Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение К юбилею завода были приобретены конструкторы (игра-конструктор). На коробки был наклеен логотип завода и сделана надпись "30 лет вместе". Конструкторы вручались клиентам организации. Можно ли данные конструкторы с логотипом списать на рекламные цели? Какие документы при этом оформить?

К юбилею завода были приобретены конструкторы (игра-конструктор). На коробки был наклеен логотип завода и сделана надпись "30 лет вместе". Конструкторы вручались клиентам организации. Можно ли данные конструкторы с логотипом списать на рекламные цели? Какие документы при этом оформить?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Расходы на приобретение игры-конструктора и нанесение на нее логотипа организации и надписи "30 лет вместе" могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в качестве расходов на рекламу. 

Обоснование позиции: 

Признание расходов в целях налогообложения прибыли 

В соответствии с подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг) относятся к прочим расходам налогоплательщика, связанным с производством и реализацией, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Положения НК РФ не содержат определения понятия "реклама", поэтому для расшифровки данного понятия необходимо обратиться к иным отраслям законодательства, регламентирующим данный вопрос (ст. 11 НК РФ).

Так, согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, для признания расходов рекламными необходимо наличие трех признаков:

1) направленность рекламы на неопределенный круг лиц;

2) реклама должна формировать и поддерживать интерес к производителю или продавцу, товарам, а также способствовать реализации товаров;

3) целью понесенных расходов должно быть донесение до потребителя информации о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях; причем не важно, в каком виде доносится эта информация;

В рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, можно говорить о том, что вручение клиентам подарков в коробке с логотипом завода и надписью "30 лет вместе" формирует и поддерживает интерес к организации и способствует реализации ее товаров (работ, услуг). Так, лица, получившие игру в подарок, видят, что компания готова нести материальные вложения для того, чтобы отметить ценность своих клиентов, следовательно, у них формируются положительные эмоции в отношении такой компании. Надпись "30 лет вместе" свидетельствует о том, что завод на протяжении долгого времени выпускает свою продукцию на рынок, т.е. эта продукция является весьма качественной. Соответственно, возрастают шансы, что среди прочих продавцов люди, получившие рассматриваемый презент, выберут именно товары (работы, услуги) организации.

Что касается условия о направленности рекламы на неопределенный круг лиц, то понятие "неопределенный круг лиц" в Законе N 38-ФЗ и НК РФ не определено, не закреплено оно и в иных нормативных правовых актах.

Судебная практика исходит из того, что неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в исковом заявлении фамилию, имя, отчество, место жительства каждого из истцов, решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела (смотрите, например, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 года (по гражданским делам)).

Конкретно для целей применения законодательства о рекламе, в том числе в рамках НК РФ, под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, и о которых заранее неизвестно, откликнутся ли они на рекламное послание по поводу объекта рекламирования (например, приобретут ли рекламируемый товар) (разъяснение ФАС России от 14.06.2012 "О порядке применения ст. 18 Федерального закона "О рекламе", решение ФАС России от 20.10.2015 N 3-18-37/00-08-15).

Из вопроса следует, что конструкторы вручались клиентам организации, то есть в какой-то степени можно говорить о том, что круг получателей этих подарков заранее определен. Вместе с тем можно предположить, что изначально (в момент приобретения конструкторов и оформления коробок) компания не обладает информацией о том, кому конкретно из ее клиентов будут вручаться подарки, кроме того, даже при четком ограничении списка клиентов - получателей игр можно говорить о том, что точно определить круг лиц, до которых будет доведена информация о заводе, вряд ли представляется возможным. Например, можно предположить, что лицо, получившее коробку с конструктором, впоследствии принесет ее домой или в офис, то есть ее сможет увидеть, по сути, любой человек.

Вместе с тем мы полагаем, что, говоря о коробке с игрой, на которой, помимо логотипа и надписи "30 лет вместе", иной информации об организации не содержится, нельзя сказать о том, что этот подарок имеет цель донести до потребителя информацию о данной компании или о ее идеях и начинаниях. То есть в данном случае существует риск непризнания факта раздачи конструкторов рекламой по третьему из перечисленных условий.

В то же время существующая правоприменительная практика зачастую исходит из того, что нанесение юридическим или физическим лицом логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию (авторучки, футболки, пакеты, календари и прочее) осуществляется в рекламных целях, независимо от дальнейшего распространения данной продукции сотрудникам, партнерам данной организации или третьим лицам, в том числе на безвозмездной основе.

Так, например, Минфин России в письме от 10.09.2021 N 03-03-10/73599 допустил возможность признания в рекламных целях расходов, связанных с производством продукции с логотипом банка. Смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2. В п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

ФАС России в письме от 30.10.2006 N АК/18658 также отмечает, что нанесение логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию, одежду осуществляется в рекламных целях, за исключением случаев, когда данная продукция использована самим юридическим лицом (его сотрудниками) для собственных нужд при организации работы предприятия, непосредственном осуществлении своей деятельности.

С учетом сказанного полагаем, что расходы на приобретение игры-конструктора и нанесение на нее логотипа организации и надписи "30 лет вместе" могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в качестве расходов на рекламу.

Абзацем 5 п. 4 ст. 264 НК РФ определено, что расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах 2-4, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, которая определяется в соответствии со ст. 249 НК РФ. Так как затраты на приобретение подарков в абзацах 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ не названы, они относятся к нормируемым и, следовательно, признаются в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.

Вместе с тем обращаем внимание, что сказанное является исключительно нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений, прямо подтверждающих или опровергающих сделанный нами вывод по данной теме, нам обнаружить не удалось.

Отметим также, что вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела (пункт 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе"). Специалисты Минфина России по вопросам отнесения распространяемой налогоплательщиком информации на растяжках, баннерах к рекламе рекомендуют налогоплательщикам обращаться в ФАС России (письмо Минфина России от 26.01.2012 N 03-03-06/1-34). Для исключения сомнений и рисков, помимо обращения в ФАС России, рекомендуем также обратиться за письменными разъяснениями (информацией) в Минфин России или территориальный налоговый орган (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21, подп. 4 п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 34.2, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). 

Документальное оформление 

Одним из основных требований для признания расходов в налоговом учете является требование об их документальном подтверждении. В силу п. 1 ст. 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, являются первичные учетные документы (часть 1 ст. 9 и часть 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Первичные учетные документы служат основанием для отражения фактов хозяйственной жизни организации в бухгалтерском учете и информацией для определения налоговой базы по налогу на прибыль в налоговом учете (часть 1 ст. 9 и часть 1 ст. 10 Закона N 402-ФЗ, ст. 313 НК РФ). Отсутствие таких документов либо их неверное оформление влечет за собой невозможность признания в целях налогообложения тех или иных затрат.

Отметим, что налоговое законодательство не содержит требований к составу документов, которыми должны подтверждаться расходы налогоплательщика.

Документальным подтверждением расходов на списание стоимости игр-конструкторов в качестве затрат на рекламу могут, например, являться:

  • план проведения рекламной кампании на год (в котором в том числе будут поименованы мероприятия, на которых будет осуществляться раздача игр-конструкторов в рекламных целях);
  • смета расходов на проведение рекламных акций, связанных с празднованием юбилея завода (с выделением отдельной статьи затрат на изготовление конструкторов - подарков, передаваемых клиентам);
  • отчет о проведении рекламной кампании, организованной собственными силами организации (включающий в себя отчет о количестве переданных в рекламных целях игр-конструкторов).

Помимо этого, документальным подтверждением рассматриваемых рекламных затрат будут являться непосредственно документы на приобретение материальных ценностей (игр-конструкторов). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина 

Ответ прошел контроль качества 

20 сентября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.