Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Бюджетное учреждение на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет лесным участком. Субъект права - Российская Федерация. Земельный участок относится к землям лесного фонда с разрешенным использованием: защитные леса, для осуществления рекреационной деятельности. Подпадает ли данный земельный участок под действие подп. 4 п. 2 ст. 389 НК РФ?

Бюджетное учреждение на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет лесным участком. Субъект права - Российская Федерация. Земельный участок относится к землям лесного фонда с разрешенным использованием: защитные леса, для осуществления рекреационной деятельности. Подпадает ли данный земельный участок под действие подп. 4 п. 2 ст. 389 НК РФ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Земельный участок, отнесенный к категории земель лесного фонда с разрешенным использованием "для осуществления рекреационной деятельности", не признается объектом налогообложения земельным налогом в силу прямой нормы подп. 4 п. 2 ст. 389 НК РФ.

Обоснование вывода:
Подпунктом 4 п. 2 ст. 389 НК РФ установлено, что не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки из состава земель лесного фонда.
Понятие земель лесного фонда налоговое законодательство не определяет, поэтому обратимся к соответствующим положениям земельного и лесного законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ).
В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (ч. 2 ст. 6.1 Лесного кодекса РФ). Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 Лесного кодекса РФ). К лесам, расположенные на землях лесного фонда, относятся, в частности, защитные леса (п. 1 ч. 1 ст. 10 Лесного кодекса РФ). При этом на землях лесного фонда допускается осуществление рекреационной деятельности (п. 6 ч. 1 ст. 21, п. 8 ч. 1 ст. 25, ст. 41 Лесного кодекса РФ).
Приведенные нормы законодательства позволяют нам сделать однозначный вывод, что земельный участок, отнесенный к категории земель лесного фонда с разрешенным использованием "для осуществления рекреационной деятельности", не признается объектом налогообложения земельным налогом. Такое же мнение высказано в письме Минфина России от 01.03.2010 N 03-05-05-02/10, ссылка на которое приведена в п. 3 Приложения 1 к письму ФНС России от 13.04.2020 N БС-4-21/6185@ "О формировании на налоговый период 2020 года картотеки кадастровых номеров земельных участков организаций, не признаваемых объектами налогообложения".
Анализируя судебную практику, мы не нашли судебных споров по подобным ситуациям. Вместе с тем отметим постановление Восемнадцатого ААС от 21.05.2012 N 18АП-3842/12, в котором рассматривалось заявления администрации муниципального образования о бездействии налогового органа в отношении начисления земельного налога с земельных участков из состава земельного лесного фонда в границах муниципального образования. Суд признал претензии администрации необоснованными, так как в силу прямого указания закона земельные участки в составе земель лесного фонда, на налогообложение которых земельным налогом претендует заявитель, не являются объектом налогообложения данным налогом.
В постановлении Четвертого ААС от 27.08.2015 N 04АП-4175/15 указано, что надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории земель (в том числе к землям лесного фонда), вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

Ответ прошел контроль качества

18 июня 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.