Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Если сдана налоговая декларация и уплачен налог на имущество за 2021 год 22.11.2022, то какие могут применить санкции?

Если сдана налоговая декларация и уплачен налог на имущество за 2021 год 22.11.2022, то какие могут применить санкции?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

За несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на имущество к организации могут применить штрафные санкции по п. 1 ст. 119 НК РФ в размере 5% от неуплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от суммы налога, подлежащей уплате по данным налоговой декларации.

Кроме того, нарушение установленного срока представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц организации в размере от 300 до 500 рублей.

Так как уплата налога на имущества за 2021 год произведена организацией позже (22.11.2022) установленного срока уплаты данного налога (не позднее 01.03.2022), то организации будут начислены пени за несвоевременную уплату налога (ст. 75 НК РФ). 

Обоснование позиции:

1. В силу п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Таким образом, закрепленная в п. 1 ст. 119 НК РФ налоговая санкция является дифференцированной. То есть установлены как низший, так и высший пределы размера штрафа - не менее 1000 рублей и не более 30 процентов от суммы налога, подлежащей уплате (доплате).

Какой предел будет применен налоговым органом, зависит от обстоятельств совершения правонарушения, а именно:

  • от периода просрочки налоговой декларации (расчета);
  • от суммы не уплаченного в установленный срок налога (страховых взносов) (постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 418/10, письмо ФНС России от 30.06.2017 N БС-4-11/12623@ (п. 1)).

В случае, когда сумма исчисленного штрафа не превышает минимальный размер штрафа, налоговый орган применяет низший предел размера штрафа (1000 рублей) (письмо Минфина России от 12.04.2012 N 03-02-08/39).

Фиксированная сумма штрафа в размере 1000 рублей взимается также в случае отсутствия негативных последствий для бюджета, что возможно при несвоевременном представлении:

  • "нулевой" декларации (расчета) или единой (упрощенной) налоговой декларации (письмо Минфина России от 04.10.2018 N 03-04-09/71324);
  • налоговой декларации, в которой сумма к уплате (доплате) отсутствует (составляет 0 рублей либо подлежит возмещению из бюджета) (письма Минфина России от 16.02.2015 N 03-02-08/6944, от 26.04.2021 N 03-02-11/31931, информация ФНС России от 02.07.2021);
  • налоговой декларации, по которой исчисленная сумма налога уплачена налогоплательщиком своевременно и полностью (письма Минфина России от 16.02.2015 N 03-02-08/6947, ФНС России от 09.11.2017 N ГД-4-11/22730@).

Таким образом, привлечение к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации (расчета) не исключается и в случае фактической уплаты налогоплательщиком налога (взносов) в установленный НК РФ срок (письмо Минфина России от 14.08.2015 N 03-02-08/47033).

К административной ответственности, как уже было указано выше, может быть привлечено только должностное лицо. Срок давности привлечения такого лица к административной ответственности составляет один год, исчисляемый со следующего дня после истечения установленного НК РФ срока подачи налоговой декларации (расчета) (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление Восьмого КСОЮ от 16.06.2021 по делу N 16-4321/2021).

2. В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Смотрите Энциклопедию решений. Расчет пеней по налогам, сборам, страховым взносам, Энциклопедию решений. Пеня за несвоевременную уплату налога, Калькулятор пеней по налогам, сборам, взносам, установленных Налоговым кодексом РФ, для организаций.

Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (п. 3 ст. 75 НК РФ). 

К сведению:

Так как уплата налога на имущества за 2021 год произведена организацией позже (22.11.2022) установленного срока уплаты данного налога (не позднее 01.03.2022), то организации будут начислены пени за несвоевременную уплату налога.

Отметим, что Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), в соответствии с п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), с 01.04.2022 на шесть месяцев был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Указанный мораторий на банкротство действует в отношении практически всех юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, вне зависимости от того, обладает ли должник признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет (п. 2 постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление N 44)).

В соответствии с п. 3 ст. 9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (абзац десятый п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).

Таким образом, по общему правилу не могут быть начислены и взысканы финансовые (пени) санкции с должников, на которых распространяется действие моратория, введенного Постановлением N 497, за период с 1 апреля до 1 октября 2022 года.

Однако это не исключает возможность кредитора потребовать в судебном порядке взыскания штрафных санкций и пени, начисленных за период действия моратория, и рассчитывать на удовлетворение его требований полностью или частично при условии эффективного доказывания того, что должник в действительности не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория (смотрите, например, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 N 01АП-21/22 по делу N А43-14826/2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021 N 06АП-4777/21 по делу N А73-19320/2020, п. 7 Постановление N 44). Смотрите также письмо ФНС России от 08.04.2022 N КЧ-4-18/4265@.

В отношении действия моратория на взыскание самого штрафа на несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на имущество отметим следующее.

Как разъяснено в п. 7 Постановления N 44, в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), неустойка (ст. 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (ст. 75 НК РФ), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подп. 2 п. 3 ст. 9.1, абзац десятый п. 1 ст. 63 Закона N 127-ФЗ). В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.

Но, как указано в вопросе, налоговая декларация по налогу на имущество за 2021 год представлена организацией 22.11.2022, то есть уже после 01.10.2022.

А, как указано выше, финансовые санкции не могут быть начислены и взысканы с должников, на которых распространяется действие моратория, введенного Постановлением N 497, за период с 1 апреля до 1 октября 2022 года.

Поэтому, если организация сошлется на мораторий и укажет на отсутствие оснований для уплаты уже именно штрафных санкций за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на имущество (22.11.2022), то полагаем, что с большой долей вероятности ей будет отказано в этом, так штрафные санкции данного вида предъявлены организации налоговым органом уже после истечения срока действия моратория.

Также сообщаем к сведению: налоговые санкции не применяются в отношении мобилизованного лица и организации в период прохождения соответствующим мобилизованным лицом военной службы по мобилизации в ВС РФ и до 28-го числа включительно 3-го месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации или увольнения соответствующего мобилизованного лица с военной службы, за налоговые правонарушения, совершенные в приведенный период (подп. "а" п. 6 постановления Правительства РФ от 22.10.2022 N 1874).

Также рекомендуем организации подать в налоговый орган ходатайство о снижении сумм штрафных санкций за несвоевременное представление налоговой декларации (ст. 112 НК РФ; п. 3 ст. 114 НК РФ). 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Энциклопедия решений. Ответственность за непредставление налоговой декларации (расчета по страховым взносам) (п. 1 ст. 119 НК РФ) (март 2023);
  • Энциклопедия решений. Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (март 2023);
  • Энциклопедия решений. Начисление неустойки (штрафов, пени) и иных финансовых санкций за период моратория на банкротство (март 2023);
  • Вопрос: На какие организации распространяется мораторий на возбуждение дел о банкротстве? Может ли налоговая начислить пени в период моратория за неуплату налога? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2022 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шайхутдинов Газинур 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена 

17 марта 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.