Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Как подать уточненное заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в связи с отказом контрагенту из Казахстана в применении ставки НДС 0 процентов?

Как подать уточненное заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в связи с отказом контрагенту из Казахстана в применении ставки НДС 0 процентов?

Организация ввозит товар из Республики Казахстан. Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов сданы в электронной форме, НДС уплачен. Контрагенту отказано в возмещении НДС из-за технических ошибок в заявлениях (неправильный код ТН ВЭД, погрешности в округлениях сумм).
Как сдать уточненные заявления? Если в целом документ заполнен правильно и принят российским налоговым органом, все суммы налога уплачены, то могут ли контрагенту отказать в применении ставки НДС ноль процентов?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Норм, которые гарантировали бы поставщику из Казахстана подтверждение правомерности применения им нулевой налоговой ставки НДС при наличии в принятом российским налоговым органом заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов незначительных технических ошибок, нами не обнаружено. Вопрос правомерности отказа контрагенту из Казахстана в подтверждении нулевой ставки НДС в связи с техническими ошибками в указанных заявлениях в данном случае подлежит решению с учетом налогового законодательства Республики Казахстан и сложившейся в Казахстане практики решения таких вопросов, которые мы прокомментировать не можем.

Нормативно-правовые акты, допуская возможность представления уточненных заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, не детализируют порядка их заполнения и представления при исправлении технических ошибок. Поскольку уточненное заявление подается взамен ранее представленных, то полагаем, что оно заполняется и представляется в налоговый орган согласно общим правилам, с отражением корректных данных. При этом полагаем, что в уточненном заявления следует сделать запись "Взамен ранее представленного и зарегистрированного в налоговом органе заявления от ___________ 20____ г. N __________". 

Обоснование позиции:

Одним из условий применения поставщиком из Казахстана ставки НДС в размере ноль процентов в связи с экспортом товаров в Россию является представление им в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией в том числе заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - заявление) с отметкой российского налогового органа об уплате косвенных налогов либо перечня заявлений (подп. 3 п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о ЕАЭС, далее - Договор), далее - Протокол).

Ни нормы Договора, ни нормы Протокола не устанавливают последствий представления экспортерами в налоговый орган заявлений, заполненных с техническими ошибками, в том числе в части показателей, необязательных для отражения. При этом указанные акты не содержат положений, которые гарантировали бы налогоплательщику в таких случаях подтверждение нулевой налоговой ставки при условии в целом верного заполнения заявлений, принятых налоговым органом страны-импортера, и уплаты НДС при импорте. В этой связи полагаем, что вопрос правомерности отказа контрагенту из Казахстана в подтверждении нулевой ставки НДС в связи с техническими ошибками в заявлениях в данном случае должен решаться с учетом налогового законодательства Республики Казахстан и сложившейся в Казахстане практики решения таких вопросов, которые мы прокомментировать не можем. Заметим при этом, что в России такого рода погрешности рассматриваются налоговыми органами как основания для отказа в применении налогоплательщиком нулевой ставки НДС (подробнее смотрите здесь). Вместе с тем, заметим, что налоговый орган может принять решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и в отсутствие заявления (п. 7 Протокола).

Согласно п. 21 Протокола уточненное (взамен ранее представленного) заявление представляется либо на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде, либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика. Одновременно с уточненным (взамен ранее представленного) заявлением представляются документы, предусмотренные подп. 2-8 п. 20 Протокола, если они не были ранее представлены в налоговый орган. Если представление уточненного (взамен ранее представленного) заявления не влечет за собой внесение изменений в ранее представленную налоговую декларацию, то налогоплательщик не представляет уточненную (дополнительную) налоговую декларацию, если иное не установлено законодательством государства-члена. Представление такого уточненного заявления не влечет за собой восстановления ранее принятых к вычету сумм НДС, уплаченных при импорте товаров. Уточненное (взамен ранее представленного) заявление не представляется в случаях, установленных законодательством государства-члена.

Как видим, Протоколом допускается возможность представления налогоплательщиками уточненных (взамен ранее представленных) заявлений, что не противоречит российскому налоговому законодательству. Поскольку перечень случаев представления уточненных заявлений Протоколом не ограничен, полагаем, что они могут представляться и в связи с наличием в ранее поданных заявлениях технических ошибок, в том числе в кодах ТН ВЭД и погрешностях в округлениях сумм.

Ни Протокол, ни Правила заполнения заявления (Приложение 2 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов, далее - Правила) не детализируют порядка заполнения и представления уточненного заявления, формируемого для исправления технических ошибок. Поскольку уточненное заявление подается взамен ранее представленных, то полагаем, что оно заполняется и представляется в налоговый орган согласно общим правилам, с отражением корректных данных. При этом, на наш взгляд, в уточненном заявлении следует сделать запись "Взамен ранее представленного и зарегистрированного в налоговом органе заявления от ___________ 20____ г. N __________" (по аналогии с порядком, предусмотренным п. 3 Правил для случаев частичного возврата товаров по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации).

Официальных разъяснений и материалов судебной практики по данным вопросам нами не обнаружено. Выраженная позиция является нашим экспертным мнением. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий 

Ответ прошел контроль качества 

5 октября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.