Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Налоговые льготы для организации, оказывающей благотворительную помощь

Налоговые льготы для организации, оказывающей благотворительную помощь

Юридическое лицо планирует оказывать систематическую благотворительную помощь некоммерческой организации, связанной со спортом. Помощь будет оказываться денежными средствами.
Возникают ли у юридического лица налоговые льготы в этом случае? Требуется ли действовать через специальные аккредитованные фонды, или помощь можно оказать по усмотрению руководителя?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Если благотворительная помощь оказывается НКО, которая включена в Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, то организация вправе учесть во внереализационных расходах такую помощь в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации.

Перечисление денежных средств НКО не облагается НДС. 

Обоснование позиции:

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", далее - Закон N 135-ФЗ).

Благотворительная деятельность осуществляется, например, в целях содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами (п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ).

Как видим, если деятельность НКО получателя помощи осуществляется в области профессионального спорта, то помощь такой организации уже не является благотворительной деятельностью в понимании Закона N 135-ФЗ.

Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. При этом никто не ограничивает формы ее осуществления (пп. 1, 3 ст. 4 Закона N 135-ФЗ).

Требований о том, что благотворительную помощь требуется оказывать только через специальные аккредитованные фонды, ни Закон N 135-ФЗ, ни иные нормативные акты (в частности, НК РФ) не содержат.

Перечисление денежных средств в качестве благотворительной помощи не облагается НДС (подп. 1 п. 2 ст. 146, подп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Что касается налога на прибыль, то по общему правилу безвозмездно переданное имущество (в т.ч. и денежные средства) расходом в целях налогообложения не признается (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Вместе с тем ст. 265 НК РФ содержит ряд положений, позволяющих учесть в составе внереализационных расходов безвозмездно перечисленные денежные средства.

Так, подп. 19.5 п. 1 ст. 265 НК РФ предусматривает, что в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, безвозмездно переданного медицинским организациям, являющимся некоммерческими организациями, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

В свою очередь подп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ указывает, что во внереализационных расходах учитываются расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного следующим некоммерческим организациям:

  • некоммерческим организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций. Порядок ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение указанного реестра, критерии включения некоммерческих организаций в указанный реестр устанавливаются Правительством РФ;
  • централизованным религиозным организациям, религиозным организациям, входящим в структуру централизованных религиозных организаций, социально ориентированным некоммерческим организациям, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций.

При этом расходы, предусмотренные данным подпунктом, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Также в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность (возвращенного в рамках концессионного соглашения) имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абзаце 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абзацем 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ (подп. 19.7 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Во внереализационных расходах учитываются и расходы в виде безвозмездно переданных денежных средств и (или) иного имущества, указанных в п. 93 ст. 217 НК РФ, т.е. переданных лицам, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ или проходящим военную службу по контракту, заключенному в соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", либо заключившим контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ), и (или) налогоплательщикам, являющимися членами семей указанных лиц, при условии, что такие доходы связаны с прохождением военной службы по мобилизации указанных лиц и (или) с заключенными указанными лицами контрактами (подп. 19.12 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 286.1 НК РФ законами субъектов РФ может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов РФ, на инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, которые установлены ст. 286.1 НК РФ.

Так, подп. 3 п. 2 ст. 286.1 НК РФ предусмотрено включение в состав инвестиционного налогового вычета не более 100 процентов суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений.

Однако учитывая, что организация планирует оказывать систематическую благотворительную помощь НКО, связанной со спортом, в рассматриваемом случае мы видим возможность применения только положений подп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ при условии, что НКО-получатель включена в Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированный в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2021 N 1290 (смотрите также письмо Минфина России от 20.10.2021 N 03-03-06/1/84626). Ознакомиться с данным Реестром можно, пройдя по ссылке: https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko.

Применение организацией остальных приведенных выше норм, на наш взгляд, неправомерно, исходя из буквального их прочтения.

Как разъяснено в письме Минфина России от 03.08.2021 N 03-04-05/62125, осуществление расходов в виде пожертвований, благотворительных пожертвований - это добровольное волеизъявление налогоплательщиков, преследующее общеполезные цели, которое не направлено на извлечение доходов в коммерческих целях.

Ранее финансовое ведомство также сообщало, что, рассматривая вопросы стимулирования пожертвований на благотворительные цели со стороны коммерческих организаций, их не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе за счет предоставления налоговых льгот, поскольку одаривание направлено, прежде всего, на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономических выгод (смотрите письма Минфина России от 20.03.2019 N 03-03-06/3/18418, от 31.07.2018 N 03-03-06/3/53855). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл 

Ответ прошел контроль качества 

15 ноября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.