Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Должно ли казенное учреждение - заказчик включать в договоры условие об ответственности контрагента за просрочку исполнения обязательства (неустойки, пени)? В какие сроки учреждению необходимо проводить судебно-претензионную работу с дебиторами?

17 июля 2025

Каков порядок ведения претензионной работы с дебиторами в казенном учреждении? В течение какого времени учреждение должно направлять контрагентам претензии, обращаться в суд? Обязано ли учреждение прописывать в договорах пени (неустойку) за просрочку, если заключено более 200 договоров, просрочки постоянные, отслеживать их затруднительно?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

При осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд включение в контракт условия об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, является обязанностью казенного учреждения, исключение составляют лишь отдельные прямо перечисленные в законе случаи.

Конкретные сроки проведения мероприятий по урегулированию и взысканию дебиторской задолженности (включая направление претензий в адрес контрагентов или исковых заявлений в суд) должны быть определены соответствующим администратором доходов бюджета в утверждаемом им регламенте реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним.

Обоснование позиции:

Прежде всего можно исходить из того, что казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, признается получателем бюджетных средств и принимает бюджетные обязательства в том числе посредством заключения государственных (муниципальных) контрактов (абзацы сорок пятый и сорок шестой ст. 6, п. 5 ст. 161, абзац второй п. 3 ст. 219 БК РФ).

Согласно п. 1 ст. 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (далее также - закупки) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений этого же Кодекса. По смыслу ч. 1 ст. 2, пп. 5, 6, 7 и 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ казенное учреждение является государственным (муниципальным) заказчиком.

Сообразно требованию ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Это означает, что заказчик не вправе отказаться от включения в договор данного условия (смотрите в этой связи письмо Минфина России от 15 июля 2024 г. N 24-06-09/65733).

В соответствии с ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Исключение в этой части сделано ч. 15 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ лишь в отношении отдельных прямо перечисленных в ней контрактов при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Только в этих случаях контракт может не содержать условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя).

По вопросу о сроках ведения судебно-претензионной работы с контрагентом считаем возможным сообщить следующее. Сам по себе Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ не содержит норм, которые бы определяли, в течение какого срока заказчик обязан направить контрагенту требование об уплате неустойки (пени, штрафа) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту: на это указано и в подп. 4.2.10 п. 4.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области от 30 ноября 2020 г. N 229-мр.

Если такой срок не закреплен непосредственно в контракте, остается руководствоваться п. 2 ст. 314 ГК РФ: когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.

Между тем в силу п. 3 ст. 41 и абзаца первого п. 16 ст. 46 БК РФ суммы штрафов, неустоек, пеней, которые должны быть уплачены юридическим или физическим лицом в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед казенным учреждением, подлежат зачислению в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, получателем средств которого являются указанные орган, учреждение, по нормативу 100 процентов в качестве неналогового дохода.

Взаимосвязанные положения абзаца пятидесятого ст. 6, ст. 39 и 40, абзацев первого-восьмого п. 2 ст. 160.1 и п. 3 ст. 242.16 БК РФ предполагают, что доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации закрепляются за администраторами доходов бюджета, в качестве которых действуют органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственным внебюджетным фондом, Банк России, казенные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Во исполнение абзаца девятого п. 2 ст. 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета устанавливает регламент реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним, разработанный в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России. Такой регламент должен включать перечень мероприятий, направленных, в частности, на урегулирование дебиторской задолженности в досудебном порядке (имея в виду среди прочего направление соответствующих претензий) и ее принудительное взыскание через суд, а также сроки реализации каждого из указанных мероприятий (подп. "а" и "б" п. 3, пп. 5 и 6 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 26 сентября 2024 г. N 139н).

Следовательно, конкретные сроки проведения судебно-претензионной работы с контрагентом (в части направления претензий, обращения в суд и др.) должны быть урегулированы соответствующим администратором доходов бюджета самостоятельно. Если казенное учреждение - заказчик само наделено бюджетными полномочиями администратора доходов бюджета, оно также должно разработать и утвердить обозначенный регламент. Смотрите, например:

- подп. 2 п. 9 и п. 11 Регламента, утвержденного распоряжением правительства Ставропольского края от 14 сентября 2023 г. N 569-рп (в случаях, когда денежное обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, в срок не позднее десяти рабочих дней с даты образования дебиторской задолженности по доходам обеспечивается направление требования должнику о погашении образовавшейся задолженности, а подача искового заявления осуществляется в течение 90 календарных дней со дня истечения срока для добровольного погашения задолженности);

- подп. 9.2 и 9.3 п. 9 Регламента, утвержденного приказом Министерства по охране памятников Пензенской области от 5 сентября 2023 г. N 25-ОД (ответственные лица не позднее трех рабочих дней с момента возникновения права требования оплаты неустойки направляют претензии должнику о погашении образовавшейся задолженности в досудебном порядке, а в течение пяти рабочих дней с даты истечения срока для оплаты неустойки, указанного в претензионном письме, а также в случае полного или частичного немотивированного отказа в удовлетворении претензии, либо неполучения в срок ответа на претензию, направляют в суд исковое заявление);

- подп. 2-4 п. 4.1 Регламента, утвержденного постановлением Администрации ЗАТО Северск Томской области от 30 августа 2024 г. N 2945-па (претензия о погашении задолженности в досудебном порядке направляется должнику не позднее трех рабочих дней со дня возникновения права требования оплаты неустойки, подготовка искового заявления проводится в течение 15 рабочих дней со дня получения полного или частичного отказа должника от исполнения заявленных требований или отсутствия ответа на претензию в указанный в ней срок, подается же исковое заявление не позднее 60 календарных дней со дня истечения срока, указанного в претензии).

При этом администратору доходов бюджета, безусловно, надлежит исходить из соображений разумности и добросовестности, а также учитывать риск того, что бездействие государственного (муниципального) заказчика по взысканию неустойки с контрагента может быть квалифицировано контролирующими органами как нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок или порядка администрирования доходов бюджета и отражено в акте проверки (ревизии) с последующей выдачей представления и (или) предписания. Работа с дебиторами должна осуществляться в казенном учреждении своевременно и надлежащим образом.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Организация работы учреждением по возврату (взысканию) дебиторской задолженности (для бюджетной сферы) (июнь 2025 г.);

- Вопрос: Соблюдение досудебного порядка при обращении заказчика (Закон N 44-ФЗ) с требованием о взыскании с контрагента неустойки (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2025 г.);

- Вопрос: Необходимо ли муниципальному казенному учреждению, как главному администратору доходов бюджета, утверждать собственный порядок осуществления полномочий администратора доходов, а также регламент реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности, если эти вопросы уже урегулированы на уровне муниципального образования? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2025 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Файзуллин Рустам

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лисицин Павел

30 июня 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Перепечатка
Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное