Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Каковы последние тенденции судебной практики по требованиям физических лиц к ИФНС о признании безнадёжной к взысканию налоговой задолженности, как в целом по РФ, так и конкретно во 2 КСОЮ?
Перечень обстоятельств, при наличии которых допускается признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию, является открытым (определения Верховного Суда РФ от 24.05.2019 N 46-КА19-7, Седьмого КСОЮ от 29.03.2023 по делу N 8а-4075/2023[88а-5943/2023], Второго КСОЮ от 30.06.2021 по делу N 8а-12183/2021).
Основанием для признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию является истечение установленного срока для её взыскания.
При этом из п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 следует, что по смыслу положений ст. 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Тенденции судебной практики за 2024-2025 гг. при рассмотрении административных исков о признании недоимки безнадежной к взысканию:
1) Наличие ранее не взысканной задолженности и утрата возможности ее взыскания в связи с истечением установленного срока взыскания в совокупности являются условиями для удовлетворения административного иска о признании недоимки безнадежной к взысканию (Решение Котласского городского суда Архангельской области от 18.12.2024 по делу N 2а-2698/2024)
2) Непринятие налоговым органом мер по принудительному взысканию задолженности является основанием для признания ее безнадежной к взысканию.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
По смыслу п. 1 ст. 59 НК РФ решение о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию налоговым органом принимается при установлении перечисленных в этом пункте обстоятельств, являющихся юридическим или фактическим препятствием к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов), то есть списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.
Непринятие следующих мер к взысканию задолженности:
- направление требования налогоплательщику в установленные законодательством сроки;
- обращение налогового органа с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье, равно, как и в суд общей юрисдикции;
- представление убедительных доводов, по которым пропущенный срок мог быть восстановлен судом,
а также отсутствие уважительных причин для восстановления пропущенного срока для взыскания задолженности, являются основанием для утраты права для взыскания налоговым органом задолженности и признания ее безнадежной к взысканию (Решения Кировского районного суда г. Ярославля Ярославской области от 03.12.2024 по делу N 2а-2206/2024, Промышленного районного суда г. Самары Самарской области от 04.10.2024 по делу N 2а-6179/2024, Подольского городского суда Московской области от 02.04.2025 по делу N 2а-3644/2025).
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Суды принимают во внимание, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специально уполномоченным государственным органом на администрирование налоговых платежей, в том числе на их взыскание в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о процедуре, порядке и сроках обращения в суд с исками о взыскании обязательных платежей и санкций.
При этом такие доводы налогового органа (в обоснование заявления о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд), как:
- необходимость соблюдения прав бюджета на поступление налогов и, как следствие, его полного формирования;
- невосполнимые потери для бюджета в случае отказа в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного срока,
не рассматриваются судом в качестве уважительной причины (Кассационное определение СК по административным делам Пятого КСОЮ от 11.03.2020 по делу N 8а-951/2020[88а-2156/2020]
3. Принятие налоговым органом мер по принудительному взысканию задолженности основание для отказа в признании ее безнадежной.
3.1 Включение недоимки (которая не признавалась безнадежной к взысканию) по требованиям предыдущих лет в сальдо ЕНС на 1 января 2023 года, не является основанием для вывода о пропуске налоговым органом срока для принудительного взыскания (Кассационное определение СК по административным делам Девятого КСОЮ от 22.01.2025 по делу N 8а-11824/2024[88а-878/2025-(88а-12466/2024)]).
3.2. Принятие в установленные сроки и системном порядке мер к взысканию спорных сумм, проведение процедуры досудебного порядка урегулирования спора, обращение налогового органа в суд, является основанием для отказа в признании задолженности безнадежной ко взысканию (Кассационные определения СК по административным делам Пятого КСОЮ от 26.03.2025 по делу N 8а-1754/2025[88а-2600/2025], Второго КСОЮ от 20.11.2024 по делу N 8а-33434/2024[88а-29919/2024], от 26.09.2024 по делу N 8а-24136/2024[88а-21836/2024]).
4. Ситуации, в которых ранее принятые судебные акты о признании задолженности безнадежной могут быть отменены с направлением административного дела на новое рассмотрение.
Судом должно быть установлено, что судебным приказом, поименованным в судебном акте, была взыскана именно та задолженность, о признании которой безнадежной заявлен спор.
Кроме того, суды должны выяснить вопрос о соблюдении (пропуске) Инспекцией срока на обращение в суд с административным иском, исчисляемого со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, а в случае его исполнения - со дня вынесения определения о повороте исполнения.
Суд должен дать оценку позиции налогового органа о переносе из ЕНС просроченной задолженности за прошедший период, истребовать документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки, определенной по состоянию на соответствующую дату.
При несоблюдении судами процессуальных требований, способными повлечь принятие неправильного решения, судебные акты могут быть отменены с направлением административного дела на новое рассмотрение (Кассационные определения СК по административным делам Второго КСОЮ от 06.02.2025 по делу N 8а-1732/2025[88а-3497/2025], от 12.12.2024 по делу N 8а-37020/2024[88а-32745/2024], от 04.12.2024 N 8а-34633/2024[88а-31176/2024], Шестого КСОЮ от 06.02.2025 по делу N 8а-589/2025[88а-2248/2025], Первого КСОЮ от 12.02.2025 по делу N 8а-1568/2025-(8а-42302/2024)[88а-4783/2025]).
5. Если задолженность не признавалась безнадежной ко взысканию в порядке, определенном ст. 59 НК РФ, то суды считают правомерными действия налоговых органов по самостоятельному проведению зачета сумм излишне уплаченного налога (вследствие предоставления налогоплательщику имущественного вычета) в счет погашения имеющейся задолженности по истекшим налоговым периодам (Кассационное определение СК по административным делам Второго КСОЮ от 19.03.2025 по делу N 8а-7967/2025[88а-7976/2025]).
В указанном судебном решении говорится о погашении задолженности за 2014-2021 гг. за счет предоставленного в 2022 году вычета.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
Ответ прошел контроль качества
5 мая 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.