Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2022 года N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации с 1 июля 2023 года сахаросодержащие напитки признаются подакцизными товарами. Отразятся ли и как данные изменения на продаже товаров в магазинах? Появились ли в связи с этим или запланированы (законопроекты) ли ограничения при продаже данных товаров, изменения в налогообложении и прочие негативные последствия для магазинов (юридических лиц, оптовых покупателей, сетевых магазинов), или эти изменения затронут исключительно формирование цены товара? Будут ли внесены изменения на ввоз и продажу импортного товара данной категории?

Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2022 года N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации с 1 июля 2023 года сахаросодержащие напитки признаются подакцизными товарами. Отразятся ли и как данные изменения на продаже товаров в магазинах? Появились ли в связи с этим или запланированы (законопроекты) ли ограничения при продаже данных товаров, изменения в налогообложении и прочие негативные последствия для магазинов (юридических лиц, оптовых покупателей, сетевых магазинов), или эти изменения затронут исключительно формирование цены товара? Будут ли внесены изменения на ввоз и продажу импортного товара данной категории?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Акциз должны уплачивать производители сахаросодержащих напитков при реализации этой продукции, а также импортеры - при их ввозе на территорию РФ (но при дальнейшей продаже товара на территории РФ акциз они не уплачивают, а акциз, уплаченный при ввозе товара, включают в стоимость ввезенного товара).

Акциз исчисляется по ставке семь рублей за литр. Сумма акциза будет предъявляться покупателю сахаросодержащих напитков (отметим, что НДС начисляется на стоимость товара с учетом акциза).

Организация, осуществляющая только реализацию подакцизных товаров (как розничную, так и оптовую) и не являющаяся его производителем, импортером, плательщиком акцизов не признается и, соответственно, акциз не уплачивает, покупателям в УПД, счетах-фактурах не предъявляет, декларации не представляет.

Сумму акциза, предъявленную поставщиком (производителем сахаросодержащих напитков), покупатель включает в себестоимость товара (и в дальнейшем не выделяет ни в чеках, ни в первичных документах).

Таким образом, включение сахаросодержащих напитков в перечень подакцизных товаров может увеличить их стоимость для конечного покупателя (как минимум, на 7 руб./литр, при этом налогооблагаемая база по НДС учитывает эту сумму).

Не повлияет включение сахаросодержащих напитков в подакцизные товары на возможность применения специальных систем налогообложения (ЕСХН, УСН, ПСН и т.д.).

Планируется включение безалкогольных напитков, в т.ч. содержащих добавки сахара, в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке. В настоящее время проводится эксперимент (по август 2023 (в проекте - по февраль 2024 г.)) по маркировке этих напитков с добровольным участием.

Иные предложения, проекты законодательных актов об ограничении ввоза, реализации и употребления сахаросодержащих напитков не обнаружены. В некоторых субъектах РФ установлен запрет на розничную продажу безалкогольных тонизирующих напитков несовершеннолетним. 

Обоснование вывода:

С 01.07.2023*(1) подакцизными товарами признаются сахаросодержащие напитки (подп. 23 п. 1 статьи 181 НК РФ).

Если напитки соответствуют критериям отнесения к сахаросодержащим, указанным в подпункте 23 п. 1 ст. 181 НК РФ, то такие напитки признаются подакцизными товарами*(2).

Отметим, что положения главы 22 "Акцизы" НК РФ не содержат конкретных указаний по порядку подтверждения характеристик товара с целью отнесения его к подакцизным. Согласно п. 1 части 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 881, маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать информацию, в частности, о составе пищевой продукции и о показателях пищевой ценности пищевой продукции.

Налогоплательщиками акцизов при совершении операций с подакцизными товарами (сахаросодержащими напитками) являются (подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ):

- производители подакцизных товаров. К производству приравниваются, в частности, любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого статьей 193 НК РФ установлена ставка акциза в размере, превышающем ставки акциза на товары, использованные в качестве сырья (материала). То есть ситуация, когда один или несколько исходных компонентов до смешения не являлись подакцизными товарами (либо в отношении которых установлены более низкие ставки акциза), но после смешения изменили свойства и приобрели характеристики подакцизного товара или товара с более высокой ставкой акциза (п. 3 ст. 182 НК РФ)*(3);

  • импортеры подакцизных товаров (подп. 13 п. 1 ст. 182 НК РФ)*(4);
  • лица, осуществляющие продажу конфискованных подакцизных товаров*(5).

Такие лица исчисляют сумму акциза как произведение налоговой ставки и объема реализованных (переданных) или ввезенных подакцизных товаров (п. 1 ст. 194 НК РФ). Ставка акциза - 7 рублей за литр (подп. 40 п. 1 ст. 193 НК РФ).

Налогоплательщик, осуществляющий операции, признаваемые объектом налогообложения, обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров соответствующую сумму акциза (п. 1 ст. 198 НК РФ). Отметим, что налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров определяется как стоимость этих товаров с учетом акцизов (п. 1 ст. 154 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ).

Налогоплательщик в расчетных документах, в том числе в первичных учетных документах и счетах-фактурах, соответствующую сумму акциза должен выделять отдельной строкой (п. 2 ст. 198 НК РФ)

Таким образом, организация, осуществляющая только реализацию сахаросодержащих напитков (как розничную, так и оптовую) и не являющаяся производителем, импортером данной продукции, плательщиком акцизов не признается (п. 2 ст. 179 НК РФ, п. 1 ст. 182 НК РФ).

Сумму акциза, предъявленную ей поставщиком-налогоплательщиком или уплаченную ею при ввозе сахаросодержащих напитков, организация учитывает в стоимости приобретенных подакцизных товаров (п. 2 ст. 254 НК РФ с учетом п. 2 ст. 199 и п. 3 ст. 199 НК РФ, подп. "б" и "е" п. 11 ФСБУ 5/2019). Смотрите также письма Минфина России от 30.10.2020 N 03-13-05/94804, от 25.11.2020 N 03-13-05/102566, от 18.10.2017 N 03-13-06/67869, от 13.03.2017 N 03-13-05/13886.

В дальнейшем, при перепродаже подакцизных товаров, такая организация (а также импортеры) акциз не исчисляет и покупателю не предъявляет (ст. 198 НК РФ, смотрит также письмо Минфина России от 11.03.2009 N 03-07-06/15).

При реализации (передаче) подакцизных товаров в розницу сумма акциза включается в цену указанного товара и в чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма акциза не выделяется (п. 4 ст. 198 НК РФ). 

Влияние на иные сферы налогообложения 

Не повлияет включение сахаросодержащих напитков в подакцизные товары:

  • на возможность применять ЕСХН, УСН (и АУСН), ПСН и налог на профессиональный доход (подп. 2 п. 6 ст. 346.2, подп. 8 п. 3 ст. 346.12, подп. 2 п. 6 ст. 346.43 НК РФ, п. 9 части 2 ст. 3 Федерального закона от 25.02.2022 N 17-ФЗ, п. 1 части 2 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ дополнены соответствующими уточнениями в части подакцизных товаров);
  • на возможность продажи их через вендинговые аппараты без выдачи кассового чека (при условии выполнения некоторых требований) (подп. 2 пункта 5.1 статьи 1.2 Закона о применении ККТ дополнен соответствующим уточнением).

Как указывалось выше, покупатель подакцизного товара (приобретенного для целей, не связанных с производством иной подакцизной продукции) сумму акциза, предъявленного ему налогоплательщиками, учитывает в стоимости товара (которая относится на расходы в общем порядке). 

Маркировка 

В целях недопущения нелегальной продукции на рынке планируется ввести обязательную маркировку сахаросодержащих напитков (по аналогии с молочной продукцией, водой и т.п.).

С 1 июня по 31 августа 2023 года (предложен новый срок - по 1 февраля 2024 г.*(6)) проходит эксперимент по маркировке и прослеживанию безалкогольных напитков в системе маркировки "Честный знак".

Перечень отдельных видов безалкогольных напитков, в том числе с соком, и соков, подлежащих маркировке средствами идентификации, утвержден постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 N 858, вступает в силу с 7 июня 2023 г.).

Участники оборота безалкогольных напитков, операторы электронного документооборота и операторы фискальных данных участвуют в эксперименте на добровольной основе. После завершения эксперимента возможно внедрение обязательной маркировки этих товаров. Это потребует от участников оборота (производители, импортеры безалкогольных напитков, организации оптовой и розничной торговли, организации, оказывающие услуги общественного питания) выполнения требований, связанных с оборотом маркированных товаров, в частности:

  • регистрация в системе "Честный знак";
  • осуществление документооборота с поставщиками и покупателями через ЭДО;
  • приобретение оборудования для нанесения и считывания кодов маркировки и передачи сведений о розничной реализации товара путем передачи сведений, формируемых ККТ, через ОФД.

Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Обязательная маркировка товаров: действующие системы контроля, пилотные проекты. 

Ограничения 

Предложения, проекты законодательных актов об ограничении ввоза, реализации и употребления сахаросодержащих напитков не обнаружены. Отметим, что в некоторых субъектах РФ установлен запрет на розничную продажу безалкогольных тонизирующих напитков (безалкогольные напитки, содержащие кофеин и/или другие тонизирующие компоненты в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека) несовершеннолетним (смотрите Справку об ограничении продажи алкоголя и энергетиков). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга 

Ответ прошел контроль качества 

2 июня 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Для налогоплательщиков, включенных по состоянию на 1 октября 2022 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, обязанность по уплате указанного акциза вводится с 1 октября 2023 года.

*(2) Сахаросодержащими напитками признаются упакованные в потребительскую упаковку, изготовленные с использованием питьевой или минеральной воды напитки, в состав которых в качестве компонентов входят сахар (глюкоза, фруктоза, сахароза, декстроза, мальтоза, лактоза), и (или) сироп с сахаром, и (или) мед и количество углеводов в пищевой ценности которых составляет более 5 граммов на 100 мл напитка.

При этом объемная доля этилового спирта в указанных напитках не должна превышать 1,2% включительно (подп. 23 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Не признаются сахаросодержащими напитками (п. 3 ст. 181 НК РФ):

1) специализированная пищевая продукция, прошедшая государственную регистрацию специализированной пищевой продукции в соответствии с правом Евразийского экономического союза, обогащенная пищевая продукция, за исключением тонизирующих напитков и напитков, в состав которых в качестве компонента входит двуокись углерода;

2) алкогольная продукция, указанная в подп. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ, виноградное, пивное, плодовое, медовое и иное сусло, плодовые сброженные материалы, квасы с содержанием этилового спирта до 1,2 процента включительно;

3) соки, сокосодержащие напитки, нектары, морсы, сиропы, молоко, молочная продукция, кисели и (или) напитки на растительной основе, произведенные из зерна злаковых, зернобобовых, масличных культур, орехов, кокоса и (или) продуктов их переработки, за исключением тонизирующих напитков и напитков, в состав которых в качестве компонента входит двуокись углерода.

*(3) Полностью п. 3 ст. 182 НК РФ (его редакция остается прежней): "В целях настоящей главы к производству приравниваются розлив алкогольной продукции и пива, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями технических регламентов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого статьей 193 настоящего Кодекса установлена ставка акциза в размере, превышающем ставки акциза на товары, использованные в качестве сырья (материала)".

Под понятие "производство", например, подпадает приобретение алкогольной продукции и последующий ее розлив в потребительскую тару, что признается завершением ее производства. Розлив представляет собой часть общего процесса производства алкогольной продукции, после которого она становится самостоятельным товаром с большей степенью обработки (постановления Президиума ВАС РФ от 15.08.1995 N 4685/95, от 12.03.1996 N 2024/95, от 16.04.1996 N 7563/95).

То есть, как видим, сахаросодержащие напитки не добавлены в фразу "розлив алкогольной продукции и пива, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров". Полагаем, что это является упущением законодателя, и не исключаем, что данная норма будет дополнена.

*(4) Акциз, как и НДС, уплачивается в составе таможенных платежей таможенному органу (при ввозе из третьих стран (подп. 1 п. 1 ст. 185 НК РФ, п. 1 ст. 46 ТК ЕАЭС)) или налоговому органу (кроме маркированной федеральными специальными марками) - при ввозе из стран ЕАЭС (п. 1 ст. 186 НК РФ, п. 27 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (п. 7 ст. 2, ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ)).

Дальнейшая реализация импортированной подакцизной продукции не признается объектной операцией. Соответственно, у импортера не возникает обязанности по исчислению и уплате акциза, а также представлению декларации (ст. 179, 182 НК РФ, письма Минфина России от 20.04.2015 N 03-07-06/22469, УФНС России по г. Москве от 06.03.2007 N 19-11/20447).

*(5) Продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность (подп. 6 п. 1 ст. 182 НК РФ).

*(6) Смотрите проект постановления Правительства Российской Федерации "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов безалкогольных напитков, в том числе с соком, и соков" (подготовлен Минпромторгом России 29.03.2023).