Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Федеральное государственное бюджетное учреждение в 2024 году оплатило государственную пошлину за рассмотрение иска судом по интеллектуальным правам. Расходы по счету 303 05 были закрыты. В 2025 году по решению суда государственная пошлина подлежит возврату бюджетному учреждению.
По какому коду бюджетной классификации бюджетному учреждению учесть поступившую в 2025 году сумму возврата указанной государственной пошлины?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Сумма возврата государственной пошлины, уплаченной в прошлом году, отражается в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с применением АнКВД 130 "Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат" и подстатьи 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ.
Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина является сбором, взимаемым с плательщиков при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении плательщиков юридически значимых действий, кроме действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
Так, в соответствии со ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса РФ, подп. 1 п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 333.17, подп. 1 п. 1 ст. 333.18, ст. 333.21 НК РФ бюджетное учреждение до подачи искового заявления в суд должно уплатить государственную пошлину.
Следовательно, при необходимости подать исковое заявление в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражается начисление суммы государственной пошлины в порядке, предусмотренном п. 131 Инструкции N 174н, а также операция по принятию обязательств и денежных обязательств на счетах санкционирования расходов. При этом денежные обязательства по уплате госпошлины возникают у учреждения независимо от результатов рассмотрения дела в суде. Соответственно, дебиторская задолженность по счету 303 05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" на момент возврата госпошлины в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отсутствует.
В свою очередь, возмещение госпошлины на основании решения суда является новым самостоятельным фактом хозяйственной жизни. Поэтому данная ситуация не может рассматриваться как восстановление расходов и не может отражаться в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет. Возврат бюджетному учреждению расходов на уплату госпошлины будет отражаться в учете согласно новым основаниям (в частности, по решению суда) путем начисления новых доходов в виде компенсации ранее произведенных учреждением расходов.
При этом в соответствии с п. 12.1.3 Порядка N 82н и п. 9.3.4 Порядка N 209н доходы от компенсации затрат относятся на статью 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатью 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ.
Суммы задолженности перед учреждением, подлежащие возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (уплата государственной пошлины, судебных издержек), отражаются по дебету счета 0 209 34 560 "Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат" и кредиту счета 0 401 10 134 "Доходы от компенсации затрат" (п. 109 Инструкции N 174н).
Доходы от компенсации ранее произведенных расходов (возмещение затрат) следует отражать по тому КФО, за счет средств которого были осуществлены подлежащие возмещению расходы.
Отметим, что бюджетные учреждения в разрядах 1-17 номера счета указывают значения в соответствии с пп. 21.1, 21.2 Инструкции N 157н, п. 2.1 Инструкции N 174н. Так, по счету 209 34 "Расчеты по доходам от компенсации затрат" отражаются:
- в разрядах 1-4 раздел, подраздел;
- в разрядах 5-14 нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;
- в разрядах 15-17 код классификации доходов бюджетов (130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат").
Таким образом, в рассматриваемой ситуации операции могут быть отражены следующим образом:
1. Дебет Х 209 34 561 Кредит Х 401 10 134
- отражено начисление доходов от компенсации затрат учреждения на основании решения суда;
2. Дебет Х 201 11 510 Кредит Х 209 34 661,
увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 134)
- поступили денежные средства на лицевой счет учреждения.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Путеводитель по бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений (подготовлено экспертами компании "Гарант");
- Энциклопедия решений. Расчеты по платежам в бюджеты. Счет 303 00 (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Учет операций по возврату бюджетному и автономному учреждению дебиторской задолженности.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Четина Ирина
Ответ прошел контроль качества
23 мая 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.