Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение На какие налоговые льготы вправе претендовать организации, которые зарегистрированы в г. Смоленске, являются субъектами малого или среднего предпринимательства и планируют построить объект по обработке твердых коммунальных отходов?

На какие налоговые льготы вправе претендовать организации, которые зарегистрированы в г. Смоленске, являются субъектами малого или среднего предпринимательства и планируют построить объект по обработке твердых коммунальных отходов?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Налоговые преференции, имеющие отношение к операциям по обращению с твердыми коммунальными отходами, описаны ниже. Но специальных налоговых льгот для организаций, занимающихся именно строительством предприятий по обработке и обращению с отходами, нами не обнаружено. 

Обоснование позиции:

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

 НДС 

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС, перечислены в ст. 149 НК РФ.

Так, подп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ предусматривает, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Разъясняя применение данной нормы, представители финансового ведомства отмечают, что осуществляемые региональным оператором на основании договоров об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных в соответствии с положениями п. 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, состоящие в том числе из услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, освобождаются от обложения НДС при установлении органом регулирования тарифов вводимого с 1 января 2020 года предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС. При этом региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, который с 1 января 2020 года применяет освобождение от обложения НДС в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязан применять такое освобождение в течение пяти последовательных календарных лет начиная с 2020 года вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом НДС в течение указанного периода (смотрите письма Минфина России от 25.01.2021 N 03-07-07/4025, от 19.08.2020 N 03-07-07/72871, от 14.01.2020 N 03-07-07/750). 

Налог на прибыль 

1. В силу п. 1 ст. 286.1 НК РФ законами субъектов РФ в порядке, предусмотренном ст. 286.1 НК РФ, может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов РФ и исчисленные им в качестве налогоплательщика в соответствии со ст. 286 и 288 НК РФ по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, на установленный ст. 286.1 НК РФ инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, которые установлены данной статьей (смотрите также материал: Энциклопедия решений. Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль).

Подпунктом 2 ч. 1 ст. 2 закона Смоленской области от 30.04.2020 N 29-з "Об инвестиционном налоговом вычете по налогу на прибыль организаций на территории Смоленской области" определено, что право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении расходов налогоплательщика, указанных в подп. 1 и 2 п. 2 ст. 286.1 НК РФ, применительно к объектам основных средств, относящимся к организациям или обособленным подразделениям организаций, расположенным на территории Смоленской области, предоставляется в том числе налогоплательщикам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства.

2. Глава 25 НК РФ предусматривает льготную налоговую ставку для организаций, которым присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Законом N 89-ФЗ. В случае принятия субъектом РФ такого решения налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере ноль процентов (п. 1.12 ст. 284 НК РФ).

В результате если законами субъектов РФ установлена налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, в размере ноль процентов, то в этом случае налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, также устанавливается в размере ноль процентов.

Часть 3 ст. 3 закона Смоленской области от 30.11.2011 N 114-з "О налоговых льготах" (далее - Закон N 114-з) предусматривает, что в 2023-2025 годах организациям, которым присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Законом N 89-ФЗ, ставка налога на прибыль установлена в размере ноль процентов в части налога, подлежащего зачислению в областной бюджет. Указанная налоговая ставка применяется к прибыли регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от деятельности в рамках договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Соответственно, и налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, для таких организаций в 2023-2025 годах также устанавливается в размере ноль процентов.

3. Налоговые льготы по налогу на прибыль предусмотрены НК РФ также для организаций - участниц региональных инвестиционных проектов (далее - РИП).

Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками - участниками РИП, включенными в реестр участников РИП, определены в ст. 284.3 НК РФ. Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками - участниками РИП, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов, установлены ст. 284.3-1 НК РФ.

Указанные организации применяют налоговую ставку по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере ноль процентов в порядке, установленном п. 2 ст. 284.3, п. 2 ст. 284.3-1 НК РФ (пп. 1.5, 1.5-1 ст. 284 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 05.04.2023 N 03-03-06/1/30145).

Кроме того, на основании п. 3 ст. 284.3, п. 3 ст. 284.3-1 НК РФ размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ, может быть установлен законом соответствующего субъекта РФ в пониженном размере.

Для организаций - участников региональных инвестиционных проектов, реализуемых на территории Смоленской области, ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, установлена в размере десяти процентов (ч. 1 ст. 2 закона Смоленской области от 24.11.2022 N 142-з, далее - Закон N 142-з).

Дополнительные условия для применения пониженной ставки определены в ст. 3 Закона N 142-з.

Получение статуса участника РИП разъясняется в ст. 25.9, 25.11 НК РФ. 

УСН 

Законами Смоленской области от 14.11.2019 N 113-з, от 30.11.2016 N 122-з установлены пониженные ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Однако деятельность, перечисленная в разделе E "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014, в указанных выше законах не поименована. 

Региональные и местные налоги 

В части транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога законодательство Смоленской области налоговых льгот для указанных в вопросе организаций не содержит.

В то же время, исходя из ч. 1 ст. 3.1 Закона N 114-з, налоговые льготы по налогу на имущество и транспортному налогу, предусмотренные данным законом, предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства. 

Страховые взносы 

Пониженные тарифы страховых взносов установлены в ст. 427 НК РФ.

Так, подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ указывает, что пониженные тарифы страховых взносов установлены для организаций, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с ОКВЭД) которых является, в частности, сбор, обработка и утилизация отходов, обработка вторичного сырья.

Однако возможность применения пониженных тарифов в настоящее время данными организациями отсутствует (норма действовала до 1 января 2019 года (смотрите материал: Энциклопедия решений. Пониженные тарифы страховых взносов на 2017-2018 годы для плательщиков на УСН (льгота по ОКВЭД)).

Вместе с тем есть льготные тарифы взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства (подп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ, смотрите также материал: Энциклопедия решений. Пониженные тарифы страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл 

Ответ прошел контроль качества 

13 июля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.