Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение По каким критериям определяются плательщики налога на сверхприбыль?

По каким критериям определяются плательщики налога на сверхприбыль?

С 01.01.2024 вводится налог на сверхприбыль.
По каким критериям определяются плательщики налога на сверхприбыль?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Обязанность по уплате налога на сверхприбыль возложена, в частности, на российские организации, созданные до 01.01.2021. При этом объект налогообложения возникает только при наличии сверхприбыли, которая по общему правилу определяется как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год. Также предусмотрен перечень организаций, которые не являются плательщиками налога на сверхприбыль, независимо от наличия или отсутствия у них сверхприбыли. 

Обоснование вывода:

Налог на прибыль установлен Федеральным законом от 04.08.2023 N 414-ФЗ "О налоге на сверхприбыль" (далее - N 414-ФЗ) и вводится в действие с 1 января 2024 года (ст. 9 Закона N 414-ФЗ).

Данный налог является налогом разового характера и подлежит уплате в бюджет не позднее 28 января 2024 года (ст. 1 и ч. 1 ст. 7 Закона N 414-ФЗ).

Обязанность по уплате налога возложена только на организации (чч. 1-3 ст. 2 Закона N 414-ФЗ):

  • российские, при условии, что они созданы не позднее 01.01.2021 года. При этом к российским организациям приравниваются иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ, в порядке, установленном ст. 246.2 НК РФ;
  • иностранные, которые начали осуществлять свою деятельность на территории РФ через свои постоянные представительства не позднее 01.01.2021 (ч. 1 ст. 2 Закона N 414-ФЗ).

Плательщиками налога признаются и организации - участники консолидированной группы налогоплательщиков (далее - КГН) (в т.ч. и ответственные), являвшиеся таковыми по состоянию на 31.12.2022, в состав которой в 2022 году не входили организации:

  • добывающие уголь и углеводородное сырье на участке недр, предоставленном им в пользование в соответствии с законодательством РФ;
  • имевшие по состоянию на 31.12.2022 свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и определявшие не менее чем в шести налоговых периодах по акцизам, приходящихся на 2022 год, величину Кдемп, отличную от нуля, при расчете вычета сумм акциза в соответствии с п. 27 ст. 200 НК РФ (чч. 2, 3 ст. 2 Закона N 414-ФЗ).

В то же время в ч. 4 ст. 2 Закона N 414-ФЗ перечислены случаи, когда организации не признаются плательщиками налога на сверхприбыль. К таким исключениям относятся:

1) организации, включенные по состоянию на 31 декабря 2022 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) российские организации, созданные после 1 января 2021 года, за исключением организаций, созданных в результате реорганизации организаций, действующих до 1 января 2021 года;

3) иностранные организации, начавшие осуществлять свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства после 1 января 2021 года;

4) организации, осуществлявшие в течение 2022 года добычу углеводородного сырья на участке недр, предоставленном таким организациям в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) организации, осуществлявшие в течение 2022 года добычу угля на участке недр, предоставленном таким организациям в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) организации, имевшие по состоянию на 31 декабря 2022 года свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и определявшие не менее чем в шести налоговых периодах по акцизам, приходящихся на 2022 год, величину Кдемп, отличную от нуля, при расчете вычета сумм акциза в соответствии с п. 27 ст. 200 НК РФ;

7) организации, являвшиеся в 2022 году участниками КГН, в состав которой в 2022 году входили организации, указанные в пп. 4 и (или) 6 ч. 4 ст. 2 Закона N 414-ФЗ;

8) организации, имевшие по состоянию на 31 декабря 2022 года свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и действующий договор об оказании услуг по переработке нефтяного сырья организации, отвечающей требованиям пп. 4 и (или) 6 ч. 4 ст. 2 Закона N 414-ФЗ;

9) организации, которые осуществляют деятельность по производству сжиженного природного газа и до 31 декабря 2022 года включительно осуществили экспорт хотя бы одной партии сжиженного природного газа на основании лицензии на осуществление исключительного права на экспорт газа в соответствии с п. 2 ч. 1.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2006 N 117-ФЗ "Об экспорте газа";

10) российские организации, которые прямо участвуют в организации, указанной в пп. 4 и (или) 6 ч. 4 ст. 2 Закона N 414-ФЗ, и доля участия в такой организации составляла по состоянию на 31 декабря 2022 года не менее 75 процентов;

11) организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН непрерывно с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно;

12) организации, у которых за налоговые периоды по налогу на прибыль организаций за 2018 и 2019 годы отсутствовали доходы от реализации, определяемые в соответствии с положениями ст. 249 НК РФ;

13) кредитные организации и некредитные финансовые организации, в отношении которых по состоянию на 1 января 2023 года осуществлялись меры по предупреждению банкротства с участием Центрального банка Российской Федерации или государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов";

14) организации-застройщики, реализующие проекты с привлечением средств граждан - участников долевого строительства, размещенных на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", которые в 2021 и 2022 годах не осуществляли выплату дивидендов.

Отдельно отметим, что согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 414-ФЗ сверхприбыль определяется, если иное не установлено этой статьей, как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год. При этом в указанную прибыль не включаются дивиденды, полученные организацией, если к ним применялись ставки налогообложения, предусмотренные п. 3 ст. 284 НК РФ.

Таким образом, налоговая база по налогу на сверхприбыль определяется только теми налогоплательщиками, которые в 2018-2022 годах (за исключением 2020 года) формировали налоговую базу по налогу на прибыль организаций в соответствии с положениями главы 25 НК РФ (письмо Минфина России от 02.11.2023 N 03-03-05/104510).

Надо также отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 414-ФЗ в случае, если средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год оказалась не более 1 миллиарда рублей, то налоговая база принимается равной нулю. То есть в этом случае уплачивать налог не надо, даже если бы организация признавалась плательщиком налога на сверхприбыль. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина 

Ответ прошел контроль качества 

27 ноября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.