Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
По условиям договора оплата за товар должна быть произведена в размере 100% в течение 30 календарных дней после фактической даты отгрузки товара 16.02.2022.
В 2022 году было три попытки произвести оплату в июне, августе и сентябре 2022 года. А в связи с невозможностью проведения оплаты последний раз деньги вернулись в октябре 2022 года.
С какой даты считать срок истечения исковой давности для списания просроченной кредиторской задолженности?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. Полагаем, что в рассматриваемом случае срок исковой давности (три года) по кредиторской задолженности за поставленный товар истекает в сентябре 2025 года.
Факт возврата банком денежных средств организации (в том числе последний возврат денежных средств, произведенный в октябре 2022 г.) не может каким-либо образом повлиять на прерывание срока исковой давности, так как возврат денежных средств был осуществлен банком, который не является поставщиком товаров, т.е. не является кредитором в отношении организации за поставленный товар.
2. Налоговые и бухгалтерские моменты рассмотрены ниже.
Обоснование позиции:
В ответе в целях снижения налоговых рисков (предъявления налоговым органом претензий по неучету внереализационного дохода в виде кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности) при рассмотрении отношений сторон по договору поставки (купли-продажи) мы будем руководствоваться положениями российского гражданского законодательства.
А) Общий срок исковой давности равен трем годам (ст. 196 ГК РФ).
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, и истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (п. 1 ст. 200, п. 1 ст. 192 ГК РФ).
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования - по окончании такого срока (п. 2 ст. 200 ГК РФ).
В рассматриваемом случае срок исполнения обязательства по оплате за полученный товар определен в договоре в размере 100% в течение 30 календарных дней после фактической даты отгрузки товара.
Следовательно, срок исковой давности по кредиторской задолженности начал течь со дня, когда организация должна была ее погасить в соответствии с условиями договора.
Б) В соответствии со ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Бездействие лица не может считаться свидетельством признания им долга (п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", далее - постановление N 43).
Полагаем, что в рассматриваемом случае отсутствуют признаки бездействия, так как организация-должник трижды пыталась погасить долг (произвести оплату).
В свою очередь, признание долга может проявляться в разнообразных действиях обязанного лица. Примерный перечень таких действий приведен в п. 20 постановления N 43. Перечень таких действий, указанный в п. 20 постановления N 43, является именно примерным, т.е. не является закрытым.
В п. 7 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 15.11.2023, указано, что при определении начала течения срока исковой давности следует исходить из того, что действия ответчика по признанию долга, которые прерывают течение срока исковой давности, должны быть ясными и недвусмысленными.
Так как организация-должник трижды пыталась погасить долг (произвести оплату), то действия по признанию долга являются ясными и недвусмысленными.
При этом в абзаце третьем п. 20 постановления N 43 указано, что признание части долга, в том числе путем уплаты его части, не свидетельствует о признании долга в целом, если иное не оговорено должником.
В рассматриваемом случае договором предусмотрена 100%-ная оплата за товар и, как мы поняли из вопроса, организация пыталась произвести оплату за товар в таком же 100%-ном размере, а не частями.
С учетом изложенного полагаем, что организация своими действиями, выразившимися в попытках произвести 100%-ную оплату за товар, подтвердила признание за ней долга.
Так как после проведения оплаты за товар оплата возвращалась обратно организации (в связи с невозможностью проведения (как мы понимаем, невозможностью банком провести платеж, а не по вине организации)), то долг перед поставщиком не может быть признан погашенным.
Полагаем, что поскольку первая 100%-ная оплата была произведена в июне 2022 года, то организацией был нарушен срок проведения оплаты (погашения задолженности), т.е. срок исковой давности начал течь до момента проведения первой оплаты. На дату проведения первой оплаты организация признала долг, срок исковой давности прервался и начал течь заново.
При последующих попытках проведения оплаты в августе и сентябре 2022 года на каждую из дат проведения оплаты организация снова признавала долг в размере 100% (так как долг фактически никак не погашался), поэтому срок исковой давности на каждую из этих дат оплаты прерывался и начинал течь заново (повторим, течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга).
При этом ст. 203 ГК РФ и п. 20 постановления N 43 говорят именно о действиях, не указывая на то, что эти действия могут быть совершены лишь однократно. Поэтому каждую оплату по договору следует рассматривать в качестве конклюдентных действий должника, совершением которых он: (1) исполняет договор; (2) признает наличие задолженности.
Арбитражная практика показывает, что признание задолженности может подтверждаться как сообщениями о признании долга (например, актом сверки задолженностей), так и конклюдентными действиями, свидетельствующими о признании долга. К числу таких действий относится и, например, оплата санкций должником. Указанный вывод арбитражные суды делают при толковании понятия "признание долга" для целей применения исковой давности (см., например, постановление Двенадцатого ААС от 25.09.2018 N 12АП-11185/18).
В письме Минфина России от 19.02.2016 N 03-03-06/1/9336 ведомство также указало, что "подтверждением признания должником обязанности по уплате можно отнести действия должника по оплате такой задолженности". В письме рассматривалась ситуация по признанию штрафов, пени, неустойки, но полагаем, что данная позиция применима и в рассматриваемом случае (по аналогии).
Факт возврата банком денежных средств организации (в том числе последний возврат, произведенный в октябре 2022 г.) не может каким-либо образом повлиять на прерывание срока исковой давности, так как возврат денежных средств (как мы полагаем) был осуществлен банком, который не является поставщиком товаров, т.е. не является кредитором в отношении организации за поставленный товар.
Резюмируя изложенное, полагаем, что в рассматриваемом случае срок исковой давности по кредиторской задолженности за поставленный товар истекает в сентябре 2025 года.
Сумма кредиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, списывается в соответствии с п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н).
При списании суммы кредиторской и депонентской задолженности включаются в состав прочих доходов и отражаются на дату подписания руководителем приказа о списании задолженности на основании данных проведенной инвентаризации и письменного обоснования (п. 7, п. 16 ПБУ 9/99 "Доходы организации", п. 78 Положения N 34н).
Согласно п. 18 ст. 250 НК РФ суммы кредиторской задолженности, списанные в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, признаются внереализационными доходами, за исключением случаев, предусмотренных пп. 21, 21.1, 21.3-21.5 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Порядок признания внереализационных доходов при методе начисления регламентирован п. 4 ст. 271 НК РФ. Особых правил для признания доходов от списания кредиторской задолженности в этой статье нет. Поэтому датой признания такого дохода следует считать последний день отчетного (налогового) периода, как по иным аналогичным доходам (пп. 5 п. 4 ст. 271 НК РФ). См. письмо УФНС России по г. Москве от 04.07.2008 N 20-12/063584.
Налоговые органы и Минфин России считают, что просроченную кредиторскую задолженность нужно включать в состав внереализационных доходов в последний день того отчетного (налогового) периода, в котором истек срок исковой давности. При этом не имеет никакого значения, списана ли такая задолженность фактически в бухгалтерском учете или нет (то есть была ли проведена инвентаризация, имеется ли письменное обоснование, а также приказ руководителя). См. письма ФНС России от 08.12.2014 N ГД-4-3/25307@, от 02.06.2011 N ЕД-4-3/8754, Минфина России от 21.10.2019 N 03-03-06/1/80551, от 12.09.2014 N 03-03-РЗ/45767, от 28.01.2013 N 03-03-06/1/38, от 27.12.2007 N 03-03-06/1/894 и др.
Полагаем, что в целях минимизации налоговых рисков (с учетом позиции Минфина России и ФНС России) включение в состав внереализационных доходов рассматриваемой кредиторской задолженности следует производить в момент истечения срока исковой давности, т.е. в сентябре 2025 года (если до истечения срока исковой давности организация не совершит действий, которые вновь прервут данный срок исковой давности).
Более подробно см. в материалах:
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет доходов от списания кредиторской задолженности (март 2025);
- Энциклопедия решений. Доходы от списания кредиторской задолженности (в целях налогообложения прибыли) (март 2025) // см. Раздел "Как списать кредиторскую задолженность в налоговом учете в связи с истечением срока исковой давности": "Судебная практика по этому вопросу противоречива. Судьи, поддерживающие налоговые органы, указывают, что для включения сумм кредиторской задолженности в состав внереализационных доходов достаточно констатации факта истечения срока давности".
Выраженная позиция является нашим экспертным мнением, может отличаться от мнения других специалистов и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном ответе.
Организация может обратиться за персональным разъяснением в Минфин России или налоговый орган (пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 1 ст. 34.2 НК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/. Кроме того, для получения консультации можно позвонить по единому номеру: 8 (800) 222-2222 (письмо ФНС России от 09.09.2021 N КВ-3-14/6138@).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Начало и окончание течения срока исковой давности (март 2025);
- Энциклопедия решений. Перерыв течения срока исковой давности (март 2025).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шайхутдинов Газинур
Ответ прошел контроль качества
11 апреля 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.