Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Охранная организация охраняет различные объекты, соответственно, охранники находятся на постах у того юридического лица, где оказываются услуги. Будет ли этот пост охраны обособленным подразделением, если охранные услуги оказываются на территории одного (своего) региона, но налоговые инспекции разные?

Охранная организация охраняет различные объекты, соответственно, охранники находятся на постах у того юридического лица, где оказываются услуги.
Будет ли этот пост охраны обособленным подразделением, если охранные услуги оказываются на территории одного (своего) региона, но налоговые инспекции разные?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Учитывая арбитражную практику и более поздние разъяснения уполномоченных органов, мы считаем, что основания для создания ОП в рассматриваемом случае отсутствуют. Вместе с тем в силу противоречивости официальных разъяснений о признании обособленного подразделения созданным при оказании охранных услуг, полагаем целесообразным представить необходимые документы в налоговый орган для принятия им решения.

Обоснование позиции:
Гражданское и законодательство о налогах и сборах по-разному определяют понятие "обособленное подразделение" юридического лица.
Исходя из содержания ст. 55 ГК РФ, в гражданском законодательстве под обособленным подразделением юридического лица понимается подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица, которое осуществляет все его функции или их часть, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, руководитель которого назначается юридическим лицом и действует на основании выданной юридическим лицом доверенности.
Для целей законодательства о налогах и сборах под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (смотрите также Энциклопедию решений. Иные обособленные подразделения). При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ, частью 6 ст. 209 ТК РФ рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Минфин России в письмах от 25.10.2019 N 03-02-07/1/82265, от 21.05.2018 г. N 03-02-07/1/34515 сообщал, что под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его ОП (постановления Пятнадцатого ААС от 13.05.2011 N 15-АП-4108/2011, ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу N А26-11293/2005, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А).
Таким образом, возникновение обособленного подразделения организации налоговое законодательство связывает с наличием следующих критериев:
- территориальная обособленность;
- наличие стационарных (созданных на срок более одного месяца) рабочих мест, оборудованных вне места государственной регистрации организации;
- ведение деятельности через это подразделение;
- осуществление работодателем контроля рабочего места (постановления АС Западно-Сибирского округа от 11.06.2015 N Ф04-20325/15, АС Поволжского округа от 16.11.2016 N Ф06-14530/16).
Вопрос о необходимости создания обособленного подразделения (далее также - ОП) охранными предприятиями по месту осуществления охранных услуг не имеет однозначного ответа.
Налоговые органы придерживались позиции, что независимо от наличия оборудования по месту нахождения постов охраны, а также от того, каким предприятием оно установлено (охранным или организацией, являющейся объектом охраны), посты охраны, обладающие признаками, установленными в ст. 11 НК РФ, являются обособленными подразделениями и у организации появляется обязанность по постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения (письма УФНС России по г. Москве от 11.09.2007 N 18-11/3/086094@, управления МНС по г. Москве от 29.01.2003 N 11-14/5523, также письмо УФНС России от 31.03.2010 N 16-15/033302).
В то же время в письме Минфина России от 19.05.2017 N 03-02-07/1/30937 выражено мнение, что в случае, если охранная организация не является собственником (арендатором) помещения, в котором располагается охранник, не создает стационарного рабочего места в этом помещении и пост охраны не находится под контролем охранной организации, представляется, что деятельность такой организации по месту нахождения поста охраны не обладает признаками обособленного подразделения, указанными в п. 2 ст. 11 НК РФ.
С учетом позиций, сформулированных в судебной практике, Минфин России в письме от 05.10.2012 N 03-02-07/1-238 применительно к охранным услугам, которые исполнитель оказывает силами своих работников на территории заказчика, указал, что, если оборудование или иное имущество, принадлежащее исполнителю охранных услуг, на постах охраны отсутствует, указанные права имеются только у заказчика охранных услуг, который создает условия для осуществления исполнителем охранных услуг в целях обеспечения его собственной безопасности, а рабочее место охранника не подконтрольно работодателю, отсутствуют основания для признания соответствующего поста охраны обособленным подразделением частного охранного предприятия*(1).
Отметим, что такое мнение подтверждается арбитражной практикой*(2).
В сложных случаях организация может воспользоваться порядком, установленным п. 9 ст. 83 НК РФ: в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
Налоговый орган принимает необходимое решение, в частности, на основе представленных организацией договоров на оказание услуг, трудовых (гражданско-правовых) договоров и иных документов, подтверждающих характер отношений между организацией, ее работниками и заказчиками услуг, а также других документов, позволяющих установить фактические обстоятельства осуществления исполнителем деятельности, в том числе наличие у организации возможности контролировать рабочие места своих работников (письма Минфина России от 30.04.2013 N 03-02-07/1/15201, от 04.12.2015 N 03-02-07/1/70758,).
На основе исследования фактических обстоятельств, исходя из анализа представленных документов, налоговый орган должен сделать вывод о признании (непризнании) деятельности работника в качестве представителя организации обособленным подразделением организации (письмо ФНС России от 18.01.2011 N ПА-4-6/449).
Таким образом, организация вправе обратиться в налоговый орган по месту осуществления деятельности организации, который принимает указанное решение исходя из представленных организацией документов (письма Минфина России от 25.07.2019 N 03-02-07/1/55416, от 31.05.2019 N 03-02-08/40754, от 05.04.2019 N 03-02-08/23794, от 19.07.2013 N 03-03-06/1/28350, от 03.02.2012 N 03-02-07/1-30, письмо ФНС России от 15.05.2014 N СА-4-14/9323).
Воспользоваться правом обращения в налоговый орган в ситуации, когда охранная организация не является собственником (арендатором) помещения, в котором располагается охранник, Минфин России предложил в вышеупомянутом письме от 19.05.2017 N 03-02-07/1/30937.
В заключение напомним, что в силу п. 4 ст. 83 НК РФ в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно.
Таким образом, на основании указанного положения организации предоставлено право выбора налогового органа для постановки на учет ее обособленных подразделений в случае, если эти обособленные подразделения организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам (письма Минфина России от 18.02.2010 N 03-02-07/1-60, от 18.02.2010 N 03-02-07/1-68).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Обособленные подразделения. Филиалы и представительства;
- Энциклопедия решений. Обособленное подразделение для целей налогового контроля (учета);
- Энциклопедия решений. Постановка на учет в налоговых органах и снятие с учета филиалов, представительств, иных обособленных подразделений;
- Доказываем, что обособленного подразделения нет, даже если налоговики утверждают обратное (Е. Вайтман, журнал "Российский налоговый курьер", N 18, сентябрь 2015 г.);
- Когда место будет стационарным (С. Полятков, "Налоговый учет для бухгалтера", N 9, сентябрь 2013 г.);
- Вопрос: Работники охранной организации выполняют свои обязанности на постах охраны, находящихся на территориях заказчиков. Должна ли организация вставать на учет в налоговых органах по местам нахождения постов? (журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ", N 8, август 2017 г.)
- Вопрос: Согласно договору охранных услуг предприятие оказывает охранные услуги другому предприятию на рабочих местах, которые предоставляет работникам вышеуказанное предприятие согласно договору (в частности, это караульные помещения и контрольно-пропускные пункты). Стоимость каждого вида имущества не превышает 100 тыс. руб. Помещения, в которых исполняются обязанности охранника, не находятся в аренде. Может ли организация отнести затраты на приобретение жалюзи на окна, установку кондиционеров, а также покупку прочего хозинвентаря для данных помещений в целях улучшения условий работы для охранников, на уменьшение налогооблагаемой прибыли предприятия? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2018 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья

Ответ прошел контроль качества

10 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Вместе с тем, по мнению представителей Минфина России, изложенному в письме от 31.05.2019 N 03-02-07/1/41780, косвенный контроль работодателя за выполнением его работниками их обязанностей в здании на производственном объекте заказчика может осуществляться посредством взаимодействия работодателя с заказчиком указанных работ (услуг).
*(2) Например, ФАС Московского округа в постановлении от 02.03.2009 N КА-А40/817-09 применительно к деятельности ЧОП, организующего посты охраны на территориях заказчиков, указал на то, что согласно ст. 209 ТК РФ рабочее место прямо или косвенно находится под контролем работодателя, при этом контроль предполагает наличие у работодателя прав по распоряжению, пользованию и владению помещением, а также необходимыми для работы оборудованием и инструментами. С учетом того, что имущество или оборудование, принадлежащее работодателю, на постах охраны отсутствует, такие права имеются только у собственника помещения (заказчика охранных услуг). В ходе исполнения договорных обязательств по охране объекта на территории заказчика работодатель не может прямо или косвенно контролировать рабочее место своего охранника. Поэтому суды со ссылкой на положения ст.ст. 15, 16, 56 ТК РФ пришли к выводу о том, что пост охраны, рассматриваемый налоговой инспекцией как "рабочее место", не отвечает критериям ст. 209 ТК РФ. В постановлении ФАС Московского округа от 20.12.2010 N КА-А41/15744-10 по делу N А41-42786/09 указано: из содержания договора не усматривается создание обществом на территории Шатурского района, то есть вне места своего нахождения, обособленного подразделения в виде стационарных рабочих мест. Заявитель не арендует на территории заказчика рабочие места - помещения и прочее имущество. Согласно заключенному договору предоставление служебных и подсобных помещений, оборудования, инвентаря, средств связи является обязанностью заказчика. Таким образом, посты охраны не отвечают определенным ст. 209 Трудового кодекса РФ критериям рабочего места. Смотрите также постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 07.09.11 N А27-15865/2010, от 08.08.11 N А27-15867/2010.