Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация планирует во время участия в специализированной выставке провести рекламную акцию среди посетителей с раздачей термокружек и сумок-шоперов, с размещенными на них торговым знаком организации и адресом сайта. Можно ли учесть данные рекламные затраты в целях налогообложения прибыли?

Организация планирует во время участия в специализированной выставке провести рекламную акцию среди посетителей с раздачей термокружек и сумок-шоперов, с размещенными на них торговым знаком организации и адресом сайта. Можно ли учесть данные рекламные затраты в целях налогообложения прибыли?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на участие в выставке для целей налогообложения прибыли можно учесть в полном объеме. Иные расходы, в том числе расходы на покупку сувениров (термокружек и сумок), можно учесть в размере, не превышающем один процент выручки от реализации.

Обоснование вывода:
Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03. 2006 N 38-ФЗ "О рекламе", далее - Закон N 38-ФЗ).
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 30.10.2006 N АК/18658 под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
В данном случае на передаваемые посетителям выставки товары (термокружки и сумки) нанесен товарный знак и адрес сайта организации, при этом посетители выставки не могут быть заранее определены. Таким образом, согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на приобретение данных товаров могут быть признаны нормируемыми расходами на рекламу (письмо Минфина России от 08.02.2022 N 03-03-06/1/8218). Для целей налогообложения такие расходы признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (п. 4 ст. 264 НК РФ). Сверхнормативные расходы на рекламу, которые не были учтены при исчислении налога на прибыль в одном отчетном периоде, могут быть учтены в последующих отчетных периодах календарного года (смотрите Энциклопедию решений. Учет расходов на рекламу).
Положения Закона N 38-ФЗ не устанавливают каких-либо ограничений для способов распространения рекламы. Факт передачи товаров с символикой организации сам по себе удовлетворяет признакам рекламы, указанным в Законе N 38-ФЗ, независимо от того, при каких обстоятельствах осуществлялось распространение такой рекламной продукции (подробнее смотрите в материале: Расходы на подарки с логотипом: как избежать ошибок в налоговом учете (прибыль и НДС) (С. Егоров, АКГ "ПРАВОВЕСТ Аудит", декабрь 2021 г.)).
При этом расходы на участие в выставках (абзац 4 п. 4 ст. 264 НК РФ) относятся на расходы в полном объеме (письмо Минфина России от 06.04.2021 N 03-03-06/1/25182).
К расходам на участие в выставках, ярмарках, экспозициях следует относить расходы по уплате вступительных взносов, разрешений и т.п. расходы для участия в подобных выставках (письмо Управления МНС по г. Москве от 19.11.2004 N 26-12/74944). К таким расходам можно отнести также арендные платежи, которые организация производит за аренду выставочной площади и специального оборудования для этих целей (Вопрос: Признание в расходах налогоплательщиком на ЕСХН затрат на участие в выставках (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.)).
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (письмо Минфина России от 04.06.2018 N 03-03-06/1/38065).
В письме Минфина России от 01.10.2021 N 03-03-07/79764 указано, что порядок признания расходов на рекламу для целей исчисления налога на прибыль организаций является справедливым и обоснованным и не требует дополнительного регулирования.
Налоговый кодекс не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивая налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов. В свою очередь, подтверждением данных налогового учета на основании ст. 313 НК РФ являются первичные учетные документы (письмо Минфина России от 19.03.2019 N 03-03-06/1/17927).
Обязательные реквизиты первичного учетного документа приведены в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Для документального подтверждения факта осуществления рекламных расходов при передаче сувениров следует оформить расходные документы: требование-накладную на передачу сувениров работнику, ответственному за их распространение (например, по форме M-11) и отчет этого сотрудника о проделанной работе (смотрите материал: Расходы на подарки с логотипом: как избежать ошибок в налоговом учете (прибыль и НДС) (С. Егоров, АКГ "ПРАВОВЕСТ Аудит", декабрь 2021 г.)). Или можно оформить акт о списании материалов, составленный по форме, утвержденной учетной политикой организации.
Таким образом, документы оформляются в обычном порядке с обязательным указанием реквизитов первичного учетного документа.
Документальным подтверждением расходов на рекламу также могут являться:
- план проведения рекламной кампании на год (в котором будет планируемая выставка, с указанием на то, что на этой выставке планируется раздача сувенирной продукции в рекламных целях);
- список мероприятий, которые будут проведены в рамках рекламной кампании;
- смета расходов на проведение рекламных акций (с выделением статьи затрат на сувениры);
- приказ (распоряжение) руководителя организации о проведении мероприятия (рекламной акции) и назначении лиц, ответственных за определенные его этапы;
- отчет о проведении рекламной кампании, организованной собственными силами организации (включающий в себя отчет о количестве переданных в рекламных целях сувениров);
- накладная на приобретение сувенирной продукции;
- акт о списании материальных ценностей, использованных в рамках рекламной кампании;
- иные документы, подтверждающие факт несения расходов и их рекламный характер (акт выполненных работ по нанесению торгового знака и адреса сайта организации на товары и пр.).
По возможности в документах целесообразно указать на то, что информация распространяется среди неопределенного круга лиц. Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Учет расходов на рекламу.
В организации может быть разработано положение о рекламе, в котором предусмотрено вручение сувениров с символикой организации в целях поддержания положительного имиджа организации.
В учетной политике для целей налогообложения целесообразно закрепить конкретный перечень расходов, относящихся к рекламным, и порядок их документального подтверждения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Расходы на рекламу (в целях налогообложения прибыли);
- Вопрос: Организация приобрела сувенирную продукцию (ручки и блокноты стоимостью менее 100 руб. за штуку, книги стоимостью более 100 руб. за штуку). На часть сувениров нанесен логотип организации. Часть сувенирной продукции вручена контрагентам, приглашенным гостям в связи с празднованием юбилея предприятия, часть сувенирной продукции вручена своим сотрудникам. Каков порядок бухгалтерского и налогового учета? Необходимо ли облагать стоимость сувениров НДФЛ и НДС и начислять страховые взносы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.)
- Рекламная раздача товаров: о начислении, вычете и учете НДС в целях налоговых расходов (Н.Н. Луговая, журнал "НДС: проблемы и решения", N 12, декабрь 2021 г.);
- Крутякова Т.Л. Расходы в бухгалтерском и налоговом учёте (издание третье, перераб. и доп.). - "Издательство АйСи", 2019 г.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Школина Марина

Ответ прошел контроль качества

2 сентября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.