Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация является участником проекта "Сколково" до декабря 2023 года. В мае 2022 года организация получила свидетельство о предоставлении статуса участника инновационного научно-технологического центра МГУ "Воробьевы горы". 01.01.2023 организация "потеряет" льготы как участник инновационного центра "Сколково". Когда организация должна подать документы в ИФНС для получения льгот по налогам как участник инновационного научно-технологического центра МГУ "Воробьевы горы"?

Организация является участником проекта "Сколково" до декабря 2023 года. В мае 2022 года организация получила свидетельство о предоставлении статуса участника инновационного научно-технологического центра МГУ "Воробьевы горы". 01.01.2023 организация "потеряет" льготы как участник инновационного центра "Сколково".
Когда организация должна подать документы в ИФНС для получения льгот по налогам как участник инновационного научно-технологического центра МГУ "Воробьевы горы"?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация может подать документы для получения повторного освобождения от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль после утраты права на применение этой льготы в качестве участника проекта "Сколково".
Учитывая неоднозначность ситуации, рекомендуем организации обратиться за письменными разъяснениями в Минфин России или налоговый орган по месту учета.

Обоснование позиции:
На основании ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 29.07.2017 N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 216-ФЗ или Закон об ИНТЦ) участник проекта может одновременно являться участником проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра "Сколково" в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", участником других проектов создания и обеспечения функционирования инновационных научно-технологических центров при соблюдении им установленных настоящим Федеральным законом требований к участникам проекта и условий, за исключением условия, предусмотренного п. 2 ч. 2 настоящей статьи. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2019 г. N 332 "О создании инновационного научно-технологического центра "Инновационный научно-технологический центр МГУ "Воробьевы горы".
Условия получения и утраты статуса участника проекта "Сколково" установлены в ст. 10 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (далее - Закон N 244-ФЗ). Федеральным законом от 02.08.2019 N 298-ФЗ внесены изменения в Закон N 244-ФЗ, которым сняты территориальные ограничения для участников проекта, предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 10.
Получение статуса участника ИНТЦ не поименовано в числе оснований для утраты статуса участника "Сколково".
При этом статус участника ИНТЦ, как и статус участника "Сколково", предоставляет организации право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль (п. 1 ст. 246.1 НК РФ), НДС (п. 1 ст. 145.1 НК РФ), от обложения налогом на имущество (п. 20 ст. 381 НК РФ), а также применение пониженных тарифов страховых взносов (подп. 10 п. 1 ст. 427 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 246.1 НК РФ организация, получившая статус участника проекта "Сколково" либо участника проекта ИНТЦ (далее - участник проекта), в течение 10 лет со дня получения ими статуса участников проекта в соответствии с указанными федеральными законами имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков в порядке и на условиях, предусмотренных гл. 25 НК РФ.
Из п. 4 ст. 246.1 НК РФ следует, что участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта. Для этого участник проекта, начавший использовать освобождение, должен направить в налоговый орган по месту своего учета:
- письменное уведомление по форме, утвержденной приказом Минфина России от 28.05.2019 N 79н, и
- документы, указанные в абзаце 2 п. 7 ст. 246.1 НК РФ (документы, подтверждающие статус участника проекта).
Сделать это необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого участник проекта начал использовать право на освобождение (п. 4 ст. 246.1 НК РФ).
По нашему мнению, положения ст. 246.1 НК РФ предоставляют организации право начать применять освобождение в любой период после 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта. Применение указанной льготы является правом организации, а не обязанностью, и носит заявительный характер. Поэтому организация самостоятельно определяет необходимость применения положений этой статьи.
Для участника проекта, использовавшего право на освобождение, в п. 6 ст. 246.1 НК РФ предусмотрена обязанность направить в налоговый орган по окончании налогового периода (не позднее 20-го числа последующего месяца) документы, подтверждающие право на освобождение (предусмотренные п. 7 ст. 246.1 НК РФ), а также уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующего налогового периода или об отказе от освобождения. В случае, если участником проекта не направлены документы, указанные в п. 7 ст. 246.1 НК РФ (либо представлены документы, содержащие недостоверные сведения), сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней.
В дальнейшем участник проекта, применяющий освобождение, может:
- отказаться от освобождения, направив соответствующее уведомление в налоговый орган по месту учета в качестве участника проекта не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен отказаться от освобождения. В этом случае повторно освобождение не предоставляется (п. 5 ст. 246.1 НК РФ);
- утратить право на применение освобождения по обстоятельствам, предусмотренным п. 2 ст. 246.1 НК РФ.
Участник проекта утрачивает право на освобождение от обязанностей налогоплательщика по обстоятельствам, предусмотренным п. 2 ст. 246.1 НК РФ. К таким случаям относится, в частности, утрата статуса участника проекта по истечении 10 лет, а также по иным основаниям. При этом право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в данном случае утрачивается с 1-го числа налогового периода, в котором такой статус был утрачен. Сумма налога за налоговый период, в котором наступили обстоятельства, указанные в пп. 2 и 2.1 ст. 145.1 НК РФ, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней (п. 3 ст. 246.1 НК РФ).
Продление 10-летнего срока применения освобождения, в том числе в случае получения дополнительно статуса участника другого проекта в периоде применения этой льготы, в ст. 246.1 НК РФ не предусмотрено. Повторное направление уведомления, предусмотренного п. 4 ст. 246.1 НК РФ, в периоде применения льготы также не предполагается, поскольку участник проекта уже не исчисляет и не уплачивает налог на прибыль организаций в отношении всех осуществляемых им операций (при соблюдении установленных условий). Соответственно, до утраты права на применение льготы у организации отсутствуют основания для повторного направления уведомления, предусмотренного п. 4 ст. 246.1 НК РФ, в связи с получением статуса участника ИНТЦ.
В связи с этим налогоплательщик обязан начислить и уплатить в бюджет суммы налога на прибыль организаций за соответствующий период календарного года, в котором он утратил статус участника, в том числе в связи с истечением 10 лет со дня получения данного статуса, а также уплатить соответствующую сумму пеней (письмо Минфина России от 21.09.2020 N 03-03-06/1/82338).
В то же время на основании абзаца 2 п. 5 ст. 246.1 НК РФ право на применение данного освобождения повторно не предоставляется только участнику проекта, отказавшемуся от освобождения. В связи с этим в иных случаях, в том числе получения организацией статуса участника проекта повторно, организация имеет право на повторное применение освобождения от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль организаций. На это неоднократно указывал Минфин России в своих разъяснениях (смотрите письма Минфина России от 27.03.2020 N 03-01-11/24474, от 25.12.2020 N 03-07-07/114859, от 15.01.2020 N 03-01-10/1528).
При таких обстоятельствах полагаем, что в случае если участник проекта утрачивает право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в связи с завершением периода срока действия такого права (в декабре 2023 года), то полученная им прибыль за 2023 год подлежит обложению налогом на прибыль организаций по общеустановленной ставке в размере 20 процентов (либо с применением иных льгот, предусмотренных главой 25 НК РФ). Применить льготу как участник ИНТЦ организация сможет после утраты статуса участника проекта Сколково, то есть с 2024 года, направив документы, предусмотренные п. 4 ст. 246.1 НК РФ, до 20.01.2024.
Заметим также, что в случае если участником проекта не выполнено требование п. 6 ст. 246.1 НК РФ о представлении документов до 20 января, участник проекта обязан исчислить налог на прибыль организаций в целом за предыдущий налоговый период в общем порядке и уплатить его в установленный НК РФ срок (со взысканием соответствующих сумм пеней). Вместе с тем в этом случае участник проекта не утрачивает право на освобождение по основаниям, установленным п. 2 ст. 246.1 НК РФ. В этой связи, по мнению финансового ведомства, указанный участник проекта имеет возможность воспользоваться положениями абзаца 2 п. 4 ст. 246.1 НК РФ и начать использовать право на освобождение, направив в налоговый орган уведомление и соответствующие документы не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого он как участник проекта вновь начнет использовать это право (письмо Минфина России от 23.01.2017 N 03-03-06/1/3009).
Соответственно, если организация до 20 января 2023 года не направит такие документы, она обязана будет исчислить и уплатить налог на прибыль за 2022 год. Полагаем, что в этом случае организация вправе начать использовать освобождение как участник ИНТЦ с 1 января соответствующего налогового периода, направив в налоговый орган уведомление и документы, предусмотренные п. 4 ст. 246.1 НК РФ, не позднее 20 февраля.
Таким образом, по нашему мнению, повторное использование освобождения от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль в любом случае предполагает необходимость уплаты налога на прибыль за соответствующий налоговый период.
Дополнительно отметим, что применение участником проекта положений ст. 246.1 НК РФ не зависит от применения им льгот (преференций), предусмотренных для участников проекта иными главами части второй НК РФ (письмо Минфина России от 25.12.2020 N 03-07-07/114859). Поэтому считаем, что поскольку организация до получения статуса участника ИНТЦ использовала только право на применение освобождения по налогу на прибыль, она вправе воспользоваться льготами (преференциями) по другим налогам, предусмотренным для участников проекта (по НДС, налогу на имущество организаций и страховым взносам), с момента получения статуса участника ИНТЦ.
Официальные разъяснения и судебную практику о возможности применения освобождения при получении статуса участника другого проекта нам обнаружить не удалось. Изложенная позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с точкой зрения иных специалистов и контролирующих органов. Во избежание налоговых рисков рекомендуем организации обратиться за письменными разъяснениями в Минфин России или налоговый орган по месту учета (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 24, подп. 4 п. 1 ст. 32, ст. 34.2 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Освобождение от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль;
- Энциклопедия решений. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС организаций - участников проекта "Сколково" либо ИНТЦ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

4 июля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.