Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Муниципальное автономное учреждение (МАУ), применяющее общую систему налогообложения, сдает в аренду индивидуальным предпринимателям муниципальное имущество, предоставленное администрацией муниципального образования на праве безвозмездного пользования. Кто в данном случае является налогоплательщиком или налоговым агентом, исчисляет и уплачивает в бюджет НДС: МАУ - арендодатель или арендаторы?

Муниципальное автономное учреждение (МАУ), применяющее общую систему налогообложения, сдает в аренду индивидуальным предпринимателям муниципальное имущество, предоставленное администрацией муниципального образования на праве безвозмездного пользования.
Кто в данном случае является налогоплательщиком или налоговым агентом, исчисляет и уплачивает в бюджет НДС: МАУ - арендодатель или арендаторы?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При предоставлении в аренду муниципальным автономным учреждением муниципального имущества, предоставленного МАУ в безвозмездное пользование, НДС исчисляет и уплачивает в бюджет МАУ как налогоплательщик.

Обоснование позиции:
На основании подп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ передача некоммерческим организациям, в рассматриваемой ситуации - муниципальному автономному учреждению имущества муниципальной казны на осуществление уставной деятельности не признается объектом налогообложения НДС.
Следовательно, к безвозмездному пользованию автономным учреждением имуществом муниципальной казны не применяются положения п. 3 ст. 161 НК РФ, предусматривающему исчисление и уплату в бюджет НДС арендатором в качестве налогового агента при аренде имущества казны (письмо Минфина России от 04.02.2019 N 03-03-06/3/6136).
Обратите внимание, что предоставление имущества в аренду должно быть предусмотрено Уставом учреждения.
Для целей налогообложения НДС аренда трактуется как услуга. Это следует, например, из положений:
- подпунктов 5, 10 п. 2 ст. 146 НК РФ (безвозмездное пользование, к которому согласно гражданскому законодательству (п. 2 ст. 689 ГК РФ) применяются положения об аренде;
- подп. 1 п. 4 ст. 148 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 146 НК РФ оказание услуг на территории РФ является объектом налогообложения НДС. Следовательно, при заключении автономным учреждением договора аренды от своего имени с индивидуальными предпринимателями налогоплательщиком НДС является именно МАУ. Отметим, что операции по предоставлению имущества в аренду автономным учреждением не упомянуты ни в п. 2 ст. 146 НК РФ, ни в ст. 149 НК РФ. Поэтому налог исчисляется и уплачивается автономным учреждением в общем порядке.
В подтверждение своей позиции приведем письма Минфина России от 21.05.2019 N 03-07-13/1/36302, от 31.08.2018 N 03-07-14/62306, посвященные порядку налогообложения НДС в случае передачи арендатором имущества казны в субаренду. Согласно разъяснениям финансового ведомства, в случае аренды имущества казны арендатор удерживает из арендной платы и перечисляет НДС в бюджет в качестве налогового агента (п. 3 ст. 161 НК РФ). Однако если арендуемое имущество казны арендатор предоставляет в субаренду, то обязанность по уплате налога не может быть возложена на субарендатора. Налогоплательщиком НДС по операции передачи имущества казны в субаренду является сам арендатор имущества казны.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Налогообложение при безвозмездном пользовании у ссудополучателя (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Налогообложение при аренде. Учет у арендодателя (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

Ответ прошел контроль качества

5 марта 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.