Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Муниципальное предприятие "СС", зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ в городе С., владеет долей в размере 10% номинальной стоимостью 25 тыс. руб. в уставном капитале ООО "РС". В 2017 году в рамках исполнительного производства УФССП вынесло постановление и установило запрет на совершение регистрационных действий в отношении доли в уставном капитале ООО "РС".
В ноябре 2023 года УФССП в связи с признанием муниципального предприятия "СС" несостоятельным (банкротом) вынесло постановление и отменило запрет на совершение регистрационных действий в отношении доли в уставном капитале ООО "РС".
13.11.2024 через нотариуса было оформлено заявление о выходе из состава участников ООО "РС" по форме N 13014 и направлено в адрес УФНС, а также было направлено извещение в адрес ООО "РС".
19.11.2024 УФНС выносит решение об отказе в государственной регистрации в связи с поступлением в регистрирующий орган акта судебного пристава-исполнителя, содержащего запрет на совершение регистрирующим органом определенных действий. Фактически постановление пристава об отмене запрета в УФНС не поступало.
Обязано ли УФНС при вынесении отказа проверять наличие основания для отказа (запрет вынесен в 2017 году, а УФНС отказывает в 2024 году, за это время запрет мог быть отменен)? Могут ли нарушения в межведомственной координации между органами государственного управления по передаче сведений являться законным основанием для отказа в государственной регистрации и таким образом лишать юридическое лицо права на защиту?
На основании пп. "м" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае, если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий.
Согласно ч. 4 ст. 96 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при получении копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство. Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом.
В соответствии с ч. 4 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в постановлении об окончании исполнительного производства отменяются ограничения прав должника на его имущество. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются в том числе в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества (ч. 6 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Таким образом, обязанность по направлению копии постановления в регистрирующий орган возложена на судебного пристава-исполнителя. Законодательством не возложена обязанность на орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, перед осуществлением регистрационных мероприятий проводить проверку актуальности акта судебного пристава-исполнителя, содержащего запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий, ранее поступившего в регистрирующий орган, вне зависимости от срока, прошедшего с момента поступления такого акта до момента осуществления налоговым органом регистрационных мероприятия. Соответственно, неисполнение судебным приставом-исполнителем обязанности по направлению копии постановления в регистрирующий орган не свидетельствует о незаконности действий регистрирующего органа. Регистрирующий орган, не располагая на момент отказа в государственной регистрации сведениями об отмене запрета на совершение регистрационных действий, никаких требований законодательных и нормативно-правовых актов не нарушил, поэтому отказ в государственной регистрации законен (см. также постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 декабря 2024 г. N 15АП-15785/24, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2022 г. N 18АП-18377/21).
В рассматриваемой ситуации участник ООО может защитить свои права путем обжалований бездействий судебного пристава-исполнителя и взыскания причиненных таким бездействием убытков (ст. 121 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 1064 ГК РФ), а также путем повторной подачи на государственную регистрацию документов о выходе из общества при предоставлении в регистрирующий орган постановления судебного пристава-исполнителя об отмене ранее наложенного запрета.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга
Ответ прошел контроль качества
4 апреля 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.