Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Российская организация без посредников приобретает у контрагента из ЕАЭС товар (никотиносодержащие изделия без табака) и ввозит его с территории соответствующего государства на территорию РФ. Какую отчетность необходимо представить в налоговый орган при ввозе товара из ЕАЭС? В какие сроки необходимо уплатить НДС?

Российская организация без посредников приобретает у контрагента из ЕАЭС товар (никотиносодержащие изделия без табака) и ввозит его с территории соответствующего государства на территорию РФ.
Какую отчетность необходимо представить в налоговый орган при ввозе товара из ЕАЭС? В какие сроки необходимо уплатить НДС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Российской организации-покупателю в связи с ввозом товаров на территорию РФ нужно будет уплатить НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированного товара. В тот же срок в налоговый орган нужно будет представить специальную налоговую декларацию по косвенным налогам с приложением к ней пакета документов, информация о котором раскрыта ниже.

Обоснование вывода:
Вопросы взимания НДС при перемещении товаров между государствами-членами Евразийского экономического союза (далее - государства-члены, ЕАЭС) регулируются Договором о ЕАЭС (Астана, 29.05.2014) (далее - Договор). Положения Договора имеют приоритет перед нормами НК РФ (п. 1 ст. 7 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 71 Договора товары, ввозимые с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, облагаются косвенными налогами. Пунктом 1 ст. 72 Договора предусмотрено, что взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте. Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке согласно приложению N 18 к Договору (далее - Протокол).
На основании ст. 2 Протокола ввоз товаров налогоплательщиками на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена является импортом товаров.
Пунктом 13 Протокола установлено, что взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, осуществляется налоговым органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров с учетом особенностей, предусмотренных пп. 13.1-13.5 Протокола (за рядом исключений, не актуальных для рассматриваемого случая). При этом собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).
Так, если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства-члена и налогоплательщиком другого государства-члена, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства-члена, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров либо, если это предусмотрено законодательством государства-члена, - комиссионером, поверенным или агентом (п. 13.1 Протокола).
Исключений из приведенных правил в части взимания НДС в отношении никотиносодержащих изделий без табака не установлено.
Из письма Минфина России от 27.05.2019 N 03-07-13/1/38177 следует, что НДС при импорте товаров на территорию одного государства-члена с территории другого государства - члена уплачивается во всех случаях, кроме предусмотренных п. 6 ст. 72 Договора. В частности, НДС не взимается при импорте на территорию государства-члена товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства-члена не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию (подп. 1 п. 6 ст. 72 Договора). Кроме того, из писем ФНС России от 08.12.2016 N СД-4-3/23473@, Минфина России от 17.02.2017 N 03-07-13/1/6359, от 08.08.2016 N 03-07-15/46408 следует, что не облагаются при ввозе из стран ЕАЭС товары, реализация которых в РФ освобождена от налогообложения на основании ст. 149 НК РФ. Однако оснований для применения в данном случае освобождения от уплаты "ввозного" НДС мы не видим.
Таким образом, российская организация-покупатель в рассматриваемой ситуации должна уплатить НДС в связи с импортом товара из ЕАЭС.
Исчисленный налог нужно будет перечислить в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированного товара (п. 19 Протокола).
В связи с ввозом товара из ЕАЭС российская организация должна будет представить в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированного товара, специальную налоговую декларацию по косвенным налогам (далее - Декларация), форма которой утверждена приказом ФНС России от 27.09.2017 N СА-7-3/765@, а также иные документы, предусмотренные п. 20 Протокола:
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика;
- выписку банка, подтверждающую фактическую уплату НДС по импортированному товару (с учетом установленных особенностей);
- транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории ЕАЭС на территорию России;
- счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством страны поставщика. Если их выставление (выписка) не предусмотрено законодательством указанного государства, в налоговый орган представляется иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированного товара (дополнительно смотрите письмо ФНС России от 20.03.2014 N ЕД-4-15/5040@);
- договор (контракт), на основании которого приобретен ввезенный в РФ товар.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

1 июля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.