Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Чинение препятствий взыскателем в исполнении решения суда как злоупотребление правом

14 августа 2025

Решением Арбитражного суда города Москвы на застройщика возложена обязанность восстановить техническую документацию на МКД. Возбуждено исполнительное производство. Также Определением Арбитражного суда города Москвы с застройщика взыскивается судебная неустойка за каждый день неисполнения решения. Между застройщиком и подрядчиком заключен договор на восстановление части технической документации на МКД, для чего подрядчику необходим доступ в МКД для проведения инженерных обследований. Управляющая компания в доступе в МКД подрядчику отказывает, о чем есть соответствующие письма подрядчика в адрес застройщика. Претензии застройщика оставлены без удовлетворения. Может ли быть признан судом факт злоупотребления правом управляющей компанией МКД в исполнительном производстве как взыскателя в том случае, если управляющая компания отказывает в доступе в МКД подрядчику должника - застройщика этого МКД?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Поведение взыскателя в виде воспрепятствования исполнению решения суда может быть признано злоупотреблением правом.

Обоснование вывода:

В силу п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае извещения взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в случаях, предусмотренных ст. 46 Закона N 229-ФЗ. К таким случаям относится ситуация, если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа (п. 6 ч. 1 ст. 46 Закона N 229-ФЗ).

По смыслу приведенного законоположения исполнительное производство может быть окончено в том числе, если взыскатель без объяснения мотивов либо без уважительных причин отказывается совершить действия, необходимые для исполнения решения суда (кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27.07.2016 N 44-КГ16-10).

Безусловно, воспрепятствование к исполнению исполнительного документа взыскателем может иметь негативные последствия для должника, например, начисление судебной неустойки за несвоевременное исполнение судебного акта и исполнительного документа (ст. 308.3 ГК РФ), взыскание исполнительского сбора (ст. 112 Закона N 229-ФЗ) и т.п. При этом общеправовой принцип запрета злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ) не допускает осуществления прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также иное заведомо недобросовестное поведение.

Верховный Суд РФ в п. 1 постановления Пленума от 23.06.2015 N 25 указал, что согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (ст. 56 ГПК РФ, ст. 65 АПК РФ). Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (п. 2 ст. 10 ГК РФ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или ненаступившим (п. 3 ст. 157 ГК РФ); указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения (п. 5 ст. 166 ГК РФ).

Если управляющая компания, будучи взыскателем в исполнительном производстве, использует свое право по управлению и распоряжению МКД как инструмент для необоснованного препятствования исполнению решения суда (незаконно отказывает в доступе подрядчику застройщика), суд может квалифицировать такие действия как злоупотребление правом.

Однако доказать злоупотребление правом в этой ситуации возможно лишь при наличии фактических и юридических оснований: что отказ УК не имеет законных и обоснованных причин, противоречит цели исполнительного производства, препятствует надлежащему исполнению судебного решения, нарушает права и интересы иных лиц и т.п.

В качестве примера признания подобных действий злоупотреблением правом смотрите в решении Анапского городского суда Краснодарского края от 10.06.2022 по делу N 2а-1845/2022, решении Кежемского районного суда Красноярского края от 25 апреля 2018 г. по делу N 2а-473/2018).

Чинение препятствий в исполнении решения суда также признается судами основанием для снижения судебной неустойки (смотрите решение Анапского городского суда Краснодарского края от 29.07.2022 по делу N 2-1949/2022).

Из п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (далее - Постановление Пленума N 7) следует, что при наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного акта о понуждении к исполнению в натуре в установленный судом срок (п. 3 ст. 401 ГК РФ), ответчик вправе подать заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта (ст.ст. 203, 434 ГПК РФ, ст. 324 АПК РФ). Должник не обязан уплачивать судебную неустойку с момента незаконного отказа кредитора от принятия предложенного должником надлежащего исполнения (ст. 406 ГК РФ).

Как указано в определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15.03.2018 N 305-ЭС17-17260 по делу N А40-28789/2014, по смыслу разъяснений, приведенных в п. 34 Постановления Пленума N 7, при наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного акта о понуждении к исполнению в натуре в установленный судом срок (п. 3 ст. 401 ГК РФ), а также с момента незаконного отказа кредитора от принятия предложенного должником надлежащего исполнения (ст. 406 ГК РФ) должник не обязан уплачивать судебную неустойку.

Так, например, в одном из дел суды первой и апелляционной инстанций усмотрели, что ответчик предпринимал все действия, направленные на исполнение судебного решения, тогда как истец уклонялся от принятия такого исполнения, и пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления истца о взыскании с ответчика судебной неустойки за неисполнение судебного акта (смотрите определение Верховного Суда РФ от 15.11.2019 N 309-ЭС19-20657 по делу N А60-37110/2017). В другом деле суд, признавая действия судебного пристава-исполнителя незаконными, счел, что действия самого взыскателя не способствовали исполнению судебного акта. Поведение должника, напротив, не было направлено на уклонение от исполнения судебного акта, доступ к имуществу был обеспечен в согласованный сторонами день. Поскольку судебным приставом-исполнителем надлежащими доказательствами не был зафиксирован факт неисполнения должником судебного акта, правовых оснований для расчета неустойки у него не имелось (смотрите решение Арбитражного суда Алтайского края от 04.05.2021 по делу N А03-17601/2020). Схожий вывод содержится в решении Арбитражного суда Новосибирской области от 24.01.2022 по делу N А45-2225/2021.

Кроме того, в п. 35 Постановления Пленума N 7 разъяснено, что если объективная невозможность исполнения обязательства в натуре возникла после присуждения судебной неустойки, то такая неустойка не подлежит взысканию с момента возникновения такого обстоятельства. При этом такая привходящая объективная невозможность исполнения обязательства в натуре, например, гибель индивидуально-определенной вещи, подлежащей передаче кредитору, не препятствует взысканию присужденных сумм судебной неустойки за период, предшествующий возникновению данного обстоятельства. Возникновение указанных обстоятельств является основанием для прекращения исполнительного производства как по требованию о понуждении к исполнению в натуре, так и по требованию о взыскании судебной неустойки (п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N 229-ФЗ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

- Вопрос: Предъявление должником иска о понуждении взыскателя к предоставлению доступа к имуществу, в отношении которого должник обязан осуществить ремонт на основании решения суда, вынесенного в пользу взыскателя (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2024 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Данилова Наталья

Ответ прошел контроль качества

24 апреля 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Перепечатка
Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное