Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация А имеет следующие лицензии: - лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод; - лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на ж/д транспорте; - лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов 1, 2, 3 класса опасности; - лицензию на осуществление деятельности по транспортировке отходов 4 класса опасности. Организация А передала в аренду все свои производственные площади (в том числе артезианскую скважину, на которую у организации А имеется вышеуказанная лицензия на право пользования недрами для добычи подземных вод) организации Б, которая будет пользоваться в производственных целях водой из скважины, осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на ж/д транспорте, эксплуатировать взрывопожароопасный производственный объект, транспортировать отходы 4 класса опасности. Договор аренды, заключенный между организациями А и Б, не является договором аренды предприятия, так как объекты недвижимости, передаваемые в аренду, зарегистрированы как отдельные (например, разведочно-эксплуатационная скважина, котельная, производственный корпус, железнодорожные пути и т.д.). Планируется, что организация Б в будущем получит лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод, однако это произойдет не сразу после сдачи артезианской скважины в аренду. Кто обязан оплачивать (организация А или организация Б) после заключения договора аренды водный налог в связи с пользованием водой из скважины?

Организация А имеет следующие лицензии:
- лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод;
- лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на ж/д транспорте;
- лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов 1, 2, 3 класса опасности;
- лицензию на осуществление деятельности по транспортировке отходов 4 класса опасности.
Организация А передала в аренду все свои производственные площади (в том числе артезианскую скважину, на которую у организации А имеется вышеуказанная лицензия на право пользования недрами для добычи подземных вод) организации Б, которая будет пользоваться в производственных целях водой из скважины, осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на ж/д транспорте, эксплуатировать взрывопожароопасный производственный объект, транспортировать отходы 4 класса опасности. Договор аренды, заключенный между организациями А и Б, не является договором аренды предприятия, так как объекты недвижимости, передаваемые в аренду, зарегистрированы как отдельные (например, разведочно-эксплуатационная скважина, котельная, производственный корпус, железнодорожные пути и т.д.).
Планируется, что организация Б в будущем получит лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод, однако это произойдет не сразу после сдачи артезианской скважины в аренду.
Кто обязан оплачивать (организация А или организация Б) после заключения договора аренды водный налог в связи с пользованием водой из скважины?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В анализируемой ситуации плательщиком водного налога до оформления лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод организацией Б, по нашему мнению, должна быть организация А.
После получения организацией Б лицензии на пользование недрами плательщиком водного налога станет организация Б.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются, в частности, организации, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством РФ.
При этом право пользования участком недр в целях добычи подземных вод возникает, в частности, на основании решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (п. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ, ст. ст. 10.1, 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", далее - Закон о недрах).
Отметим, что ни Закон о недрах, ни Положение о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1, ни приказ Минприроды России от 29.09.2009 N 315, утвердивший форму лицензии и соответствующий Административный регламент, не ставят возможность пользования подземным водным объектом в зависимость от того, на каком праве пользователь владеет скважиной (находится она в собственности или принадлежит на праве аренды).
По вопросу уплаты в подобной ситуации налога на добычу природных ископаемых в письме Минфина России от 17.09.2015 N 03-06-06-01/53408 сказано со ссылкой на ст. 17.1 Закона о недрах, что в случае перехода права собственности на недра лицензия подлежит переоформлению. В силу ст. 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на право пользование участком недр. Таким образом, новая организация становится пользователем недр и, соответственно, плательщиком НДПИ с даты государственной регистрации переоформленной лицензии на право пользования недрами. Определение налоговой базы по НДПИ, а также исчисление суммы налога и представление декларации прежним владельцем лицензии осуществляется до даты государственной регистрации лицензии на нового пользователя недр, а новым пользователем недр - с даты государственной регистрации переоформленной лицензии. При этом в случае, если налогоплательщик НДПИ не осуществляет в период переоформления лицензии деятельность, связанную с добычей полезных ископаемых, обязанность по представлению в налоговый орган налоговой декларации за ним сохраняется. В данном случае в соответствующих графах декларации следует проставлять прочерк.
Мы полагаем, что аналогичный подход применим и к ситуации с водным налогом.
На наш взгляд, плательщиком водного налога признается организация, осуществляющая на основании соответствующих разрешительных документов (лицензии) водопользование (письмо Минфина России от 21.12.2015 N 03-06-06-02/74828, письма ФНС России от 29.04.2016 N СД-4-3/7821, от 06.02.2012 N ЕД-4-3/1808@). "Организация, которой лицензия на водопользование предоставлена..., является плательщиком водного налога до окончания срока действия лицензии на водопользование или до переоформления права пользования водными объектами в соответствии с требованиями Водного кодекса РФ" (письмо Минфина России от 23.10.2013 N 03-06-06-02/44478).
В подкрепление данной позиции можно привести мнение налоговых органов, содержащееся в письме ФНС России от 06.02.2012 N ЕД-4-3/1808@ "По вопросу признания организации плательщиком водного налога". В указанном письме была рассмотрена следующая ситуация: лицензия на право пользования недрами получена администрацией сельского муниципального образования, которая, в свою очередь, привлекла МУП ЖКХ к осуществлению забора воды из подземных водных объектов. При этом в являющемся неотъемлемой частью лицензии Лицензионном соглашении об условиях пользования участками недр предусмотрена добыча воды непосредственно администрацией сельского муниципального образования. Налоговые органы указали, что в данном случае с учетом положений главы 25.2 НК РФ обязанность по уплате водного налога возложена на лицо, которому в установленном порядке предоставлено право пользования недрами с целью забора из них воды. Аналогичная позиция нашла отражение в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.01.2010 по делу N А33-11830/2008.
Если в рассматриваемом случае забор подземных вод не прекращается и у передавшей в аренду артезианскую скважину организации А есть лицензия на добычу подземных вод, то плательщиком водного налога до оформления аналогичной лицензии организацией Б, по нашему мнению, должна быть организация А.
Судебная практика показывает, что оформление лицензии на пользование недрами возможно и для арендаторов (постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2016 N 21АП-413/16).
Поскольку организация Б фактически осуществляет пользование водным объектом (скважиной), полагаем, что после получения ею лицензии на пользование недрами плательщиком водного налога станет организация Б.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Территориальные органы Роснедр на плановой основе информируют территориальные органы ФНС России, в частности, о выданных, переоформленных, аннулированных (отозванных) лицензиях (разрешениях) на право пользования недрами и лицензиях, действие которых приостановлено (возобновлено), в течение пяти рабочих дней после выдачи, переоформления или аннулирования (отзыва) соответствующих лицензий (разрешений) (ст. 5 Приказа Федерального агентства по недропользованию и ФНС России от 05.10.2005 N 1000/САЭ-3-21/485, п. 11.2 письма ФНС России от 29.12.2017 N АС-4-16/26923@).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Вопрос: АО осуществило вклад в имущество ООО недвижимостью, в том числе была передана артезианская скважина. АО как собственник имело лицензию и являлось плательщиком водного налога. Переоформление лицензии займет некоторый период времени. Предусмотрена ли ответственность за пользование скважиной без лицензии? Может ли пользоваться скважиной на праве аренды прежний собственник, имеющий лицензию? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2018 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

12 июля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.