Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Какие льготы имеют и какие налоги платят собственники (организации на ОСН и УСН) объектов, признанных памятниками федерального, областного и местного значения в Саратовской области?

Какие льготы имеют и какие налоги платят собственники (организации на ОСН и УСН) объектов, признанных памятниками федерального, областного и местного значения в Саратовской области?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Порядок налогообложения и преференции по налогам для собственников памятников истории и культуры приведены ниже.

Обоснование позиции:

Налог на имущество

На основании подп. 1, 2 п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения налогом на имущество организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ (если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ), а также недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ (если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ).

Согласно подп. 4 п. 4 ст. 374 НК РФ не признаются объектами налогообложения объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов РФ федерального значения в установленном законодательством РФ порядке.

Исходя из ст. 4 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), объекты культурного наследия подразделяются на объекты культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения (смотрите письма ФНС России от 27.05.2020 N БС-4-21/8736@, Минфина России от 16.02.2018 N 03-05-05-01/9670).

Такие объекты должны быть включены в специальный Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, с которым можно ознакомиться, пройдя по ссылке: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn.

Обращаем внимание, что, по мнению финансового ведомства, если здание является объектом культурного наследия федерального значения, то и находящееся в этом здании помещение, учитываемое на балансе организации на праве собственности, не признается объектом обложения налогом на имущество организаций в силу подп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ (смотрите письмо Минфина России от 25.05.2016 N 03-05-05-01/29904).

Учитывая изложенное, считаем, что объекты культурного наследия федерального значения (памятники истории и культуры), находящиеся в собственности организаций, вне зависимости от применяемой такими организациями системы налогообложения, не признаются объектами налогообложения налогом на имущество.

Налог на имущество организаций является региональным (п. 3 ст. 12, ст. 14, ст. 372 НК РФ). Пунктом 2 ст. 372 НК РФ субъектам РФ дано право предусматривать свои налоговые льготы в дополнение к общему перечню, установленному ст. 381 НК РФ, и основания для их использования на региональном уровне.

Налог на имущество организаций на территории Саратовской области установлен Законом Саратовской области от 24.11.2003 N 73-ЗСО "О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций" (далее - Закон N 73-ЗСО).

Налоговые льготы по налогу определены в ст. 3 Закона N 73-ЗСО. Из закрытый перечень не предусматривает льгот в отношении памятников истории и культуры областного и местного значения.

Таким образом, памятники истории и культуры областного и местного значения могут освобождаться от налогообложения налогом на имущество только в соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ, т. е. в случае применения их собственниками УСН. Исключения составляют объекты недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. 

Земельный налог 

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в реестр, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и Законом N 73-ФЗ (ст. 5 Закона N 73-ФЗ).

В силу подп. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, не признаются объектом налогообложения.

Соответственно, в случае, если приобретенный земельный участок входит в территорию объекта археологического наследия, связан с ним функционально и является его неотъемлемой частью, то это дает предпосылки для исключения этого участка из объектов налогообложения.

Вместе с тем согласно п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые в т.ч. объектами археологического наследия. На основании чего и с учетом п. 2 ст. 27 НК РФ в постановлении АС Поволжского округа от 06.08.2015 N Ф06-26554/15 по делу N А55-25029/2014 сделан вывод, что находящиеся в частной собственности земельные участки не относятся к ограниченным в обороте и являются объектом обложения земельным налогом (в приведенном деле земельные участки были расположены в границах могильника - памятника археологии федерального значения).

Получается, что налогоплательщик лишен возможности применения нормы подп. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ в отношении приобретенного в собственность земельного участка, занятого памятниками истории и культуры. Других применимых в рассматриваемом случае льгот по земельному налогу нами не обнаружено. 

Иные налоги 

Как указано в подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Закона N 73-ФЗ, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.

Однако, как мы поняли, подобные работы организация, применяющая общую систему налогообложения, не реализует, поскольку памятник истории и культуры находится в ее собственности.

Следовательно, оснований для применения положений подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ в анализируемой ситуации у нее не имеется.

Что касается налога на прибыль и налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, то НК РФ, а также законодательные акты Саратовской области в части налогообложения не содержат преференций для собственников памятников истории и культуры. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества 

10 мая 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.