Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация (ООО) на УСН (доходы минус расходы) организует мероприятие в городе. Для этого ООО приглашает спонсоров и приглашает участников мероприятия. Для участия в конкурсе необходимо внести взнос участника. По итогам конкурса будут определены победители и раздаваться призы - как денежные, так и материальные, в том числе сертификаты. 1. Как отразить поступление по суммам спонсорской помощи? Какой (закрывающий) документ надо выписать спонсору? 2. Как отразить данную операцию в КУДиР? Уменьшает ли данная операция УСН? 3. Как отразить поступление от участников за право участия в конкурсе? Какой (закрывающий) документ надо выписать участнику? 4. Каким документом отразить выдачу денежных призов (скорее всего, будет перечисление на счет участника (ООО))? 5. Каким документом отразить выдачу материальных призов (допустим, техника или сертификаты на услуги)? 6. Как отразить данную операцию в КУДиР? Уменьшает ли данная операция УСН?

Организация (ООО) на УСН (доходы минус расходы) организует мероприятие в городе. Для этого ООО приглашает спонсоров и приглашает участников мероприятия. Для участия в конкурсе необходимо внести взнос участника. По итогам конкурса будут определены победители и раздаваться призы - как денежные, так и материальные, в том числе сертификаты. 1. Как отразить поступление по суммам спонсорской помощи? Какой (закрывающий) документ надо выписать спонсору? 2. Как отразить данную операцию в КУДиР? Уменьшает ли данная операция УСН? 3. Как отразить поступление от участников за право участия в конкурсе? Какой (закрывающий) документ надо выписать участнику? 4. Каким документом отразить выдачу денежных призов (скорее всего, будет перечисление на счет участника (ООО))? 5. Каким документом отразить выдачу материальных призов (допустим, техника или сертификаты на услуги)? 6. Как отразить данную операцию в КУДиР? Уменьшает ли данная операция УСН?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В доходах организатора конкурса учитываются в общем порядке (как доход от оказания услуг за плату):

  • спонсорские взносы;
  • организационные (регистрационные) взносы от участников.

В расходах могут быть учтены затраты, связанные с подготовкой и проведением конкурса, а также призы, выдаваемые победителям конкурса при условии, что данное мероприятие может быть квалифицировано как реклама товаров, работ, услуг самого его организатора. Подробнее о признании конкурса как мероприятия рекламного характера описано далее (раздел "Расходы").

В рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, документальным подтверждением расходов как рекламных могут служить:

  • приказ (распоряжение) руководителя на проведение в рекламных целях конкурса, направленного на привлечение внимания к организации и ее товарам (работам, услугам);
  • смета мероприятия (конкурса) с указанием доходной части (в виде спонсорской помощи и взносов от конкурсантов) и расходной части (включая расходы на формирование призового фонда);
  • документы, подтверждающие осуществление расходов, связанных с подготовкой и проведением конкурса (в т.ч. приобретение сертификатов и иных призов);
  • документы, подтверждающие выдачу призов;
  • отчеты ответственных лиц об итогах проведения конкурса (целесообразно к подтверждающим документам приложить фото рекламы (информации о проведении конкурса) и фото завершения конкурса (вручения призов)).

Порядок документального оформления операций, связанных с организацией мероприятия, предполагающего привлечение спонсоров и участников (при условии уплаты организационного взноса) не установлен.

В рассматриваемой ситуации организатор конкурса:

1) получает денежные средства от спонсоров по договору об оказании спонсорской помощи. Данный вид поступлений квалифицируется как оказание рекламных услуг спонсору и отражается в доходах организатора конкурса. После завершения мероприятия (конкурса) или после завершения отдельного этапа подготовки и проведения конкурса (в зависимости от условий договора, условий для спонсоров) оказанные услуги оформляются актом (если его составление предусмотрено договором) и/или отчетами о расходовании спонсорской помощи и о видах и местах размещения рекламы Спонсора;

2) получает организационные (регистрационные) взносы от участников конкурса. Данный вид поступлений квалифицируется как плата за участие в мероприятии, организатором которого является организация. Оформляется организатором конкурса как обычное поступление денежных средств (ККТ не применяется, т.к. отсутствуют "расчеты") и подтверждается (как основание для квалификации поступивших средств) документом, предусмотренным условиями конкурса, например заявкой на участие в конкурсе и/или договором об участии в конкурсе. Для участника конкурса указанные документы (заявка на участие в конкурсе, подтвержденная организатором (например, "Принято "Дата, время". Подпись уполномоченного сотрудника организатора конкурса") и/или договор об участии в конкурсе) является подтверждением цели перечисления оргвзноса;

3) выдает призы в денежной и материальной форме.

Порядок оформления операции по выдаче призов не установлен, поэтому, помимо обязательных документов (например, кассовых), могут использоваться документы, утвержденные самим организатором конкурса, например:

  • протокол конкурсной комиссии об определении победителей, акт вручения приза или расписка о получении приза (с указанием наименования победителя и данных физлица - представителя организации-победителя);
  • расходный кассовый ордер, накладная на передачу сертификата или материального приза - оформляемые при выдаче денежных средств и материальных призов сотруднику, ответственному за организацию протокольного (торжественного) мероприятия выдачи призов. Указанный сотрудник после завершения процедуры награждения оформляет авансовый отчет, подтверждающий выполнение поручения о передаче призов победителям. 

Обоснование позиции:

Отношения между сторонами в данном случае регулируются главой 57 ГК РФ "Публичный конкурс" (в части взаимоотношений с участниками), а также Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (в части взаимоотношений со спонсорами мероприятия, а также в части самой подготовки и организации конкурса как мероприятия рекламного характера).

Возможность получения вознаграждения (приза) по итогам конкурса связана с необходимостью выполнения определенного задания, предусмотренного условиями конкурса (п. 1 ст. 1057, п. 4 ст. 1057 ГК РФ). Поэтому отношения, возникающие между организатором и победителем конкурса в связи с выплатой последнему предусмотренного условиями конкурса вознаграждения (приза), не могут квалифицироваться как дарение, поскольку при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением (абзац 2 п. 1 ст. 572 ГК РФ).

В соответствии с п. 9 ст. 3 Закона N 38-ФЗ спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

Спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре (п. 10 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).

Следовательно, спонсорскую помощь возможно рассматривать в качестве платы за спонсорскую рекламу. В этом случае спонсор и спонсируемый признаются соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.

В рассматриваемой ситуации организатор конкурса:

  • получает денежные средства от спонсоров по договору об оказании спонсорской помощи;
  • получает организационные (регистрационные) взносы от участников конкурса;
  • выплачивает призы в денежной и материальной форме. 

Налоговый учет и документальное оформление 

Налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы вправе учитывать расходы, предусмотренные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). 

Доходы 

Учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пп. 1 и 2 ст. 248 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ), - доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые согласно ст. 249 и 250 НК РФ.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

К внереализационным доходам относятся, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или безвозмездно полученных имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

Закрытый перечень доходов, которые не включаются в налоговую базу на УСН, приведен в п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. В частности, это доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, где содержится исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Доход в виде спонсорского взноса в указанном перечне не поименован.

Таким образом, спонсорский взнос, полученный организацией по договору о спонсорской рекламе, признается платой за услуги организатора конкурса и, соответственно, учитывается при определении налоговой базы на УСН у спонсируемой организации как доход от оказания услуг за плату (письма Минфина России от 26.03.2018 N 03-03-06/3/18929, от 09.01.2017 N 03-03-06/3/80029, от 17.01.2013 N 03-03-06/4/5, УФНС России по г. Москве от 30.10.2006 N 20-12/95217). Спонсорский взнос признается платой за спонсорскую рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно - рекламодателем и рекламораспространителем (письмо ФНС России от 18.04.2005 N 03-1-04/635/10).

В качестве неучитываемых при налогообложении доходов в п. 2 ст. 251 НК РФ предусмотрены целевые поступления, а в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ - средства в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Однако приведенный в них перечень целевых поступлений является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Поступления в виде организационного (регистрационного) взноса, получаемого коммерческой организацией - организатором конкурса (мероприятия), под освобождение не подпадают*(1).

Таким образом, в доходах организатора конкурса учитываются в общем порядке (как доходы от оказания услуг за плату):

  • спонсорские взносы;
  • организационные (регистрационные) взносы от участников.

Исходя из п. 1 ст. 346.17 НК РФ указанные поступления учитываются в доходах на УСН в момент поступления денег или при получении другого имущества. Документом, подтверждающим поступление средств, является банковская выписка. Квалификация поступления как дохода осуществляется на основании:

  • для спонсорской помощи - договора об оказании спонсорской помощи;
  • для взносов от конкурсантов - документа, предусмотренного условиями конкурса: заявка на участие в конкурсе и/или договор об участии в конкурсе.

Поступления отражаются в Книге учета доходов и расходов в разделе I "Доходы и расходы" в графе 4 "Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы". 

Расходы 

В общем случае организатор конкурса может учесть расходы, понесенные в связи с проведением мероприятия, в налоговом учете, но при условии, что они удовлетворяют критериям, установленным в ст. 252 НК РФ (экономическая обоснованность и направленность на получение дохода).

Связь расходов с деятельностью, направленной на получение доходов (в виде спонсорской помощи и организационных взносов), подтверждается сметой мероприятия.

В то же время перечень расходов, содержащийся в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит. Расходы, не поименованные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются (письма Минфина России от 07.04.2016 N 03-11-06/2/19835, от 07.05.2015 N 03-11-03/2/26501, от 24.10.2014 N 03-11-06/2/53908, от 01.09.2014 N 03-11-06/2/43627, от 28.10.2013 N 03-11-11/45487 и др.).

1. Так, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ могут учитываться расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания. Данные расходы принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 264 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ)*(2).

Однако квалификация информации о конкурсе как рекламы зависит от совокупности направленности и содержания сути сведений, приведенных в такой информации. Если информация отвечает признакам рекламы, формирует интерес у неопределенного круга лиц, соответственно, такая информация является рекламой и подпадает под регулирование Закона N 38-ФЗ (письмо Минфина России от 18.03.2019 N 03-03-06/1/17847).

Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).

Считаем, что для квалификации затрат, понесенных организацией в процессе подготовки и проведения конкурса, в качестве рекламных необходимо одновременное выполнение следующих условий:

  • затраты должны быть произведены с целью привлечения внимания к организации, формирования или поддержания интереса к ней, продвижения на рынке оказываемых организацией услуг, выполняемых работ, реализуемых товаров;
  • реклама должна быть направлена на неопределенный круг лиц.

В случае проведения конкурса как мероприятия, направленного на информирование неопределенного круга лиц об организаторе этого конкурса, о его товарах, работах, услугах, полагаем, что затраты, связанные с проведением конкурса, могут быть учтены как расходы на рекламу.

При этом в указанные расходы включаются также расходы на выплату призов и расходы на приобретение сертификатов и материальных призов, выдаваемых победителям конкурса. Такие расходы могут быть отнесены к нормируемым расходам на рекламу.

Отметим, что НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые налогоплательщик должен оформить для подтверждения осуществленных расходов, что позволяет преодолевать неоправданные ограничения налогоплательщиков в возможности выбора способов доказывания осуществленных хозяйственных операций для целей налогообложения (определение КС РФ от 24.09.2012 N 1543-О).

В рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, документальным подтверждением рекламных расходов могут служить:

  • приказ (распоряжение) руководителя о проведении в рекламных целях конкурса, направленного на привлечение внимания к организации и ее товарам (работам, услугам);
  • смета мероприятия (конкурса) с указанием доходной части (в виде спонсорской помощи и взносов от конкурсантов) и расходной части (включая призовой фонд);
  • документы, подтверждающие осуществление расходов, связанных с проведением конкурса (в т.ч. приобретение сертификатов);
  • документы, подтверждающие выдачу призов. Отметим, что порядок оформления операции по выдаче призов не установлен, поэтому могут использоваться документы, утвержденные самим организатором конкурса (протокол конкурсной комиссии об определении победителей, акт вручения приза (с указанием победителя (представителя организации-победителя), расходный кассовый ордер, авансовый отчет - при выплате денежного приза сотруднику организации, который уполномочен на вручение призов (ККТ не применяется, поскольку операция не соответствует понятию "расчеты");
  • отчеты ответственных лиц об итогах проведения конкурса (целесообразно к подтверждающим документам приложить фото рекламы (информации о проведении конкурса) и фото завершения конкурса (вручения призов)).

2. В случае если проведение конкурса нельзя признать в качестве мероприятия, направленного на рекламу самого организатора конкурса, то могут быть учтены затраты, связанные с оказанием услуг по договору об оказании спонсорской помощи.

Оказанные спонсору услуги оформляются актом об оказании услуг (если его составление предусмотрено договором) и/или отчетами о расходовании спонсорской помощи и о видах и местах размещения рекламы Спонсора.

В таком случае могут быть учтены расходы в виде стоимости услуг, работ третьих лиц (печать и распространение буклетов и иных материалов (в т.ч. в Интернете), содержащих информацию о конкурсе и его спонсорах).

Однако в силу п. 2 ст. 346.16 НК РФ и п. 16 ст. 270 НК РФ не могут быть учтены в расходах призы, передаваемые победителям конкурса - как расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей. Смотрите, например, письмо УФНС по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.04.2008 N Ф04-2062/2008(2718-А45-26), в котором суд и налоговый орган исходили из того, что если передача призов и подарков не отвечает признакам рекламы, то подлежит применению п. 16 ст. 270 НК РФ.

3. Расходами налогоплательщиков, применяющих УСН, признаются затраты после их фактической оплаты (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Материальные расходы учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения (смотрите письмо Минфина России от 18.01.2010 N 03-11-11/03).

Расходы, квалифицированные как рекламные или как расходы, связанные с оказанием услуг спонсорам, отражаются в графе 5 раздела I "Доходы и расходы". 

Бухгалтерский учет 

В рассматриваемом случае применяются общие правила учета доходов и расходов, установленные ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации".

Расходы на проведение конкурса следует отнести к расходам по обычным видам деятельности на основании пп. 5, 16 ПБУ 10/99.

Расходы, связанные с проведением мероприятия, в т.ч. расходы, связанные с выплатой денежных средств победителям конкурса, приобретением сертификатов, предназначенных для передачи победителям (расходы отражаются в смете мероприятия), накапливаются на счете 20 и списываются в дебет счета 90 при завершении мероприятия:

Дебет 20 Кредит 60, 70, 69 и т.д.

- учтены расходы на проведение мероприятия. 

Учет спонсорской помощи 

Если в договоре об оказании спонсорской помощи имеются обязательства получателя помощи осуществлять рекламу спонсора в виде размещения информации о спонсоре при проведении мероприятия, то полученная спонсорская помощь учитывается как аванс (п. 3 ПБУ 9/99), а после завершения мероприятия - как выручка (п. 12 ПБУ 9/99):

Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит счета 62, субсчет "Авансы полученные"

Дебет 62 Кредит 90-1

- отражена выручка от оказания рекламных услуг после завершения мероприятия (завершения этапа) и подписания акта об оказанных услугах (если это предусмотрено договором);

Дебет 62, субсчет "Авансы полученные" Кредит 62

- зачтена сумма аванса;

Дебет 90-2 Кредит 20

- списаны расходы на оказание рекламных услуг (в соответствии со сметой проведения мероприятия). 

Учет взносов от участников 

Можно рассматривать организационный взнос как компенсацию затрат организатора, связанных с проведением мероприятия (например, печать буклетов, информационных материалов, аренду помещений и транспорта, обед). При этом расчет суммы организационных взносов осуществляется в смете мероприятия. В таком случае учет взносов осуществляется в следующем порядке:

Дебет 51 (50) Кредит 76, субсчет "Расчеты с участниками конкурса"

- получен регистрационный взнос от участника конкурса;

Дебет 76, субсчет "Расчеты с участниками конкурса" Кредит 90, субсчет "Выручка"

- отражена выручка от оказания услуг по предоставлению права участвовать в конкурсе (регистрации);

Дебет 90-2 Кредит 20

- списаны расходы, связанные с организацией конкурса (в соответствии со сметой проведения мероприятия). 

Учет сертификатов 

Вопрос учета подарочных сертификатов законодательством не урегулирован*(3).

Налоговые органы и арбитражные суды, как правило, рассматривают оформление сертификата покупателю как способ подтверждения предварительной оплаты товаров (работ, услуг) (письма Минфина России от 25.04.2011 N 03-03-06/1/268, УФНС России по г. Москве от 22.10.2009 N 17-15/110609, от 04.08.2009 N 17-15/080428, определение ВС РФ от 25.12.2014 N 305-КГ14-1498, постановление ФАС Уральского округа от 03.03.2008 N Ф09-883/08-С1).

На основании ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", полагаем, что до момента передачи победителям конкурса подарочных сертификатов, дающих право на приобретение товаров (работ, услуг) на указанную в них сумму, их стоимость можно учитывать одним из следующих способов:

  • на счете 50, субсчет "Денежные документы";
  • на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" с одновременным отражением их количества и стоимости на забалансовом счете для обеспечения сохранности и контроля за движением приобретенных подарочных сертификатов.

Выбранный способ учета подарочных сертификатов следует отразить в учетной политике организации.

В случае, если учет сертификатов осуществляется на счете 50 "Касса", субсчет "Денежные документы", рассматриваемая ситуация может быть отражена следующими записями на счетах бухгалтерского учета:

Дебет 76 Кредит 51

- перечислены денежные средства в оплату стоимости подарочных сертификатов;

Дебет 50, субсчет "Денежные документы" Кредит 76

- оприходованы подарочные сертификаты в качестве денежных документов.

Выдача призов отражается как затраты, связанные с проведением мероприятия (в форме оценочного обязательства или без применения ПБУ 8/2010 - как расчеты с победителями конкурса). 

Учет формирования и выдачи призового фонда 

В соответствии с п. 4 ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (далее - ПБУ 8/2010) обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения признается оценочным обязательством.

Согласно п. 5 ПБУ 8/2010 оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:

  • у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать. В случае, когда у организации возникают сомнения в наличии такой обязанности, организация признает оценочное обязательство, если в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, чем нет, что обязанность существует;
  • уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;
  • величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

В рассматриваемой ситуации на дату публичного объявления о проведении конкурса у организации возникает обязанность по выдаче призов победителям указанного конкурса. В такой ситуации, на наш взгляд, организации, применяющей ПБУ 8/2010, следует на дату публичного объявления о проведении конкурса признать в учете оценочное обязательство в сумме расходов на выплату призового фонда.

Отметим, что организации, которые вправе использовать упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, могут не применять ПБУ 8/2010 и, следовательно, не признавать оценочные обязательства (п. 3 ПБУ 8/2010).

Таким образом, формирование призового фонда и выдача его победителям конкурса могут быть отражены в учете организации следующими записями:

а) в случае применения ПБУ 8/2010 и принятия решения о формировании оценочного обязательства:

Дебет 20 Кредит 96

- отражено оценочное обязательство в сумме расходов на выплату призового фонда;

Дебет 96 Кредит 76, субсчет "Расчеты с победителями конкурса"

- отражено использование резерва при вручении приза победителям;

Дебет 76, субсчет "Расчеты с победителями конкурса" Кредит 51 (50)

- вручены денежные призы;

Дебет 76, субсчет "Расчеты с победителями конкурса" Кредит 50, субсчет "Денежные документы"

- вручены сертификаты.

б) в случае неприменения ПБУ 8/2010 или принятия решения о том, что оценочное обязательство формироваться не будет:

Дебет 20 (91, субсчет "Прочие расходы") Кредит 76, субсчет "Расчеты с победителями конкурса"

- учтены в составе расходов затраты на выплату призового фонда;

Дебет 76, субсчет "Расчеты с победителями конкурса" Кредит 51 (50)

- вручены призы. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга 

Ответ прошел контроль качества 

31 июля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Смотрите, например, Вопрос: В каких случаях индивидуальная плата за участие в соревнованиях и обязательный вступительный взнос будут считаться целевым поступлением и не будут облагаться налогом? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2022 г.)

*(2) Расходы на рекламу делятся на ненормируемые и нормируемые (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Список ненормируемых рекламных расходов является закрытым. Данные расходы признаются налогоплательщиком в размере фактических затрат. К таким расходам могут относится в данном случае:

1) распространение рекламы через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

2) размещение световой и иной наружной рекламы, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

3) изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации. Сюда же относятся затраты на буклеты, лифлеты, флаерсы и т.п. (смотрите письма Минфина России от 21.05.2010 N 03-03-06/2/93, от 06.12.2006 N 03-03-04/2/254, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152).

Нормируемые затраты на рекламу для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Это расходы на:

  • приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний (смотрите также письмо Минфина России от 13.05.2016 N 03-04-06/27433);
  • иные виды рекламы, не указанные в предыдущих пунктах.

Перечень нормируемых рекламных расходов является открытым, и при исчислении налога на прибыль в составе рекламных расходов могут учитываться соответствующие понятию расходов на рекламу затраты, которые прямо в НК РФ не указаны.

Если фактические рекламные расходы организации превышают установленный законодательством предел, то для целей налогообложения прибыли сверхнормативные рекламные расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются согласно п. 44 ст. 270 НК РФ.

*(3) Смотрите Энциклопедию решений. Налогообложение и бухгалтерский учет предоплаченных (подарочных) карт и сертификатов.