Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Общество является организатором спортивного мероприятия. По итогам соревнований победителям вручаются призы. Призы - как от организатора мероприятия так и от спонсоров. 1. Если призы принадлежат организатору мероприятия, то должен ли организатор начислить НДС? Можно ли взять к вычету входящий НДС по данным призам? Возможно ли стоимость призов взять в расход по налогу на прибыль? 2. Если призы принадлежат спонсору и передаются по акту приема-передачи, то кто выступает налоговым агентом по НДФЛ: организатор или спонсор? Переходит ли право собственности на призы организатору мероприятия, если по условиям спонсорского договора партнер передает призы организатору для раздачи по акту? Кто должен уплатить НДС в этом случае при передаче призов победителю? В акте приема-передачи победителю кто должен быть указан в графе "Передал": организатор или спонсор?

Общество является организатором спортивного мероприятия. По итогам соревнований победителям вручаются призы. Призы - как от организатора мероприятия так и от спонсоров.
1. Если призы принадлежат организатору мероприятия, то должен ли организатор начислить НДС? Можно ли взять к вычету входящий НДС по данным призам? Возможно ли стоимость призов взять в расход по налогу на прибыль?
2. Если призы принадлежат спонсору и передаются по акту приема-передачи, то кто выступает налоговым агентом по НДФЛ: организатор или спонсор? Переходит ли право собственности на призы организатору мероприятия, если по условиям спонсорского договора партнер передает призы организатору для раздачи по акту? Кто должен уплатить НДС в этом случае при передаче призов победителю? В акте приема-передачи победителю кто должен быть указан в графе "Передал": организатор или спонсор?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Если призы принадлежат организатору мероприятия, то организатор должен начислить НДС при передаче призов и может взять к вычету входной НДС по призам. Стоимость призов можно учесть при исчислении налога на прибыль.
2. Переход права собственности на призы зависит от договорных отношений. Если договором предусмотрен переход права собственности на призы к организатору, то организатор должен будет уплатить НДС, указать себя в акте приема-передачи в графе "Передал" и исполнить функции налогового агента по НДФЛ.
Из судебной практики следует вывод, что если призы вручаются от имени спонсора и право собственности не переходит к организатору, то в этом случае договор содержит элементы посредничества (договора поручения или агентского договора). НДС при передаче призов в такой ситуации уплатит спонсор. В акте приема-передачи в графе "Передал" указывается спонсор. Налоговым агентом по НДФЛ выступает спонсор.

Обоснование вывода:

Призы принадлежат организатору

Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, услуг на возмездной и безвозмездной основе признается реализацией (п. 1 ст. 39 НК РФ). Реализация на территории РФ - это объект обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому при передаче призов возникает безвозмездная реализация и объект налогообложения НДС. При этом глава 21 НК РФ не содержит каких-либо специальных норм, посвященных уплате НДС при выдаче призов в мероприятии, организованном по договору со спонсором. Поэтому, т.к. есть факт безвозмездной передачи, есть и обязанность исчислить НДС.
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. Налогоплательщик вправе предъявить к вычету НДС в том периоде, в котором выполнены все условия, предусмотренные ст. 171, 172 НК РФ:
- товары (работы, услуги) приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
- товары (работы, услуги) приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- имеется правильно оформленный счет-фактура поставщика (п. 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации передача приза организатором - это облагаемая НДС операция, следовательно, входной НДС, предъявленный продавцами указанных призов, организация имеет право принять к вычету при соблюдении общих условий ст. 171 и ст. 172 НК РФ.
Суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), использованным при приобретении (изготовлении) рекламной продукции стоимостью менее 100 рублей, в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 170 и п. 2 ст. 171 НК РФ к вычету не принимаются и учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) (смотрите, например, письма Минфина России от 04.06.2013 N 03-03-06/2/20320, постановления ФАС Московского округа от 13.05.2014 N Ф05-2657/14, ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2013 N Ф07-7727/13). При передаче данной продукции организация не должна исчислять НДС (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 04.06.2013 N 03-03-06/2/20320, от 25.10.2010 N 03-07-11/424).
Если стоимость единицы рекламной продукции (призов) превышает 100 руб., операция по ее безвозмездной передаче облагается НДС (смотрите, например, письма Минфина РФ от 16.07.2012 N 03-07-07/64, от 23.10.2014 N 03-07-11/53626, п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33). В таком случае входной НДС по продукции, переданной безвозмездно, принимается к вычету в общеустановленном порядке на основании ст. 171 НК РФ и ст. 172 НК РФ (смотрите также письма Минфина России от 04.06.2013 N 03-03-06/2/20320, УФНС России по г. Москве от 12.05.2008 N 19-11/45206).
На наш взгляд, организатору здесь не нужно применять положения подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, т.к., скорее всего, призы дороже 100 рублей и для организатора передача призов происходит в рамках исполнения спонсорского договора (т.е. для самого организатора это не рекламные расходы).
Расходы на призы организатор вправе учесть при исчислении налога на прибыль на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. При этом основание по подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ (расходы на рекламу) не подходит, т.к. для организатора это не рекламные расходы.
В рассматриваемой ситуации не применяется норма п. 16 ст. 270 НК РФ, т.е. передача призов происходит в рамках возмездного договора со спонсором.

Призы принадлежат спонсору

Из судебной практики следует вывод, что при организации спонсорских либо рекламных мероприятий договорные отношения могут регулироваться договором об оказании услуг с элементами агентского договора либо договора поручения (постановление Семнадцатого ААС от 04.04.2019 N 17АП-1829/19, постановление Девятого ААС от 10.05.2011 N 09АП-3360/11).
В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. На основании п. 2 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Согласно п. 3 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В постановлении Девятого ААС от 10.05.2011 N 09АП-3360/11 указано, что соглашение об участии в программе "Малина" содержит элементы смешанных договоров - оказание услуг и агентского, при этом общество не пояснило, под какой конкретно вид договора подпадает выдача призов.
В постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 N 03АП-6281/12 касательно спора о проведении стимулирующей лотереи суд не согласился с доводами налогового органа о том, что призы следует рассматривать как плату партнеров в пользу общества за спонсорскую рекламу. Само по себе указание логотипов спонсоров на купонах не свидетельствует о передаче призов в собственность организатора акции (общества). Налоговым органом не представлено каких-либо доказательств наличия между спонсорами, предоставившими призы, договорных отношений, предусматривающих поступление призов в собственность общества. Из представленных доказательств не следует, что призы предоставлялись с условием об обязательном упоминании спонсоров в рекламе (спонсорская реклама).
Поэтому мы делаем вывод, что в отношении призов в договоре со спонсором должно быть четко указано, переходит ли право собственности на призы к организатору, либо в части призов организатор действует как посредник (как агент или поверенный). Во избежание неясностей стороны должны прописать в договоре переход права собственности или отсутствие такого перехода.
В статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" даны следующие определения:
- спонсор - лицо, предоставившее средства для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия;
- спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
Таким образом, для спонсора расходы на спортивное мероприятие - это рекламные расходы. Поэтому целесообразным, на наш взгляд, является вручение призов от имени спонсора в целях рекламы спонсора. Тогда организатор при вручении призов будет действовать как посредник, а право собственности на призы сохранит спонсор.
В такой ситуации объект обложения НДС возникает у спонсора, он же будет являться налоговым агентом по НДФЛ.
О необходимости исчислить НДС при передаче призов изложено в первом разделе ответа.
У спонсора возникает также необходимость исполнить функции налогового агента по НДФЛ. Согласно абзацу шестнадцатому п. 2 ст. 11 НК РФ источник выплаты доходов налогоплательщику - это организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход.
Организация, от которой физлица получают доходы, признается налоговым агентом (п. 1 ст. 226, п. 1 ст. 24 НК РФ). При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (п. 5 ст. 226 НК РФ).
В письме Минфина России от 15.03.2018 N 03-04-06/16262 рассматривалась следующая ситуация. Компания (организатор) с целью формирования и поддержания интереса к своим услугам проводит стимулирующее мероприятие (промоакцию) для физлиц. Она выступает инициатором данного мероприятия, определяет правила его проведения. Для проведения акции организатор заключает договор об оказании услуг по организации, проведению и сопровождению акции с оператором. Финансирование акции полностью производится за счет средств организатора путем оплаты услуг оператора, которые включают, помимо услуг по проведению акции, закупку и передачу призов как в денежной, так и в натуральной форме физлицам - победителям акции. Таким образом, оператор действует в рамках исполнения услуг, руководствуясь условиями, предусмотренными договором с организатором, в том числе выступает в качестве лица, непосредственно передающего призы победителям акции.
Минфин пришел к выводу, что, поскольку организацией, от которой физлица получают призы, является организатор промоакции (а не оператор), за счет средств которого образуется призовой фонд, данная организация признается налоговым агентом в отношении доходов в виде призов в данной акции и обязана выполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 226 и 230 НК РФ. Применительно к рассматриваемой ситуации налоговый агент по НДФЛ - это спонсор.
К такому же выводу пришли представители Минфина России в письме от 22.08.2013 N 03-04-06/34518. В ситуации, рассмотренной Минфином, согласно условиям заключенного договора Исполнитель обязуется обеспечить совершение фактических действий по организации и проведению розыгрышей тиражей стимулирующей лотереи, документальное оформление итогов проведенных тиражей путем вручения и подписания по поручению Банка соответствующих актов приема-передачи призов победителям - физическим лицам от имени Организатора, т.е. Банка. Минфин указал, что обязанность по уплате НДФЛ с доходов, полученных налогоплательщиком от участия в стимулирующей лотерее, возлагается на банк.
Но и другой вариант с переходом права собственности на приз к организатору также возможен. Если в договоре будет прописан переход права собственности на приз к организатору, то он должен будет уплатить НДС, указать себя в акте приема-передачи в графе "Передал" и исполнить функции налогового агента по НДФЛ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. НДФЛ с отдельных видов доходов (подарков, выигрышей, призов, материальной помощи), не превышающих 4000 рублей в год;
- Энциклопедия решений. Заполнение 2-НДФЛ при вручении подарков в денежной или натуральной формах;
- Вопрос: Исполнитель обязуется оказать услуги по организации проведения конференции. Участниками конференции выступают профессиональные историки и специалисты смежных дисциплин из РФ, стран СНГ и иных государств. Участие физических лиц производится в интересах организации. Речь идет именно о договоре об оказании услуг. Стоимость услуги формируется с учетом всех затрат исполнителя. Исполнитель выполняет услуги по организации размещения в гостинице и проезду группы иногородних участников. Являются ли компенсации сумм на проезд, проживание участников их доходом в натуральной форме? Надо ли исполнителю подавать данные в налоговый орган на участников конференции? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.)
- Вопрос: Организация проводит розыгрыш призов (стимулирующую лотерею). Покупатели автомобилей автоматически становятся участниками розыгрыша. Разыгрываются автомобиль и другие ценные призы. Можно ли сумму "входного" НДС принять к вычету? Можно ли стоимость подарков включить в расходы для целей налогового учета? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2015 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия

Ответ прошел контроль качества

15 июня 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.