Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение В организации с августа меняется мажоритарный учредитель (более чем 50% долей). Мажоритарием становится юридическое лицо. В связи с этим организация не может применять УСН, и нужно перейти на общую систему налогообложения. С какого квартала нужно переходить на общую систему налогообложения? Нужно ли подавать уведомление в налоговую инспекцию и по какой форме? Нужно ли будет по окончании года сдавать налоговую декларацию по УСН? Какие отчеты нужно будет сдавать? Можно ли теперь сдавать баланс в упрощенной форме (микроорганизация, обязательному аудиту не подлежит, оказывает услуги, в том числе физическим лицам)?

В организации с августа меняется мажоритарный учредитель (более чем 50% долей). Мажоритарием становится юридическое лицо. В связи с этим организация не может применять УСН, и нужно перейти на общую систему налогообложения. С какого квартала нужно переходить на общую систему налогообложения? Нужно ли подавать уведомление в налоговую инспекцию и по какой форме? Нужно ли будет по окончании года сдавать налоговую декларацию по УСН? Какие отчеты нужно будет сдавать? Можно ли теперь сдавать баланс в упрощенной форме (микроорганизация, обязательному аудиту не подлежит, оказывает услуги, в том числе физическим лицам)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1) Организация считается перешедшей на ОСНО начиная с 3 квартала 2022 г. Об этом факте необходимо сообщить в налоговый орган по форме 26.2-2 "Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения".
2) Налоговая декларация по УСН представляется не позднее 25 октября 2022 года. В этот же срок необходимо уплатить налог по УСН.
3) Организация становится плательщиком налогов, от которых она была ранее освобождена - налога на прибыль, НДС, а также налога на имущество в части недвижимости, налоговая база по которому исчисляется как среднегодовая стоимость. Соответственно, обязана представлять по ним налоговые декларации:
- по НДС и налогу на прибыль начиная уже с 3 квартала 2022 г.;
- по налогу на имущество годовая декларация при наличии соответствующих объектов налогообложения.
4) Утрата права на УСН не лишает организацию права формировать бухгалтерскую отчетность в упрощенной форме.

Обоснование вывода:

Переход на ОСНО, уведомление налогового органа

Действительно, при применении УСН налогоплательщик обязан соблюдать ряд условий, при нарушении которых он утрачивает право на применение этого спецрежима. В их числе ограничение по структуре уставного капитала - доля участия других организаций в уставном капитале налогоплательщика не должна превышать 25% (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, письмо Минфина России от 13.01.2014 N 03-11-06/2/243)*(1).
Если в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие этому требованию, налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанным требованиям (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
На основании п. 5 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщик в этом случае обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.
Стоит заметить, что приведенный пункт не уточняет, что понимать под отчетным (налоговым) периодом, по истечении которого налогоплательщик должен представить сообщение. Дело в том, что налоговым периодом по УСН в таком случае является отчетный период, предшествующий кварталу, начиная с которого налогоплательщик считается перешедшим на ОСНО (п. 1 ст. 55 НК РФ, письма ФНС России от 27.03.2012 N ЕД-4-3/5146@, от 24.12.2013 N СА-4-7/23263 (п. 3.2), письма УФНС России по г. Москве от 02.11.2010 N 16-15/115178, от 21.04.2010 N 16-15/042727@ и др.).
Вместе с тем иного варианта, кроме как представления сообщения о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных по истечении отчетного периода, в котором возникли обстоятельства, препятствующие применению УСН, мы не видим. Сказанное подтверждается письмом ФНС России от 20.11.2020 N СД-4-3/19053@, где сказано (пункт 5), что "в связи с утратой права применять УСН налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором он утратил право на применение УСН." Аналогичная информация представлена на официальном сайте ФНС в разделе УСН "Часто задаваемые вопросы", где сказано, что сообщение подается "в течение 15 календарных дней по истечении того квартала, в котором он утратил данное право"*(2).
Таким образом, при утрате права на УСН в августе 2022 г. организация считается перешедшей на ОСНО с 3 квартала 2022 г., а сообщить об этом факте в налоговый орган необходимо не позднее 15 октября 2022 г.
Сообщение подается по рекомендуемой форме 26.2-2 "Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения", утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@*(3).
Непредставление такого сообщения влечет взыскание штрафа по ст. 126 НК РФ (200 руб.).

Декларация по УСН

Пунктом 3 ст. 346.23 НК РФ установлено, что налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором на основании п. 4 ст. 346.13 НК РФ он утратил право применять УСН.
То есть в данном случае налоговая декларация по УСН представляется не по итогам календарного года, а не позднее 25 октября 2022 года. При непредставлении указанной налоговой декларации налогоплательщик несет ответственность в порядке, установленном ст. 119 НК РФ (письмо Минфина России от 06.12.2017 N 03-11-11/81211).
В этот же срок должна быть произведена и уплата налога, подлежащего уплате за последний период применения УСН (т.е. за полгода 2022 г.) (п. 7 ст. 346.21 НК РФ).
Дополнительно смотрите: Энциклопедия решений. Сроки и порядок уплаты налога и авансовых платежей при УСН.

Отчетность по ОСНО

С момента утраты права на УСН организация становится плательщиком налогов, от которых она была ранее освобождена - налога на прибыль, НДС, а также налога на имущество в части недвижимости, налоговая база по которому исчисляется как среднегодовая стоимость (п. 2 ст. 346.11 НК РФ и п. 1 ст. 143, ст. 246, ст. 375, 376 НК РФ).
На основании п. 4 ст. 346.13 НК РФ суммы налогов, подлежащих уплате в рамках ОСНО, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах для вновь созданных организаций. При этом налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.
Это означает, что первым налоговым периодом по налогу на прибыль и налогу на имущество будет являться период с 1 июля по 31 декабря 2022 г., для НДС налоговый период установлен как квартал (п. 2 ст. 55, ст. 163, п. 1 ст. 285, п. 1 ст. 379 НК РФ). Отчетный период определяется положениями соответствующих глав НК РФ.
Соответственно, уже по итогам 3 квартала 2022 г. организация обязана представлять в налоговый орган налоговые декларации (п. 1 ст. 80, п. 5 ст. 174, ст. 289 НК РФ):
- по НДС - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом), т.е. не позднее 25.10.2022;
- по налогу на прибыль - не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (за 3 квартал - 28.10.2022).
По налогу на имущество декларация ежегодная, причем с 1 января 2023 г. налоговая декларация представляется в срок не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, и только при наличии недвижимости, налоговая база по которому определяется по среднегодовой стоимости (т.е. за 2022 г. не позднее 25.03.2023 при наличии соответствующих объектов налогообложения) (п. 3 и п. 6 ст. 386 НК РФ в редакции, вступающей в силу с 01.01.2023)*(4).
Особенности исчисления налоговой базы при переходе с УСН на ОСНО установлены ст. 346.25 НК РФ.
Обращаем внимание, что при утрате права на УСН в 3 квартале 2022 г. операции по реализации товаров (работ, услуг), в том числе в счет предварительной оплаты (частичной оплаты), полученной в период применения УСН, подлежат налогообложению НДС в установленном порядке с начала этого квартала. Но, учитывая, что НДС до момента утраты права на УСН покупателям к оплате не предъявлялся (счета-фактуры не выставлялись), то налог, исчисленный по прямой ставке (10% или 20%) к цене товаров (работ, услуг), придется уплатить за счет собственных средств (п. 2 ст. 153, п. 1 ст. 154, ст. 164, п. 1 ст. 167, пп. 1, 3 ст. 168 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 16.12.2021 N 03-07-11/102559, от 03.03.2020 N 03-07-11/15710, от 24.05.2018 г. N 03-07-11/35126). Причем финансовое ведомство не видит оснований для выставления счетов-фактур покупателям в таком случае (письмо Минфина России от 08.11.2021 N 03-07-09/89781)*(5).
Подробнее смотрите материалы:
- Энциклопедия решений. Налогообложение прибыли при переходе с УСН на общий режим налогообложения;
- Энциклопедия решений. Учет при утрате права на применение УСН;
- Энциклопедия решений. Отчетность - 2022. Организации, применяющие общую систему налогообложения;
- Энциклопедия решений. Налоговая декларация по НДС;
- Энциклопедия решений. Декларация по налогу на прибыль;
- Энциклопедия решений. Как заполнить декларацию по налогу на прибыль при уплате ежемесячных и квартальных авансовых платежей?;
- Энциклопедия решений. Декларация по налогу на имущество организаций;
- Вопрос: Налог на имущество при утрате организацией права на УСН в течение года (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2022 г.);
- Вопрос: Утрата права на применение УСН (доходы минус расходы). Вычет суммы НДС, предъявленного поставщиками товара, приобретенного, но не реализованного в период применения УСН (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2021 г.).

Упрощенная бухгалтерская отчетность

Что касается бухгалтерского учета, то утрата права на УСН в данном случае не лишает организацию права на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Критерии, ограничивающие организацию в выборе того или иного режима налогообложения, в частности УСН, в целом не влияют на право применения упрощенных способов бухучета (конечно, за исключением случаев, когда отдельные условия совпадают)*(6).
На основании частей 4 и 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых не подлежит обязательному аудиту, вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Перечень экономических субъектов, которые не вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, приведен в части 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. Как мы понимаем, организация не относится ни к одному из таких субъектов.
Таким образом, после перехода на ОСНО организация, как и прежде, может формировать бухгалтерскую отчетность в упрощенной форме (пп. 6, 6.1 приказа Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций").
Дополнительно смотрите в материале: Вопрос: Каким экономическим субъектам дано право упрощать бухгалтерский учет? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2021 г.).

К сведению:
В соответствии с п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ) применяемая при расчете система налогообложения является обязательным реквизитом кассового чека.
По разъяснениям ФНС России (письмо от 28.12.2021 N АБ-4-20/18334@), в случае установления несоответствия требованиям, установленным для применения УСН, пользователю необходимо незамедлительно сформировать отчет об изменении параметров регистрации на контрольно-кассовой технике, в котором указать новое значение реквизита "системы налогообложения" (тег 1062), а также начиная с этого момента необходимо указывать корректное значение реквизита "применяемая система налогообложения" (тег 1055) в кассовом чеке и в кассовом чеке коррекции.
Вместе с этим ФНС России сообщает, что не требуется корректировка кассовых чеков, оформленных с начала квартала, в котором налогоплательщик утратил право на УСН, до момента, когда он указанное право утратил. В то же время, если отчет об изменении параметров регистрации на ККТ был сформирован позже установления несоответствия требованиям, установленным для применения УСН, то кассовые чеки, оформленные с момента утраты права на УСН до оформления отчета об изменении параметров регистрации, необходимо исправить с помощью чеков коррекции или чеков возврата прихода в зависимости от версии ФФД и в соответствии с рекомендациями, указанными в письме ФНС России от 06.08.2018 N ЕД-4-20/15240@ "Об особенностях формирования кассового чека коррекции".
Смотрите также письмо Минфина России от 01.12.2021 N 03-11-11/97432.
Стоит заметить, по совокупности положений п. 1.1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ и Приказа ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов ..." суды приходят к выводу о необязательности включения реквизита "система налогообложения" в печатную форму кассового чека, что исключает привлечение к административной ответственности при отсутствии в бумажном чеке такого реквизита (п. 4 письма ФНС России от 15.02.2022 N АБ-4-20/1791@ "О направлении обзора судебных актов по вопросам привлечения к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

5 августа 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Энциклопедия решений. Ограничения по доле участия в уставном капитале для применения УСН.
*(2) Путь: Налогообложение в РФ Действующие налоги и сборы УСН Часто задаваемые вопросы. https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/taxes/usn/#title1.
*(3) Пример заполнения Сообщения об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения (форма N 26.2-2) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, июль 2018 г.).
*(4) Пункт 6 введен в ст. 386 НК РФ Федеральным законом от 02.07.2021. N 305-ФЗ.
Глобальные изменения в части сроков уплаты налогов, взносов и представления отчетности (как по имуществу, так и иным) начиная с 1 января 2023 г. внесены Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ (п. 2 ст. 5 Закона N 263-ФЗ).
Законом N 263-ФЗ введен институт единого налогового счета (ЕНС), открываемого каждому налогоплательщику в Федеральном казначействе. На этот счет плательщик перечисляет единый налоговый платеж, указывая в платежном поручении только сумму платежа и свой ИНН. Налоговый орган на основе имеющихся у него документов и информации будет самостоятельно засчитывать единый налоговый платеж в счет исполнения обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов. То есть в рамках ЕНС все подлежащие уплате и уплаченные налоги для каждого налогоплательщика консолидируются в единое сальдо расчетов с бюджетом.
Установлены единые сроки подачи налоговых деклараций (25-е число соответствующего месяца) и единые сроки уплаты налогов и авансовых платежей (28-е число соответствующего месяца).
Дополнительно смотрите Энциклопедию решений. Единый налоговый платеж организаций и индивидуальных предпринимателей.
*(5) По вопросу налогообложения НДС рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедии решений. НДС при переходе с УСН на общий режим налогообложения;
- Энциклопедия решений. Порядок исчисления НДС;
- Энциклопедия решений. НДС, предъявляемый продавцом покупателю;
- Энциклопедия решений. Авансовый счет-фактура;
- Энциклопедия решений. Налоговые вычеты по НДС;
- Энциклопедия решений. Налоговые вычеты по НДС при получении предварительной оплаты продавцом;
- Энциклопедия решений. Налогообложение у продавца при получении предварительной оплаты (аванса) по договору купли-продажи;
- Энциклопедия решений. Налоговые преференции по НДС (освобождение, пониженные ставки, необлагаемые операции и пр.);
- Энциклопедия решений. Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС;
- письмо Минфина России от 14.06.2022 N 03-07-14/56041.
*(6) Например, микрофинансовые организации, казенные и бюджетные учреждения не имеют права ни на УСН, ни на упрощенные способы бухгалтерского учета (смотрите подп. 17 и 20 п. 3 ст. 346.12 НК РФ и часть 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).