет являться нарушением.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванова Инна

Ответ прошел контроль качества

21 сентября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.